Главные вкладки

    Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему:
    Комплексно- тематическое планирование по теме «ОДЕЖДА»

    Лищенко Анна Сергеевна

    Формирование первичных представлений о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл odezhda.docx42.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплексно- тематическое планирование по теме «ОДЕЖДА»

    Автор: Лищенко Анна Сергеевна, старший воспитатель  ГБ ДОУ № 75 комбинированного вида Приморского района.

    ЦЕЛЬ:  Формирование первичных представлений о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.

    ЗАДАЧИ: 

    • Обогащение опыта детей  посредством расширения знаний  детей об одежде.
    • Обогащение представлений детей об истории происхождения одежды.
    • Формировать представления детей о швейном производстве, о профессиях швейной промышленности.
    • Развитие речевых навыков у детей, расширение словарного запаса.
    • Закрепление умений детей работать со схемами.
    • Формирование умений детей обобщать, классифицировать, систематизировать.
    • Формирование навыков самообслуживания - умений детей ухаживать за своей одеждой.

    ПОНЕДЕЛЬНИК

    Образовательная деятельность в режимные моменты

    (первая половина дня)

    Дидактическая игра «Узнай по описанию».

    Цель: Учить детей узнавать сверстников по описанию внешнего вида (одежда, цвет глаз, волос).

    Рассматривание лоскутков ткани.

    Цель: Активизировать интерес детей к различным видам и названиям тканей (ситец, капрон, мех, фланель, шёлк и др.)

    Непрерывно образовательная деятельность

    ПОЗНАВАТНЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Формирование целостной картины мира.

    Тема: «Как появилась одежда».

    Задачи:  Формировать представления детей об истории возникновения одежды, о том, какая одежда была в древности, из чего её шили. Формировать представления детей о швейном производстве в современном мире, о профессиях швейной промышленности. Развивать внимание, память, мышление, речь. Расширять и активизировать словарь детей:  швея,  портной, модельер, закройщик, ателье, напёрсток, швейная фабрика, ткацкий станок. Развивать умение детей преобразовывать слова:  швея – шьёт - швейный, ткач – ткёт – ткацкий – ткань и др. Учить детей выкладывать схему «Река времени», опираясь на полученные знания.

    Методы и приёмы:

    * Игра «Назови одним словом»

    * Игра «Магазин одежды» - раскладывание предметных картинок по видам одежды (верхняя, нижнее бельё, женская, мужская, детская, зимняя, летняя, праздничная, специальная)

    * Рассказ воспитателя «Как появилась одежда»

    * Чтение стихотворения «История одежды»

    *«Река времени» (выкладывание картинок от одежды прошлого до одежды настоящего)

    * Беседа «Кто изготавливает одежду?»

    * Игра «Кто что делает?»

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (музыка)

    - Слушание «Моя Россия» муз. Г.Струве.

    - Пение русской народной песни «Прялица» в обработке Т.Ломовой.

    - Русский народный танец «Лён» в обработке Раухвергера.

    Прогулка (первая половина дня)

    1.Подвижная игра «Цветные перебежки».

    Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

    Игра малой подвижности «Носим - не носим» 

    Цель: Учить детей соотносить одежду со временем года

    Образовательная деятельность в режимные моменты (вторая половина дня)

    1.Экспериментирование с тканью.

    Цель: Формировать представления детей о том, какая ткань быстрее намокнет, какая ткань быстрее рвётся, мнётся.

    2.Дидактическая игра «Разрезные картинки» (одежда)

    Цель: Учить детей собирать целое из 6 – 9 частей.

    Прогулка (вторая половина дня)

    Подвижная игра «Цветные перебежки».

    Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

    Игра малой подвижности «Носим - не носим» 

    Цель: Учить детей соотносить одежду со временем года

    Работа с родителями

    Привлечение родителей к созданию музея пуговиц «Без застежки нет одежки»

    Рекомендации родителям:

    Совершить экскурсию в магазин одежды  с целью познакомить детей с разнообразием одежды (верхней, спортивной, праздничной, детской, мужской, женской одежды, нижнего белья).

