Главные вкладки

    Технологическая карта НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе Раздел: «Человек в культуре» Блок: «Русская традиционная культура» Тема: « Человек и природа»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Виноградова Людмила Ивановна

    * Технологическая карта составлена на основе занятия №25 «Человек и природа» блока «Русская традиционная культура», представленного в пособии Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию.- М.:ТЦ Сфера, 2015. (С.163)

    Цель. Формирование эмоционально-положительного отношения к природе.

    Задачи.

    Познавательные

    - продолжать формировать дифференцированное представление о домашних животных и птицах (корова, коза, лошадь,овца, кошка, собака, кролик, свинья, петух, курица, гусь, утка), их роли в жизни человека;

    - учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к животным;

    Коммуникативные

    - обучать способам проявления заботы по отношению к животным;

    - обучать способам практического применения знаний в музыкально, игровой, речевой деятельности;

    - развивать свободное общение с детьми и взрослыми: умение конкретно отвечать на вопросы, развивать выразительную речь, воспитывать культуру общения;

    Личностные

    - воспитывать чувство ответственности к своим питомцам, интерес к народному творчеству.

    Оборудование: игрушки домашних животных и птиц, бабушки и дедушки, ширма — деревня, картотека загадок о домашних животных, корзина с игрушками и предметами, символизирующими приносимую домашними животными и птицами пользу, фломастеры, кубики (4-9 шт) «Сложи картинку» по набору на ребенка, смайлики, народные игрушки-животные.

    Доминирующие области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, развитие игровой деятельности. 

    Сценарий НОД.

    Этап

    Содержание взаимодействия

    Педагогическая поддержка, индивидуальная работа, предварительная работа

    1. Организация.

     

    1 мин

    Воспитатель. Дети стоят в кругу.

    Вместе за руки возьмемся, друг другу улыбнемся, потому что мы друзья. И улыбнемся нашим гостям, они пришли посмотреть, как умеем заниматься, как много мы знаем и умеем.

    Предлагаю вам отправиться в деревню к бабушке и дедушке. На чем мы поедем? (на лошадке- галоп, артикуляционное упр. «лошадка»).

    Я лошадку запрягу,

    Колокольчик подвяжу.

    И полями, и лесами

    Я к своей поеду маме.

    Гоп-гоп, вверх, вниз,

    Берегись! Сторонись!

    На столе — композиция деревня, игрушки домашних животных и птиц.

    Педагогическая поддержка. Если у ребенка плохое настроение и он не включается в игру, уточняю причину, настраиваю на положительный лад, привлекаю внимание на доброжелательный настрой др. детей.

    2. Беседа.

     

    3 мин

    Это — хозяйство дедушки и бабушки. У них много животных и птиц. Назовите, кого вы видите.

    - Как одним словом можно назвать корову, лошадь, собаку...? (домашние животные)

    - Как одним словом можно назвать курицу, утку, гуся...? (домашние птицы)

    - Почему их называют домашние животные и птицы? (живут с человеком, человек заботится о них, приносят человеку пользу)

    - Чем питаются домашние животные и птицы?

    - Как люди ухаживают за ними? (кормят, поят, устраивают жилище, чистят, моют, лечат, выгуливают и т. д.)

    - Как называется большая группа коров (стадо), лошадей (табун), овец (отара), уток, гусей (стая)?

    Педагогическая поддержка.

    Стимулирование полных ответов детей. Привлечение более активных детей к дополнению ответов. Поощрение высказываний неуверенных, медлительных детей.

    3. Игра-задание «Польза домашних животных и птиц»

    5 мин

    Бабушка ходила в магазин и купила целую корзину продуктов и предметов, которые дают нам домашние животные и птицы. Надо из корзинки достать предмет и сказать, благодаря какому домашнему животному, птице появился этот продукт (молоко, сыр, колбаса, сосиски, пряжа, ремешок, яйцо, пуховая подушка).

    - Какую еще пользу приносят домашние животные и птицы? (кошка ловит мышей; собака стережет дом, спасает людей, помогает слепым, на севере перевозят людей на санях и небольшие грузы, охотится, помогает стеречь стадо; лошадь перевозит грузы, катает людей, петух в деревне — будильник, гуси — чуткие сторожа, несут яйца, дают пух-перо для подушек и перин, используют для поделок и т.д.. Предметы обследуются зрительно, тактильно.

