ИНФОРМАЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по окружающему миру на тему

Шандрина Татьяна Геннадьевна

информационно- исследовательский проект для детей дошкоольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_voda.docx222.56 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вид проекта: информационно - исследовательский

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети 3 – 7 лет, родители

Актуальность: 

      Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

      Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

        Реализация проекта осуществляется  в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

   В проекте используется метод педагогической интеграции.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
  2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  4. Активизировать природоведческий словарь ребенка.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

Младшая группа:

  1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.
  2. Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.

Средняя группа:

  1. Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению.
  2. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды   (интенсивность окраски, вкус, запах).
  3. Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).
  4. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).
  5. Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).

Предполагаемый результат (младший и средний возраст)

  • Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.
  • Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
  • Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Взаимодействие с родителями:

  1. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

                               ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 Подготовительный этап проекта:

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:
  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Подбор энциклопедий, карт, схем;
  • Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой.

  1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
  2. Подготовить информацию для родителей по темам:
  • Эксперимент в детском саду;
  • Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
  • Почему воду нужно беречь?
  • Составление схемы «Круговорот воды в природе».
  • Провести презентацию «Мир воды».

       

Исследовательский этап проекта в младшей группе.

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Игровая

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Игровые упражнения: «Найди снежинку»,

Дидактические игры: «Купание куклы», «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).

Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей»,

Игры детей в центре «Песок – вода»

Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

Привлечение родителей к оформлению альбома «Занимательные опыты с водой»

Двигательная

«Физическая культура». «Социализация», «Здоровье».

Подвижные игры: «Капельки и Тучка».

Познавательно - исследовательская

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность».

Наблюдение за водой в фонтанчике.

Эксперименты: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде?», «Лед – это вода», - «Тающая сосулька»,«В замёршей воде видны предметы»,«Заморозим воду в разных формах»

 «Где вода может замёрзнуть»

 «Чудесное превращение воды»

«При замерзании вода сохраняет форму сосуда»

Наблюдение за снегом «Снег – какой он?»

Трудовая

«Труд»

Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение несложных трудовых поручений.

Коммуникативная

«Коммуникация», «Здоровье».

Рассматривание картин: «Зимой на прогулке», «Снеговик», «др.

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Чтение художественной литературы»

Чтение потешек: «Водичка, водичка»,

Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет».

Продуктивная

«Художественное творчество»

Рисование красками с элементами аппликации « «Снежинка», «Снежное королевство» и др.

    Исследовательский этап проекта в средней группе.

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Игровая

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Игровые упражнения: «Дорисуй снежинку», «Где снежинки?», «След в след», «Перепрыгни через сугроб», «Игры со снегом».

Дидактические игры: «Найди снежинке пару», «Снежинки», «Выбери нужное», «Изобрази», «Когда это бывает?».

Имитация движений «Полет снежинки».

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения игр – экспериментов с водой.

Двигательная

«Физическая культура», «Социализация», «Здоровье».

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Снежинки».

Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся»,

Физкультминутка «Снежок»,

Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Познавательно - исследовательская

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность».

Наблюдение за сосульками «Превращение сосульки»;

Наблюдение за снежинками «Форма снежинок»

Эксперимент «Свойства воды: пар, лед, вода».  «В замершей воде видны предметы»,«Заморозим воду в разных формах»

Викторина «Волшебная капелька».

Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капельки».

Трудовая

«Труд»

Постройки из снега.

Украшение деревьев разноцветными сосульками.

Коммуникативная

«Коммуникация», «Здоровье»

Рассматривание картин: «Дети играют в снежки», «Зимний лес»

Беседы: «Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду», «Как ты думаешь, зачем нужна вода?»

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Чтение художественной литературы»

Чтение произведений: М. Перина «Живая вода», Е. Благинина «Снег», И. Бунин «Льет дождь холодный, точно лед», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Дэви «Зима», «Снежинка», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал».

Продуктивная

«Художественное творчество»

Рисование «Зимний  лес».

Музыкальная

«Музыка»

Использование музыки.

Прослушивание записи шума водопада, звон веселого ручейка.