    Оснащение предметно-пространственной развивающей среды

    Иллюстрации первобытных людей в одежде из листьев шкур животных. Иллюстрации с изображение современной одежды.

    Дидактическая игра «Разрезные картинки» (виды одежды)

    «Река времени» (история возникновения одежды)

    Лоскутки различных  тканей

    Журналы мод

    Материалы для проведения  экспериментирования с тканью

     

    ВТОРНИК

    Образовательная деятельность в режимные моменты (первая половина дня)

    Дидактическая игра «Кому что нужно?»

    Цель: Учить детей узнавать на картинке и называть предметы, которые необходимы для изготовления одежды.

    Настольно-печатная игра «Подбери заплатку».

    Цель: Учить соотносить цветовой рисунок и форму «заплатки» и «ткани».

    Непрерывно образовательная деятельность

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

    Тема: «А ну-ка, угадай-ка»

    Задачи: Воспитывать интерес к русскому народному фольклору. Познакомить детей с пословицами и поговорками об одежде, учить понимать их смысл. Учить составлять загадки описательного характера о предметах одежды, пользуясь схемами. Развивать логическое мышление.

    Методы и приёмы:

    *Загадки об одежде

    *Объяснение иносказательного смысла загадок

    *Игра «Продолжи пословицу»

    *Физкультминутка «Стирка»

    *Игра «Узнай по описанию» (по названию частей одежды)

    *Игра «Загадай одежду»

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Лепка).

    Тема: Я –дизайнер

    Задачи: Формировать умение создавать узор на одежде (картонная заготовка). Закреплять навыки лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, сглаживание, соединение деталей. Развивать творческие способности, цветовосприятие. Воспитывать аккуратность при работе с  пластилином.

    Методы и приёмы:

    *Рассматривание иллюстраций с изображением различной одежды.

    *Объяснение последовательности  работы.

    *Имитация способов лепки (круговые и прямые движения руками в воздухе)

    *Работа детей

    *Представление детьми своих работ.

    Прогулка (первая половина дня)

    Подвижная игра «Я художником родился».

    Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

    Игра малой подвижности «Иголка и нитка»

    Цель: Воспитывать чувство сплочённости, коллективизма. Учить детей постепенно вливаться в игру, присоединяясь к последнему в «нити». Учить детей выполнять роль ведущего – «иголки».

    Образовательная деятельность в режимные моменты (вторая половина дня)

    Чтение рассказа Н. Носов «Заплатка», беседа по прочитанному.

    Задачи: Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, полным, развернутым предложением, используя доказательную и объяснительную речь. Развивать умение выделять основную мысль рассказа, давать характеристику поступкам главного героя. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, бережное отношение к одежде.

    Творческая мастерская: «Швейная фабрика»

    Цель: Учить детей создавать бумажную одежду для плоскостных кукол, используя разнообразные художественные материалы (цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, пластилин ит.д.)

    Прогулка (вторая половина дня)

    Подвижная игра «Цветные перебежки».

    Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

    Игра малой подвижности «Иголка и нитка»

    Цель: Воспитывать чувство сплочённости, коллективизма. Учить детей постепенно вливаться в игру, присоединяясь к последнему в «нити». Учить детей выполнять роль ведущего – «иголки».

    Работа с родителями

    Привлечь родителей к   оснащению сюжетно-ролевой игры «Магазин одежды»

    Оснащение предметно-пространственной развивающей среды

    Организация музея пуговиц «Без застежки нет одежки»

    Разнообразные художественные материалы (цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, пластилин ит.д.) для игры «Швейная фабрика».

    Дидактическая игра «Кому что нужно?»

    Настольно-печатная игра «Подбери заплатку».

    Рассказ Н. Носова «Заплатка»

    Разукраски по теме.

    СРЕДА

    Образовательная деятельность в режимные моменты (первая половина дня)

    1.Рассматривание моделей одежды в журналах мод.