    С давних времен домашние животные приносили пользу людям. А люди хорошо ухаживали за ними а также сочиняли про них потешки, песенки, сказки.

    Какие потешки или песенки о домашних животных или птицах вы знаете? («Петушок, петушок», «Идет коза рогатая» и т. д.)

    И, конечно же сочиняли загадки.

    Предварительная работа.

    Разучивание с детьми песенок, потешек о домашних животных.

    Педагогическая поддержка. Даю возможность высказаться всем детям, особенно стеснительным. Слежу, чтобы дети не перебивали др. др.

    4. Физминутка

    Загадки о домашних животных и птицах.

     

    3 мин

    Дети отгадывают загадки и изображают движения животного со звукоподражанием.

      Му-му-му, молока кому?

    Корова.

    Мягкие лапки,

    А в лапках – царапки.

    Все время умывается,

    А с водой не знается.

    Кошка.

    Хвост с узорами,

    Сапоги со шпорами.

    Петух

    Щиплет за пятки,

    Беги без оглядки.

    Гусь                

    Предварительная работа.

    Отгадывание загадок в совместной деятельности.

    Педагогическая поддержка.

    Контроль над ответами детей, обеспечение возможности высказаться желающим, не перебивая др. др. Обращение с вопросом к ребенку, который не высказывается, привлечение его к контакту. Поощрение стараний детей, особенно неуверенных, выставление их образцом.

    5. Игра с кубиками.

    4 — 5 мин

    Дети складывают из кубиков картинки домашних животных и птиц. Количество кубиков ( 4 — 6 ) выбирают самостоятельно.

    - Какие животные у вас получились?

    Педагогическая поддержка.

    Если ребенок затрудняется, предлагаю свою помощь, задаю наводящие вопросы, привлекаю к помощи др. детей, обращаю внимание на старания. При не решительности ребенка, подбадриваю, выражаю восхищение его работой, благодарю за правильное выполнение задания. Помогаю оценить свою работу и работу др. детей.

    6. Народные игрушки животных

    2 мин

    Посмотрите, какие необычные животные еще есть у бабушки и дедушки.

    - Что это? (игрушки).

    Посмотрите, какие они красивые, расписные, яркие!

    - Для чего нужны эти игрушки? (для украшения дома, для красоты, для игры)

    Давно, когда др. игрушек не было, люди делали такие игрушки для детей и украшения своих домов, для веселья и радости.

    - Из чего делают эти игрушки? (глины, дерева)

    - Какая игрушка вам знакома?филимоновская

    Педагогическая поддержка.

    Стимулирование полных ответов детей. Привлечение более активных детей к дополнению ответов. Поощрение высказываний неуверенных, медлительных детей.

    7. Рефлексия

    1 — 2 мин

    Дети возвращаются на лошадке в детский сад.

    Я лошадку запрягу...

    - Что вам больше всего понравилось на занятии?

    У меня есть смайлики. Если вам понравилось занятие и у вас хорошее настроение, нарисуйте улыбку. Если вам неочень понравилось и у вас плохое настроение, нарисуйте грусть ( показываю образцы).

    - Я благодарю вас за интересные ответы. Мне понравилось с вами заниматься и играть. И у меня тоже хорошее настроение.

    Дети показывают смайлики гостям, прощаются.

    Педагогическая поддержка.

    Выражаю свои чувства, благодарю за работу на занятии, обращаю внимание на старания детей.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по русской традиционной культуре. ТЕМА «Жилище русского человека»

                                                       Воспитатель:...

    Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"

    Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

    Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

    Конспект организацииобразовательной деятельности  по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...

    Технологическая карта по физической культуре в средней группе: " В сказочном лесу"

    Технологическая карта по физической культуре в средней группе: " В сказочном лесу"...

    Технологическая карта по социально- коммуникативному развитию в средней группе " Путешествие в сказку"

    Цель данного занятия: Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения на основе русских народных сказок....