Проект - Природа родного края
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

Реализация требований ФГОС ДО в области экологического воспитания дошкольников предполагает формирование у дошкольников первичных экологических представлений и понятий, являющихся основой для процесса экологического образования.  

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priroda_rodnogo_kraya.docx83.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

ПРОЕКТ

 «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

(Приобщение дошкольников  к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам)

http://mirbelogorya.ru/images/stories/news/2014/10/karta1.jpg

г. Губкин, 2015г.

Проект «Природа родного края»

(по приобщению дошкольников  к  миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам)

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

В.А. Сухомлинский

Информационная карта объекта.

Вид проекта:

коллективный, познавательно-творческий, краткосрочный  (период 2015 – 2016 учебный год)

Участники проекта:

  • Щеголева А.В. – старший воспитатель;
  • Казакова Г.Н. – воспитатель;
  • Зиновьева О.Н. – воспитатель;
  • Воспитанники подготовительной группы;
  • Родители воспитанников.

Актуальность.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

Реализация требований ФГОС ДО в области экологического воспитания дошкольников предполагает формирование у дошкольников первичных экологических представлений и понятий, являющихся основой для процесса экологического образования.  

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой возможно обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

Актуальность данной темы заключается в том, что ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важный аспект этого – развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.

Цель.

Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.

Задачи.

  • Систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края;
  • Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через       практическую деятельность.
  • Познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений и человека;
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;
  • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Методы работы над проектом.

  • Теоретический (тематические беседы, анкетирование, консультации, и пр.)
  • Наглядный (наблюдение, получение информации через слайдовые презентации, выставки).
  • Практический (опыты, участие в мероприятиях ДОУ).
  • Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия, экскурсии).

Реализация проекта.

Реализация проекта направлена на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.  

Первый этап. Сбор банка данных.

  • Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления представлений о природе родного края.
  • С детьми (наблюдения, беседы).

Второй этап. Разработка проекта. Определение конкретной темы проекта.

  • Обсуждение проблемы с педагогами.
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.
  • Составление плана реализации проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта «Природа нашего края».
  • Участие родителей в праздниках и мероприятиях ДОУ.
  • Проведение консультативных бесед, родительских собраний.
  • Информация в родительских уголках.
  • Совместная работа родителей и детей по изготовлению природных поделок, гербарий, коллекций камней.
  • Оформление семейного альбома «Семейный отдых на природе».

Третий этап.       Работа над реализацией проекта.

  • Взаимодействие ДОУ с краеведческим музеем.
  • Взаимодействие ДОУ с МБУ ДО «Станция юных натуралистов».

Четвертый этап.    Подведение итогов реализации проекта.

  • Презентация проекта в рамках работы ГМО (секций).
  • Представление и размещение итогов реализации проектов на сайте детского сада.
  • Опубликование проектов в периодических изданиях.

Месяц

Тема и содержание мероприятия

Участники

Сентябрь

1- 4

1.Работа родителями: анкетирование

«Определяющее отношение родителей к эколого-краеведческому воспитанию дошкольника».

 Экскурсия в краеведческий музей

 «Изучаем природу родного края»

 Цель. Расширить кругозор детей о своем родном крае, о его прошлом и настоящем.

Воспитатели, дети, родители, старший воспитатель

2. НОД «Люблю тебя - мой край родной»

Цель. Развивать интерес к изучению природы  родного края.

Аутотренинг «Мы - друзья природы»

Беседа о заповедных местах нашего края.

Дидактическая игра с мягкими игрушками.

Воспитатели, дети

3. Просмотр слайдовой презентации  «Мы друзья леса»

Цель. Способствовать обобщению имеющихся  представлений у детей о живой природе. Формировать умение ориентироваться в природном окружении»

Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какой ветки детки?», «Найди по описанию» и т.д.

Воспитатели, дети

4. Экологическое развлечение  на тему:

«Лесная прогулка» 

Цель. Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.

Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.

Дидактические игры:  «От какого дерева лист?»

 «Чьи плоды?»

Сценка «На лесной опушке»

Цель. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить правильному сбору грибов и ягод.

Эстафета «Собери мусор».

Воспитатели, дети, родители

Октябрь

5 - 8

1.Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире. Закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей).

Игры «Узнай по голосу птиц», «Птицы нашего края».

Создание сборника загадок, пословиц о природе.

Воспитатели, дети

2. Экологическая экспедиция в осенний парк.

Цель: Воспитание любви к природе, научить детей поведению в лесу. Учить видеть красоту осеннего леса. 

Экологическая игра «Разрешается – запрещается». Изготовление фотографий собранных в экспедиции

Воспитатели, дети, старший воспитатель

3.Работа с родителями.

Выпуск  бюллетеня «Войди в природу другом».

  • Привлечь родителей к активному участию в
  • проекте  совместно со своими детьми. 
  • Трудовой десант «Дерево нашей семьи».
  • Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу».