    Цель: Формировать представления детей о разнообразии одежды.

    Беседа на тему «Одежда будущего»

    Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей. Развивать фантазию, речь, логическое мышление.

    Учить детей придумывать одежду будущего, опираясь на схему-модель описания одежды.

    Словесная игра «Мой, моя, моё, мои…»

    Цель: Учить детей подбирать существительное – название предмета одежды – к местоимению, правильно согласовывать их в роде и числе, отвечать на вопрос: «О каком предмете одежды можно сказать – мой (моя, моё, мои)?

    Непрерывно образовательная деятельность

    ПОЗНАВАТНЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Формирование элементарных математических представлений.

    Тема: Поможем Золушке попасть на бал.

    Задачи: Развивать умение детей выполнять сложение чисел, решая простейшие математические задачи. Закреплять умение детей отгадывать загадки; ориентироваться в пространстве группы: находить необходимые предметы по словесной ориентировке. Воспитывать отзывчивость, желание помогать нуждающимся в помощи. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Развивать у детей умение писать графический диктант.

    Методы и приёмы:  

    *Загадка о Золушке: (чтение отрывка из сказки)

    *Создание проблемной ситуации: Золушке очень бы хотелось поехать на бал, но у неё очень много работы и нет бального платья. Как можно ей помочь?

    *Игра «Отберем фасоль от гороха»

    *Решение математических задач – сложение чисел

    *Игра «Отыщи нужный предмет» (Упражнение на ориентировку в пространстве: воспитатель даёт словесное описание расположения предметов в группе, а дети находят их)

    *Графический диктант «Платье для Золушки»

    *Анализ занятия

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Рисование декоративное.)

    Тема: Украсим кукле платьице.

    Задачи: Познакомить детей с дымковской игрушкой. Развивать умение детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги.  Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать фантазию, творческие способности, эстетический вкус.

    Методы и приёмы:

    *Рассматривание дымковских игрушек, узоров на их одежде

    *Показ способов рисования узора.

    *Работа детей.

    *Анализ занятия.        

    Прогулка (первая половина дня)

    Игра «У кого больше?» ( Во время одевания на прогулку или раздевания)

    Цель: Учить детей считать количество предметов одежды на себе, сравнивать с количеством одежды на сверстниках.

    Подвижная игра «Я художником родился».

    Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

    Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем…»

    Цель: Учить детей выразительно изображать различные действия (стирка одежды, шитьё, одевание и т.п.)

    Образовательная деятельность в режимные моменты (вторая половина дня)

    Чтение стихотворения В.Лившиц «Валины перчатки».

    Задачи: Развивать умение понимать поучительный смысл стихотворения.. Развивать умение давать полные обоснованные ответы. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде

    Вопросы: - Как называется стихотворение? Почему?

                     - О чём рассказывается в стихотворении?

                     - Кто искал Валины перчатки?

                     - Какие вещи нашли родственники?

                     - Где нашли перчатки?

                     - Как можно назвать Валю?

                     - Хорошо ли Валя поступает с одеждой?

    Дидактическая игра «Хорошо-плохо».

    Цель: Учить детей видеть положительные и отрицательные стороны в той или иной ситуации.

    Прогулка (вторая половина дня)

    Подвижная игра «Цветные перебежки».

    Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

    Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем…»

    Цель: Учить детей выразительно изображать различные действия (стирка одежды, шитьё, одевание и т.п.)

    Работа с родителями

    Информационный материал для родителей на тему

    « Советы родителям по воспитанию опрятности и аккуратности у детей»

    Оснащение предметно-пространственной развивающей среды

    Журналы мод

    Стихотворение В. Лившиц «Валины перчатки».

    Сказка Ш. Перо «Золушка»

    Разукраски по теме.

    Работа по организации музея пуговиц «Без застежки нет одежки»

            

    ЧЕТВЕРГ

    Образовательная деятельность в режимные моменты (первая половина дня)

    Словесная игра «Угадай-ка».