Конспект интегрированного занятия "Волшебница вода"

(экспериментирование с детьми 3-4 лет)

Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах. Задачи:

1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая.

2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, грязной.

4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь: горячая, теплая, холодная, прозрачная, грязная, сильная, капает, течет, льется, булькает, кипит, отмывает, моет, пьют, волшебница, волшебник.

Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, коммуникация.

Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; игра «Чудесный мешочек», слушание музыки CD - «Звуки природы», чтение А.Барто  «Девочка чумазая».

Средства обучения: стаканы на каждого ребенка с водой холодной и горячей t ~ 45-55, таз с водой чистой, поролон на дно таза, камешки, таз, мыло, салфетки тканевые,  «чудесный мешочек» - мелкие предметы для игры с ним (зубная щетка, мочалка, мыло, расческа, полотенце), брызгалка, фрагмент из мультфильма «Королева Зубная Щетка». Ребенок подготовительной группы – «девочка чумазая».

Тип мероприятия: познавательно – исследовательское.

Виды деятельности: игровая, исследовательская, практическая (эксперимент).

Форма организации: игра «Волшебники»

Ход занятия.Сюрпризный момент. Воспитатель говорит детям, что утром почтальон принес в сад мешочек, заинтересовывает детей новым предметом. Сообщает название мешочка - «Чудесный мешочек».

-Этот мешочек волшебный, и кто с ним играет, тоже становится волшебником. Волшебник – это тот, кто умеет делать разные превращения, например: угадывать предмет закрытыми глазами. Хотите стать волшебниками? Предлагает поиграть.

Назвать каждый предмет, поговорить с детьми о его назначении с помощью наводящих вопросов.

Игра - «Чудесный мешочек» - угадай на ощупь.

-Как узнали, что лежит в мешочке?

-Кто помог вам узнать предмет в мешочке? (руки)

- Какие волшебные у вас руки.

А хотите посетить волшебную страну? Давайте все закроем глаза и хлопнем в ладоши. Открываем глазки. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про королевство «Умывайка». А в волшебную страну мы возьмем с собой предметы из чудесного мешочка.

Просмотр фрагмента мультфильма «Королева Зубная Щетка»

Обсудить с детьми, что случилось с девочкой.

Слышится стук в дверь – приход гостя «Девочка чумазая», дети встречают девочку, знакомятся.

Воспитатель: - Ах ты, девочка чумазая.

Где ты руки

Так измазала?

Черные ладошки;

На локтях - дорожки!

Девочка: - Я на солнышке лежала

Руки кверху держала

Вот они и загорели.

Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая,

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа черный

Будто закопченный.

Девочка: – Я на солнышке лежала

Нос я кверху держала

Вот и загорела.

Воспитатель: – Ой, ли, так ли?

Так ли дело было?

А. Барто

Надо нам тебя отмыть, и в чистюлю превратить!

- Кто же нам сможет помочь?

Загадка подскажет:

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я

Кто я такая. (Вода)

А вот и она! Воспитатель брызгает на детей из брызгалки (ситуация неожиданности, снятие напряжения), обыгрывает появление брызгалки.

- Как вода может помочь нашей девочке? (высказывания детей)

- Вода грязнулю всегда выручает, и в чистюлю превращает.

Воспитатель сообщает детям, что в группе есть горячая и холодная вода. Показывает стаканы  с холодной и горячей водой. Кто подскажет, как узнать в каком стакане холодная вода, а в каком горячая, ведь они одинаковые? (предложения детей).

-Правильно нужно осторожно прикоснуться к стакану, прикладывая руки ненадолго, чтобы не обжечься. Кто мне поможет?

-Какой водой будем мыть девочку? (Дети размышляют, почему нельзя мыть холодной водой и горячей, приходят к решению, что надо мыть девочку теплой водой.)

- Где взять теплую воду? Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую).

Игра – эксперимент «Горячо или холодно»

Дети определяют воду в кружке холодную и горячую, обозначают символами.

А теперь приготовим таз для умывания нашей девочки.

Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»- воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь.

Приходят к решению, что в такой воде можно вымыть девочку. Отметить, что вода в тазу чистая, прозрачная.