Воспитатели, дети, родители

4. Литературный вечер

«Люблю тебя, мой край  родной!»

Разучивание с детьми стихотворений   и песен местных авторов о родном крае, растительном и животном  мире.

Воспитатели, дети, родители

Ноябрь

9-12

1.Экологический праздник «Синичкин день»

Создание альбома «Птицы нашего края»

Воспитатели, дети

  • 2 Просмотр видео «Жизнь леса». 
  • Цель. Учить видеть и понимать красоту живой
  • природы родного края;
  • Придумать и оформить природо - сберегающие знаки.
  • Дидактические  игры: «Найди фрагменты
  •   на   картинке», «На что похоже?», «Что мы видим?», «Что такое?»

Воспитатели, дети

3. НОД «Как готовятся к зиме дикие животные родного края»

Цель. Закреплять знания детей о диких животных нашего региона. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.

Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Воспитатели, дети

4.Работа с родителями.

Консультация  «Знакомим детей с природой родного края» …    

Оформление  наглядного  стенда  «Берегите природу».

Воспитатели, дети, родители

   

Декабрь

13-16

1. НОД «Хвойные деревья наших лесов».

Цель. Расширить знания детей о растительном и

животном  мире родного края, природоохранное поведение. 
Беседы с детьми об  истории празднования

Нового года, о роли новогодних елочек.

Придумывание  и инсценировка  сказки «Спор деревьев» (ели и сосны)

Воспитатели, дети

2.Слайдовая презентация 

 «Загадки хвойного леса»         

 Цель. Учить детей дифференцировать хвойные

 породы деревьев – сосна обыкновенная, ель;

 выделять особенности цвета, длины, расположение

 на побегах хвоинок этих деревьев.

 Акция «Берегите елочку»

 Размещение буклетов «Сохраним лесную красавицу».

Воспитатели, дети, родители

3.Работа с родителями

 Интервьюирование родителей и прохожих на тему

 «С какой елью Вы встретите Новый год?»

 Украшение искусственной ёлочки к Новому году в дет-

 ком саду игрушками сделанными детьми совместно с

 родителями.

Воспитатели, дети, родители

4. Опыты, поисковая  деятельность

«Нужен ли зимой растениям снег?», «Почему у дерева с тёмным стволом быстрее тает снег?», «На какую сторону света растёт больше веток?», «Что живёт под снегом?».

Цель. Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Воспитатели, дети

Январь

17-18

1.Составление рассказов  по опорным схемам:

 «Лесное   царство».

Оформление альбома  «Эти интересные животные»

Изготовление макета «Уголок леса»

Воспитатели, дети, родители

2. Работа с родителями.

Круглый стол «Туристические прогулки с детьми  на природу».

Предложить тематику маршрутов «Первые вестники весны» «Ранняя весна в лесу», «Хвойные деревья», «Деревья в лесу», «В лес за тишиной», «В лес за находками», «Листопад в лесу». 

Воспитатели, дети, родители

3. Целевая прогулка «Наблюдение за рябиной»

Цель. Познакомить  с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Настольная игра  «Как зовут тебя деревце?»

Воспитатели, дети

4.Конструирование из бросового материала

 «Кормушка для птиц»

 Цель. Учить конструировать кормушки для

 птиц,  используя бросовый материал.

Труд в природе. Установка кормушек для

 подкормки   птиц.

Цель. Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в   них корм. Учить проявлять заботу о птицах.

Кормление птиц, наблюдения и зарисовка – работа

с  дневником наблюдений.

Воспитатели, дети, родители

Февраль

19-22

1. Литературная гостинная

«Зимние чудеса».

Слушание  произведения П.И.Чайковского

«Времена года» («Зима»).

Дидактическая игра «Растения нашего края».

Разгадывание загадок о зимних явлениях природы

Воспитатели, дети

2. Работа с родителями.

 Создание фотоальбома

«Мир животных нашего края».

 Ручной труд из природного материала

«Природа и фантазия».

Природоохранная акция «Уроки леса»

Воспитатели, дети, родители

3. Выставка репродукций картин «Природа

нашего   края глазами художников».

Рисование на тему «Берегите природу!»

Цель. Расширять представления детей о  растительном и животном мире. Учить отображать в рисунке собственные замыслы

Воспитатели, дети

4. Мастерская слова «Лесная школа».

 Составление рассказов по сюжетным картинкам «Чему и как учатся животные».

Создание символьных рисунков-подсказок. Оформление альбома: «Дикие животные нашего крае», рисунки.

Воспитатели, дети

Март

23-26

1.Видео-экскурсию в весенний лес

«Весенний лес полон чудес».

Рисование «Весенний пейзаж».

Цель. Расширять интерес детей к

изобразительной   деятельности.

Совершенствовать      умение рисовать природу

родного   края. Воспитывать любовь к малой родине.