    Цель: Учить детей отгадывать предмет одежды по названию его частей.

    Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

    Цель: Учить детей определять на ощупь и называть некоторые виды тканей (мех, фланель, капрон, шёлк, кожа, драп, вельвет и др.)

    Непрерывно образовательная деятельность

    ПОЗНАВАТНЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Формирование целостной картины мира.

    Тема «Виды ткани»

    Задачи: Обобщить знания детей о различных видах ткани.

    Познакомить с выращиванием хлопка. Учить сравнивать качества различных тканей, развивать умения находить изделия из различных видов тканей.
    Совершенствовать умения детей мыслить, обсуждая и доказывая свою точку зрения, пользуясь распространенными предложениями. Воспитывать культуру речевого общения уважения к труду взрослых.
    Словарная работа: хлопок, лен, шерсть, шелк, веретено, прялка, ткань, ткачиха и т.д.

    Материалы:

    Образцы различных видов тканей, коробочка хлопка

    Презентация «Как рубашка в поле выросла»
    Иллюстрации или образцы одежды из различных тканей

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Музыка)

    Слушание русской народной песни «Дуня-тонкопряха» в обработке Жарова.

    Пение «Солнышкино платьице» . Музыка и слова Е.Гомоновой.

    Прогулка (первая половина дня)

    Игра «У кого больше?» ( Во время одевания на прогулку или раздевания)

    Цель: Учить детей считать количество предметов одежды на себе, сравнивать с количеством одежды на сверстниках.

    Подвижная игра «Цветные перебежки».

    Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

    Игра малой подвижности «Носим - не носим»

    Цель: Учить детей соотносить одежду со временем года

    Образовательная деятельность в режимные моменты (вторая половина дня)

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды».

    Цель: Воспитывать доброжелательность, вежливость, дружеские взаимоотношения в игре. Закреплять представления о видах одежды. Продолжать учить детей строить диалог в игре.

    Чтение с последующим обсуждением рассказа К. Ушинского  «Как рубашка в поле выросла».

    Прогулка (вторая половина дня)

    Подвижная игра «Цветные перебежки».

    Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

    Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем…»

    Цель: Учить детей выразительно изображать различные действия (стирка одежды, шитьё, одевание и т.п.)

    Работа с родителями

    Информационный материал для родителей на тему

    «Как правильно одевать ребенка в зависимости от времени года»

    Оснащение предметно-пространственной развивающей среды

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды»

    Разукраски по теме.

    Образцы различных видов тканей, коробочка хлопка
    Иллюстрации или образцы одежды из различных тканей

    Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

    Работа по организации музея пуговиц «Без застежки нет одежки»

    Журналы мод

    Рассказ К. Ушинского  «Как рубашка в поле выросла».

    ПЯТНИЦА

    Образовательная деятельность в режимные моменты (первая половина дня)

    Рассматривание иллюстраций о том, какую одежду носили наши предки.

    Цель: Продолжать расширять представления детей об истории одежды, её разновидностях,  социальном предназначении, старинном названии некоторых предметов одежды.

    Игра «Если бы я был…» (шапкой, брюками, шубой)

    Цель: Развивать у детей творческое мышление, умение вести монолог от лица какого-либо предмета одежды, описывая его качества.

    Непрерывно образовательная деятельность

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  ( Аппликация)

    Тема: «Гулять собираемся - потеплее одеваемся»

    Упражнять в вырезывании одежды симметричным способом. Развивать зрительный контроль действия рук. Закреплять навыки аккуратного наклеивания и аккуратного пользования ножницами. Закреплять прием многослойного вырезывания. Формировать умение украшать силуэты элементами геометрического узора. Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы. Развивать творческие способности.

    Прогулка (первая половина дня)

    Подвижная игра «Я художником родился».

    Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

    Игра малой подвижности «Иголка и нитка»

    Цель: Воспитывать чувство сплочённости, коллективизма. Учить детей постепенно вливаться в игру, присоединяясь к последнему в «нити». Учить детей выполнять роль ведущего – «иголки».

    Образовательная деятельность в режимные моменты (вторая половина дня)

    Хозяйственно-бытовой труд: стирка кукольной одежды.

    Задачи: Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Развивать умение детей пользоваться схемой последовательности выполнения действий. Учить детей тщательно простирывать одежду, полоскать и отжимать её.

    Дидактическая игра «Какая?».

    Цель: Учить детей образовывать прилагательные от существительных, отвечая на вопрос «Какая?»

    (Одежда из ситца какая? – ситцевая; воротник из меха – меховой и т.п.)

    Прогулка (вторая половина дня)

    Подвижная игра «Я художником родился».

    Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.

    Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем…»

    Цель: Учить детей выразительно изображать различные действия (стирка одежды, шитьё, одевание и т.п.)

    Работа с родителями

    Рекомендации родителям по посещению музеев, где можно увидеть различные виды одежды:

    Музей Военного Костюма

    Российский этнографический музей

    Государственный Эрмитаж и др.

    Оснащение предметно-пространственной развивающей среды

    Иллюстрации с изображением различных видов одежды

    Работа по организации музея пуговиц «Без застежки нет одежки»

    Журналы мод

    ПОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ:

    1.Русская народная сказка «Золотое веретено».

    2.В.Осеева «Волшебная иголочка».

    3.Н.Носов «Заплатка».

    4.Е.Благинина «Научу одеваться и братца».

    5.Л.Чарская «Большая стирка».

    6.Казахская сказка «Чудесная сказка».

    7.К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

    8.З.Воскресенская «На кончике нити».

    9.Е.Благинина «Шинель».

    10.З.Александрова «Сарафанчик».

    11.В.Орлов «Портниха».

    12.А.Барто «Сто одёжек».

    13.В.Зайцев «Я одеваться сам могу».

    14.Н.Саконская «Снежный ком».

    15.В.Лившиц «Валины перчатки».

    16. «Сказка про то, как одежда обиделась».

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.

    2.Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.

    3.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.

    4.Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.

    5.Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.

    6.365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.

    7.Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О.С.Боромыкова (изд. «Детство-пресс»)

    8.Гармошечка – говорушечка. Выпуск №5 (Москва «Музыка» 1987).

    9.Весёлые песенки для малышей круглый год. Е.А.Гомонова (Ярославль Академия развития 2001).

    10.Удивительные истории. Л.Е.Белоусова (Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2000).

    11.Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. И.А.Лыкова. («Карапуз» Творческий центр СФЕРА. М.-2009).

    12.Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Книга 1. Е.А.Алябьева (Творческий центр СФЕРА. М. – 2007)

    13.Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. И.Г.Кудрякова, В.В.Кузнецова, Л.А.Пыстина (г.Саров 1997)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование образовательной работы с детьми в ДОУ с учетом ФГТ. Комплексно - тематическое планирование по теме "В мире животных"

    Представляю практический материал  планирования   образовательного процесса по теме "В мире животных", составленный на основе федеральных государственных требований.   В ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Комплексно-тематическое планирование по теме "Одежда, обувь"

    В данном файле, представлена методическая разработка выполненная в дошкольном отделении ГБОУ школы № 297 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга.Комплексно-тематическое планирование работы на неде...

    Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

    Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

    Комплексно -тематическое планирование по теме "Одежда".

    Планирование по теме "Одежда" во второй младшей группе....

    Комплексно - тематическое планирование по теме " Одежда" средняя группа

    Комплексно - тематическое планирование по теме " Одежда"...

    Комплексно-тематическое планирование по теме "Одежда, обувь и головные уборы"

    Тема: Одежда, обувь и головные уборы вторая младшая группа                                        ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Комплексно-тематическое планирование по теме "Одежда, обувь"

    Комплексно-тематическое планирование работы по теме «Одежда, обувь» Примерное планирование работы по теме «Одежда, обувь» Старший дошкольный возраст. Цель: Форми...