Девочка чумазая умывается над тазом. Воспитатель сообщает детям, что лучший помощник волшебнице воде в борьбе с грязью – мыло и губка.

Намыливают руки девочке, выбирают полотенце для вытирания.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода изменила цвет, была прозрачной, стала мутной, грязной. Почему?

Воспитатель: - Вот теперь ты белая, совсем не загорелая. Это была грязь.

Спасибо волшебнице воде и нам волшебникам.

Воспитатель предлагает девочке поиграть и сообщает детям, что вода может не только отмывать грязь, но и имеет силу, и может даже в море камешки передвигать.

Физкультминутка - релаксация «Камешки в воде»- музыка «Звуки природы» Дети, стоя в кругу, слушают музыки, узнают в музыке шум воды. Воспитатель предлагает детям превратиться в камешки - выполнять движения под ритм музыки движение камешков – сидя на ковре.

II часть.

А еще вода умеет издавать различные звуки.

Артикуляционная гимнастика.

- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

-В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем) .

-А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?

Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.

Опыт- эксперимент «Что сказала водичка? »

Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.

Воспитатель:

-Кто у нас самый внимательный волшебник?

- Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)

Воспитатель. - Волшебница вода умеет издавать разные звуки.

III часть.

Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Помогли девочке отмыть грязь, научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей). (Она может издавать звуки, имеет силу)

А за то, что вы помогли грязнуле стать чистой, девочка подарит вам подарки! (сюрпризный момент)

- Вам понравилось быть волшебниками и играть с волшебницей водой?  А теперь давайте найдем у нас в группе игрушки, которые можем помыть, и приведем их в порядок!

Конспект занятия в средней группе

«Путешествие с капелькой»

Цель: развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

 Научить находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой. Закрепить свойства воды в процессе исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать любознательность.

Расширять и активизировать словарь

Дать понятие  значимости  воды в жизни  человека

взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности

                                               

Ход занятия.

- Ребята, послушайте и определите, что это за звуки

                                         Вы слыхали о воде?

                                         Говорят она везде!

                                         В луже, в море, в океане

                                         И в водопроводном кране.

- Так ли это? Как вы думаете?

- Трудно найти на земле место, где  не было бы воды. Вода есть всюду: и в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в организме человека тоже есть вода.

-  А для чего человек использует воду? ( много воды используется человеком для питья, для поливки садов и огородов.  Много воды идёт в производство.

Для умывания и приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил, и поэтому воду надо беречь, плотно закрывать кран. А что бы мы всегда об этом помнили, вот этот знак мы повесим в умывальной комнате.

                 Раздаётся стук в дверь, входит девочка в костюме капельки

- Ребята. Кто к нам пришёл? Кто ты?

- Я Капелька воды

- А зачем ты к нам пришла?

-  На огромной планете Земля

   Жила скромная чистая капля

   Ей вопросы мешали, друзья:

   Где живу, какими свойствами я обладаю?

- На вопросы ответить, ребята сама Капелька не сможет. Ждёт она не дождётся, когда мы ей поможем. Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие её вопросы?

-Мне сказали, что у вас в группе живут мои сестрички – капельки. Это правда?

- Дети давайте поможем Капельке воды найти её сестричек. Подскажите, где можно их повстречать в нашей группе.                         

                                Путешествие – поиск капелек воды по группе

(Вместе с детьми Капелька ходит по группе, и дети показывают ей, где можно повстречать воду. На каждом объекте, где находим воду, приклеиваем знак капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждой из найденых объектов).

                                        В уголке природы: лейка с водой

- Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут

                                            В туалетной комнате:

- Вода нужна чтобы мыть руки и лицо, игрушки

                                                  Около мойки:

- Мыть посуду

                                              На столе чайник с водой:

- Для питья

- Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь. Но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут. Где ты можешь ещё их повстречать.        (в луже, в реке, в озере, в море, в океане)

- Вот видишь Капелька. Как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек. Посмотрите на карту нашей планеты Земля.

- Что вы можете сказать?    (воды больше, чем суши)

- Правильно.

                                   Знакомство со свойствами воды:

- Ребята, нашу гостью интересует ещё один вопрос, какими свойствами она обладает. Капелька, но мы с ребятами тоже хотим знать ответ на этот вопрос и сейчас вместе с тобой отправимся в мини – лаборатории, и как настоящие учёные будем проводить опыты, чтобы узнать ответ на этот вопрос.

- У нас 5 лабораторий: Снежинка, Тучка, Сосулька, Облачко, Капелька

В каждой лаборатории будем работать по 2 человека для этого возьмите карточки с изображением снежинки, тучки, облачка, капельки и сосульки и объединитесь парами, на каждой капельке нарисовано кто в какой лаборатории будет работать

                        (дети экспериментируют под руководством воспитателя)

                                                         

                                                      Практическая работа:

                                        Снежинка:       «Какой формы вода?»

(Взять узкую баночку и наполнить её водой. Перелить эту воду в широкую баночку. А теперь разлить воду в тарелочку. Она растеклась лужицей).

Вывод: вода не имеет форму и принимает ту форму в чём она находиться.

Оборудование: 2 баночки разного размера, тарелка, вода.

                                      Сосулька:           «Какого цвета вода?»

(Взять стакан с водой и 9 разных цветных полосок, поочереди опускать и сравнивать цвет полоски с цветом воды в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? (ни с одной)

Вывод: чистая вода не имеет цвета

Оборудование: стакан с водой, 9 цветных полосок

                                Облачко:         «Какого вкуса и запаха вода?»

(Дети пробуют, нюхают воду и апельсиновый сок, высказывают своё мнение.

Вывод: у воды нет вкуса и запаха.

Оборудование:  стакан с водой, кружка с апельсиновым соком.

                                     Капелька:     «Вода – растворитель»

(Размешать в воде сахар, соль – попробовать на вкус.

-  Что изменилось? (стала сладкая, солёная).

- А что случилось с веществами которые вы положили в воду?   (они растворились)

Вывод: вода растворяет вещества

Оборудование:  2 стакана, вод, соль, сахар.

                                         Тучка:   «Фильтрование воды»

- Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

-Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду?  (она грязная).

- Существуют разные способы очистки воды. Сейчас мы будем очищать воду.

(Взять воронку, носовой платок, вату и ёмкости для воды, сделать фильтр).

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами, только такая вода полезна для здоровья.

Оборудование:  воронка, носовой платок, вата, ёмкости для воды.

Итог: Ну вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода и где ты можешь встретить своих сестричек. Ребята, а вы запомнили эти свойства?. Перечислите:

- Вода не имеет формы.

- Вода не имеет запаха и вкуса.

- Вода – растворитель.

- Воду можно очистить.

Капелька: Спасибо, ребята, я сегодня узнала много о себе. А теперь я хочу с вами поиграть:  игра «Это можно или нет?»

Я сосульку полижу

И снежочком закушу

Дайте дети мне ответ

Это можно или нет?

              ***

Я по тоненькому льду

На реку гулять пойду

Дайте дети мне ответ

Это можно или нет?

              ***

А когда наступит лето

Я один пойду купаться

Дайте дети мне ответ

Это можно или нет?

А сейчас сюрприз от Капельки:

Капелька угощает всех гостей и детей минеральной водой.

Игры с водой

Младшая группа

«Тонет - не тонет».

Цель: помочь детям увидеть, что одни игрушки плавают в воде, а другие тонут. Создать положительно эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой.
Оборудование: тазик с водой; игрушки пластмассовые, деревянные, резиновые, металлические.
Возраст: 3 – 4 года.
Ход игры. В игре участвуют 6 – 7 детей. Воспитатель приносит в группу корзину с игрушками, рассматривает их вместе с детьми. Предлагает детям взять по одной игрушке и опустить её в тазик с водой. Затем сказать, какие игрушки утонули, а какие плавают. Игроки достают игрушки из воды, меняются ими и продолжают играть.

«Забавные рыболовы».

Цель: Учить детей различать левую, правую руку, вылавливать предметы из воды столовой ложкой, не помогая другой рукой. Воспитывать аккуратность, способствовать развитию положительных эмоций от игры с водой.
Оборудование: пластмассовая ёмкость с водой, пластмассовые рыбки, 4 столовые ложки,4подноса.
Возраст:3-4года.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. На стол ставится пластмассовая прозрачная ёмкость с водой (аквариум). Пластмассовых рыбок дети опускают в сосуд, беря их тремя пальцами левой и правой руки (большим, указательным и средним). После того как «аквариум» заполнен, дети берут столовую ложку и «ловят» рыбок, не помогая другой рукой. Игра повторяется несколько раз.

«Вылавливаем предметы из воды».

Цель: упражнять детей в умении доставать предметы из воды различными приспособлениями, доставить им удовольствие от игр с водой.
Оборудование: тазик с водой, в нём разные предметы, сачок, половник, столовая ложка,3подноса.
Возраст:3-4года.
Ход игры. В игре участвуют 3 ребёнка. Воспитатель ставит перед детьми тазик с водой, в нём различные предметы. Игроки называют, какие предметы утонули, а какие нет. Затем по сигналу воспитатель они вылавливают предметы из воды сачком, половником, столовой ложкой. В конце игры дети меняются приспособлениями, бросают предметы в воду, игра повторяется.

«Горячая, тёплая, холодная».

Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.
Оборудование: 3 пластмассовые бутылки (0,5 л) разного цвета: красная с горячей водой, жёлтая с тёплой, синяя с холодной.
Возраст: 3-4 года.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми три бутылки разного цвета и сообщает, что в бутылках налита вода. Вода разная: горячая, тёплая, холодная. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель напоминает, что с горячей водой и горячими предметами надо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и сказать, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.

Вода прозрачная.

Цель: Дать представление

Оборудование: два стакана, вода, молоко, две трубочки или ложечки.

Ход игры. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить соломинки или ложечки.  И посмотреть,  в каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? В стаканчике с водой предметы видны, а в стаканчике с молоком – нет. Из этого делаем вывод, что вода прозрачная.

Вода не имеет формы.

Оборудование: стакан, тарелка, кусочек  льда.

Ход игры. Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лёд – это твёрдая вода). Лёд имеет форму кубика. Если мы его положим в стакан, тарелку он всё равно будет кубиком (до тех пор, пока не растает) А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в тарелку, стакан, на поверхность стола.  Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Игры с водой

Средняя группа.

«Расставь бутылочки».

Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.

Оборудование: 4 пластмассовые бутылки (0,5 л) одного цвета; с холодной, теплее,

тёплой и горячей водой.

Возраст: 4-5 лет.

Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми четыре бутылки одного цвета и сообщает, что в них вода разной температуры: холодная, теплее, тёплая, горячая. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель вместе с детьми вспоминает правила обращения с горячей водой и горячими предметами: с ними необходимо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и определить, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.

«Фонтанчики».

Цель: создать у детей радостное, весёлое настроение от игры с водой. Учить детей согласовывать свои игровые действия с партнёрами по игре, действовать по сигналу.
Оборудование: клеёнка, 4 тазика с водой (5 л), 4 пластмассовых  бутылки с

отверстиями по бокам около дна, салфетки.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям по сигналу опустить в тазики с водой бутылочки с отверстиями, подождать пока в них не наберётся вода. Затем по сигналу достать их из воды и понаблюдать за струйками воды.
Усложнение. Предложить детям плотно закрыть ладошкой горлышко у  бутылки и опустить её в воду.

«Плавает или тонет».

Цель: дать детям понятие, что не все предметы тонут в воде, многие предметы плавают – это зависит от материала, из которого изготовлен предмет. Закрепить

название материалов, из которых сделаны предметы. Создать у детей радостное

настроение от игры с водой.
Оборудование: на каждого игрока: пластмассовые стаканчики (0,5 л) с водой, наборы предметов из разных материалов (монеты, колечки, пробки, детали конструктораит.д).
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. В игре участвуют 5 детей. Воспитатель ставит на стол перед каждым ребёнком пластмассовый стакан с водой и раздаёт наборы различных предметов. Дети называют предметы и материал, из которого они сделаны. Высказывают предположения, какие предметы утонут, а какие нет. Затем бросают их в воду и называют, какие предметы утонули, а какие плавают, объясняя причину. Игроки достают предметы из воды, меняются ими и продолжают игру.

«Наливаем – выливаем».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может выливаться из разных сосудов по-разному. Развивать мысленную деятельность, интерес к играм с водой.
Оборудование: Таз с водой, 2 лейки с разными насадками, ведёрко, пластмассовый стакан, пластмассовая бутылка, брызгалка.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. В игре участвуют 5-6 детей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их и набрать в них воду из таза. Затем вылить воду обратно в таз и посмотреть, как вода льётся из лейки с широким носиком, из лейки с ситечком, из ведёрка, стакана, бутылки, брызгалки. В конце игры дети меняются сосудами, игра повторяется.

«Весёлые соревнования».

 Цель: вызвать интерес у детей к играм с водой, способствовать развитию органов дыхательной системы.
Оборудование: ванна прямоугольной формы с водой, поплавки на леске (колпачки от фломастеров), 2 коктейльные трубочки, 2 контейнера от киндер- сюрприза (пловцы).
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель ставит на стол ванну с водой, посередине которой натянуты поплавки. С противоположных концов ванны в воде находятся «пловцы». Игроки встают с разных концов ванны, берут коктейльную трубочку и дуют на своего «пловца». Чей «пловец» приплывёт первый на противоположную территорию, тот и победил. Игра повторяется.

«Буря в стакане».

Цель: создать положительно-эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, развивать органы дыхательной системы. Учить выдыхать воздух через коктейльную трубочку.
Оборудование: 2 пластмассовых стакана (500 мл) с кипячёной водой, 2 трубочки для коктейля, 2 подноса.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель наливает в 2 стакана (250 мл) кипячёной воды и сообщает, что сегодня будем делать бурю в стакане. Уточняет, как образуются волны на реке (дует сильный ветер). Игроки садятся за стол, ставят на поднос перед собой стакан с водой. Опускают в воду коктейльные трубочки и по команде начинают дуть. При этом воспитатель напоминает, что воздух нужно выдыхать через коктейльную трубочку. Выигрывает тот, у кого буря в стакане будет сильнее.

Планирование работы с детьми по экспериментированию:

             

  Содержание исследовательской деятельности.


                                         
 Младший дошкольный возраст.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий необходимо решать следующие задачи:

  1. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах и т. д. (может быть использована игра «Чудесный мешочек».)
  2. Учить детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений (почему идет снег?).
  3. Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (почему песок рассыпается?).

              Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

  • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  • О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода: игры со снегом, ветром; снег как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
  • О способах исследования объекта (как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
  •  О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян растений).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явлений или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется – ломается; мягкий – твердый – теплый …).

            Материалы для организации детского экспериментирования в младшей группе:

  1. Пластиковые бутылочки разного размера;
  2. Разноцветные прищепки;
  3. Камешки разного размера;
  4. пробки (разного цвета);
  5. пух, перья;
  6. разноцветные резинки;
  7. семена фасоли, бобов, гороха; косточки и скорлупа орехов;
  8. материалы для игр с мыльной пеной;
  9. красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  10. простейшие приборы и приспособления (лупы, сосуды для воды);
  11. «ящик ощущений» (чудесный мешочек);
  12. зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»
  13. контейнеры из «киндер – сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
  14. «бросовый материал», веревки, шнурки, тесьма.
  15. Книги познавательного характера для младшего возраста;
  16. тематические альбомы;
  17. коллекции: «Подарки» (весны, зимы, осени и др.)

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

                       

                             Средний дошкольный возраст.

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

  1. Развитие представлений о свойствах воды, песка, воздуха, камня.
  2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками (увеличительное стекло) при проведении игр – экспериментов.
  3. Развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (замерзание и таяние воды, отражение и преломление света, звук, теплота, магнетизм).
  4. Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  • О материалах (глина, дерево, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);
  • О природных явлениях (времена года, явления природы, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед: игры с цветными льдинками);
  • О мире растений, условиях, необходимых для роста и развития (свет, влага, тепло);
  • О человеке (мои помощники – нос,  рот, глаза и др.)

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, кроме того дети знакомятся с происхождением слов (снегопад, листопад и др.).

     Материалы для организации детского экспериментирования в средней группе:  

  1. Бусинки, пуговицы;
  2. веревки, шнурки, тесьма, нитки;
  3. технические материалы: винтики, гайки, шурупы;
  4. фотопленка, полиэтиленовые пакетики;
  5. спилы дерева; кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух мох и др.).
  6. вата, ватин, синтипон;
  7. глина, песок, земля, камни (разного цвета и формы);
  8. бумага разного сорта (обычная, альбомная, тетрадная, калька наждачная и др.).

    Оборудование центра экспериментирования:

 Центр «Песок – вода»

  1. Емкости разного размера (прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема; пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, ковши;
  2. мерные кружки;
  3. воронки;
  4. лейки;
  5. формочки;
  6. трубочки;
  7. предметы из разных материалов: (деревянные катушки, палочки, резиновые и пластмассовые игрушки, пуговицы, металлические скрепки).
  8. пипетки, колбы, пробирки, мензурки, шприцы,(пластмассовые без игл), мерные ложечки;
  9. зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла;
  10. тазы для игр с песком и водой.

Центр «Наука и природа».

  1. Пластилин, стеки;
  2. шишки, желуди;
  3. горох, пшено;
  4. косточки плодов;
  5. растения;
  6. оборудование для ухода за растениями;
  7. иллюстративный материал;
  8. дидактические игры по экологии;
  9. дневники наблюдений за объектами, посадками;
  10. календари природы;
  11. книги познавательного характера для детей среднего возраста;
  12. тематические альбомы;
  13. мини – музеи (тематика различная, например, «камни», «чудеса из стекла»).

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация, карточки – схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем), ставится дата, опыт зарисовывается.

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

http://3.bp.blogspot.com/-EVJPSdqpi3c/UkHd_zQz8gI/AAAAAAAAAm4/DHc3nyVkcH4/s1600/2.jpgКак обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребёнка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат. 

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Ребёнок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнёте шарик через скотч без всякого вреда для него.

«Подводная лодка №1.

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом,  и бросьте в неё виноградинку.  Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

«Подводная лодка»№ 2.

 Подводная лодка из яйца.

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в неё сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать. Это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Теперь постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведён, можно показать фокус. Подливая солёной воды, вы добьётесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне солёная и пресная вода не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук?

http://cmapspublic2.ihmc.us/rid=1LVBZBNBG-18ZWD16-313/ciencia.jpgПоложите монету на дно тарелки и залейте её водой. Как её вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой кусок газеты, подожгите его, бросьте в пол – литровую банку и сразу же поставьте  её вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Естественная лупа.

Если вам понадобилось разглядеть какое – либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.

Чудесные спички.

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления. Которое называется капиллярность, в том, что волокна деревьев впитывают влагу. Она ползёт всё дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Делаем облако.

Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А от куда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю.

Приготовьте три миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной температурой, третью – с горячей. Попросите ребёнка отпустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды.

http://img2.russia.ru/11529/big.jpgПоставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Познавательно – исследовательский проект «Волшебный камень магнит» старший дошкольный возраст

Магнит - доступный для ребйнка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них не достаточно знаний о магни...

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» (для детей среднего возраста 4-5 лет)

Опытно-исследовательская деятельность самая благоприятная для интеграции. Именно этот вид деятельности помокает в решении многих образовательных задач....

Познавательно – исследовательский проект «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Ведущей деятельностью дошкольника – является игра, поэтому игру, как метод обучения целесообразно использовать в развитии математических способностей детей. В играх обязательно должны присутствовать ...

Творческий, информационно-исследовательский проект «Волшебница вода» в группах дошкольного возраста.

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей не задумываются о том, что вода – источник всего живого на Земле. