"Путешествие в космос"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кирюхина Ольга Викторовна

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности, использованы опыты с воздухом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Путешествие в космос»

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие, Речевое развитие

Вид:

Интегрированная организованная совместная образовательная деятельность

Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники:

Познавательная, речевая деятельность

Цель:

Обобщить представления о космосе.

Задачи:

Познакомить детей с солнечной системой.

Дать понятие, что такое созвездие.

Познакомить со свойствами воздуха.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь, наглядно-образное мышление.

Воспитывать  интерес к космосу, к экспериментальной деятельности.

Методические приемы и формы организации деятельности:

Привлечение внимание детей, мотивация их интереса, желания участвовать в путешествии.

Знакомство с космосом.

Игра «Живые планеты»

Игра «Нарисуй созвездие»

Экспериментирование с воздухом

Оборудование и материалы:

Мультимедийное оборудование

Мультимедийная презентация

Карточки с изображением планет, Солнца, Луны.

Ватман с изображением звезд большой медведицы.

Фартуки, колпаки

Трубочки для коктейля, емкость с водой,  два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом),  два одинаковых листа бумаги.

Предварительная работа:

Создание мультимедийной презентации

Изготовление карточек для игры

Подготовка материалов для экспериментов

Последующая работа:

Продолжать делать эксперименты с воздухом

Создание рисунков на тему «Космос»

Знакомство с космонавтами.

Ход образовательной деятельности

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чем можно путешествовать? (ответы детей) А чтобы узнать, на чем мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку.

   Крыльев нет у этой птицы,

   Но нельзя не подивиться:

   Лишь распустит птица хвост —

   И поднимается до звёзд. (Ракета)

(На экране картинка с изображением ракеты)

А где можно путешествовать на ракете? (В космосе)

Физкультминутка «Ракета»

   А сейчас мы с вами, дети,

   Улетаем на ракете.

   На носки поднимись,

   А потом руки вниз..

   Раз, два, три, четыре –

   Вот летит ракета ввысь!

   (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

(На экране картинка с изображением космоса)

Что бывает в космосе? (Планеты, солнце, кометы, спутники, звезды и т.д.)

Что есть в космосе, чему радуется все живое на земле? (Солнцу)

(на экране изображение солнца в космосе)

Солнце –звезда. Это огромный пылающий шар, состоящий из газа. На его поверхности такая жара, при которой может  расплавиться все живое на Земле. Жители Земли очень благодарны Солнцу за то, что оно постоянно дает тепло нашей планете и на Земле бывает такое замечательное время года, как лето. Однако с солнечными лучами нужно быть осторожными. Почему? (Они могут обжечь кожу в солнечный день, нельзя ходить без головного убора, т. к. может произойти солнечный удар).

Что такое солнечная система? (Планеты, которые вращаются вокруг солнца)

Какие планеты вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) Некоторые планеты расположены ближе к Солнцу, другие дальше.

(На экране изображение солнечной системы)

Давайте поиграем в игру «Живые планеты». (Дети надевают на голову эмблемы с изображением Солнца, планет, Луны. И показывают, как планеты вращаются вокруг Солнца, а Луна вокруг Земли. Создают живой макет.). На какой планете жарче всех? (Меркурий)  Холоднее всех? (Плутон)

В ясную ночь, если посмотреть на небо, то мы увидим огромное количество звезд. (Изображение звездного неба) В древние времена люди объединяли скопление звезд  в группы и назвали их созвездиями, которые по своей форме напоминали каких- либо животных, предметы или мифических героев. (Изображение созвездий).

Все звезды, видимые с Земли, входят в то или иное созвездие. Самое известное созвездие – это Большая Медведица. Оно очень важное: глядя на него мореходы и путешественники находят дорогу. Давайте соединим звезды Большой Медведицы по – порядку. И посмотрим, на что она похожа. (Дети на ватмане по- очереди соединяют звезды от 1 до 8 ). (Дети делают вывод, что созвездие похоже на ковш). Её по- другому так и называют.

Ребята, может быть мы выберем другую планету для жизни? (Нет, потому что только на земле могут жить люди. Потому что там есть воздух, вода).

Что такое воздух? (То, что находится вокруг нас) Для чего он нужен? (Чтобы дышать?

Я предлагаю отправиться в лабораторию и провести эксперименты с воздухом.

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)

День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)

Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)

Горы, реки и моря.

(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)

Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)

Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)

Вот мы и вернулись  на Землю и попали в лабораторию. Наденем фартуки и колпаки, как настоящие ученые.

Эксперименты с воздухом.

«Игры с трубочкой»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материал и оборудование: Трубочки для коктейля, емкость с водой.

Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

 «Что в пакете?»

Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Материал и оборудование: Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.

Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр.

Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства — прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.; различия — вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух — невидим, невесом и т.д.).

«Как работает воздух»

Цель: увидеть, как  воздух может поддерживать предметы.

Материал и оборудование: два одинаковых листа бумаги, стул.

 Предложите детям скомкать один лист бумаги. Затем пускай они встанут на стул и с одинаковой высоты бросят одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

Наше путешествие подошло к концу. Что нового вы узнали в нем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по математике с использованием развивающих игр на тему: "Путешествие в космос"

увлекательное занятие на котором дети закрепляют счет до десяти,умение ориентироваться на плоскости используя палочки Кюизенера. ...

игра занятие "Путешествие в космос"

Занятие предназначено для детей подготовительной группы. Воспитывать любознательность и интерес к космической теме, закрепить название планет и созвездий....

Путешествие в космос Тема : Путешествие в космос

Путешествие в космосТема : Путешествие в космосПедагог: Здравствуйте ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Книга о космосе) А, вы любите путешествовать? (ответы) Куда можно отправиться? (ответ) А н...

Конспект ООД «Путешествие в космос», посвященное 60-летию первому полету в космос

Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.Задачи:- расширять кругозор детей;- развивать познавательный интерес и любознательность детей;- познакомить детей с первым советским кос...