Воспитатели, дети

2.  Познавательная игра – викторина для детей

   «Знатоки  природы»

Цель. Показать детям, как человек оберегает и  преумножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера,   болота и реки.

Воспитатели, дети

3. Работа с родителями

Консультация для родителей

«Учите детей любить и беречь природу»

Цель. Привлечение родителей к  экологическому   воспитанию детей.

Выставка поделок «Очистим лес от мусора» - работы

из бросового материала.

Оформление  наглядных стендов «Берегите природу»,  

«Друзья леса».

Воспитатели, дети, родители

4. Распознающее наблюдение, познавательный

рассказ  «Птицы весной».

Цель. Организация наблюдения за птицами на участке, как птицы встречают весну, образуют пары, строят гнёзда.

Знакомство с особенностями птичьих «домиков », (природных и изготовленных человеком).

Экспериментирование: опыт «Как устроены перья у птиц»

Цель. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Воспитатели, дети

Апрель

27-30

1.Образовательные ситуации, включающие обобщение

игра «Что было бы…».

Интегрированное  развлечение «В гости  к  Старичку - Лесовичку»

Опытно-экспериментальная деятельность  «Хитрые семена»

Цель. Познакомить с разными способами выращивания семян.

Воспитатели, дети

2.НОД  «Почему мы говорим – Родной край».

Цель. Расширить представления детей, о том, как и

для чего человек сохраняет природу.

Рассказать детям о работе заповедников  Белгородской  области.

Слайдовая презентация

«Заповедники Белогорья».

Воспитатели, дети

3.Выставка рисунков «Мы - друзья леса». «Лес глазами детей» - коллективная работа.

Оформление альбома «Деревья нашего края».

Воспитатели, дети, родители

4. Выпуск  газеты  экологического содержания

«Земля в опасности».

Фотовыставка «Лес, бесценное богатство»

Цель. Воспитывать уважительное отношение

к природе  леса. Учить видеть красоту природы. Привлекать активное участие родителей

к созданию выставки.  

Работа с родителями «Красота для цветника» (участие в подготовке рассады цветов).

Деятельность в природе  (дети совместно

с взрослыми высаживают рассаду цветов в клумбы).

Природоохранная акция

«Украсим планету цветами»

Воспитатели, дети, родители, старший воспитатель

Май

31-34

1.Сочинение историй и экологических сказок

по мотивам  родного края.

Познавательно – развлекательные беседы с детьми

«Растения, которые нас окружают»

(с показом картинок),

Оформление сборника экологических сказок.

Составление  гербария: «Деревья моего леса»,

«Цветы и травы луговые».

Воспитатели, дети

2.Продуктивная и  познавательно - исследовательская

деятельность.

Изготовление модуля

«Природа в нашем детском саду».

Цель. Развивать интерес к простейшим наблюдениям. Учить детей организовывать презентацию результатов. Воспитывать интерес детей к собиранию материалов для модуля, засушивать их.

Воспитатели, дети, родители

3. НОД «Земля, с днём рождения!»

Цель. Закрепить представление о жизни на Земле:

общих условиях для растений, животных и людей.      Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету,   свой родной край. Пробуждать желание беречь природу.

Воспитатели, дети

4. Работа с родителями. Родительское собрание

«Мы идем в поход по родному краю»

Творческий отчёт с использованием  слайдовой  презентации.

Выставка результатов продуктивной  деятельности детей.

Старший воспитатель, воспитатели,

дети, родители

Заключение:

В результате проведенной работы предполагаем положительные тенденции в приобщении дошкольников к природным богатствам родного края.

Благодаря проектной работе, дети внимательнее стали относиться к природе, замечают даже небольшие изменения объектов наблюдения, научились анализировать, контролировать, оценивать свое поведение в природе, разрешать возникшие проблемы.

         Наблюдения  в природных условиях помогли нам решить в комплексе ряд задач: формировать у детей знания о природе, учить их наблюдать, размышлять, развивали наблюдательность, воспитывали эмоционально и эстетически.

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, открыток, альбомов о природе дали  возможность подробно рассмотреть природу, длительно сосредоточить на них внимание, подводит ребят к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных  от изменения погодных условий.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивало становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, активизировало у него познавательную активность.

Анкетирование родителей группы показало, что родители довольны проделанной работой. Совместные мероприятия сблизили детей, родителей и воспитателей группы.

С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей вырастут настоящие ценители родной природы.

Литература:

  1. Стручаева Т.М., Епачинцева Н.Д., Брыткова О.А., Колесникова Я.Н., Лепетюха В.В. Белгородоведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций. Белгород, 2015
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию /О.А. Воронкевич.- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2010
  3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М., 2010
  4. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в детском саду.- Учитель, 2008
  5. Маркова  В.В. и др. Экологическое образование детей дошкольного возраста.- Белгород, 2007
  6. Рыжова Н.А.  Наш дом – природа.- М., 2010
  7. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
  8. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2013.
  9. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.
  10. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.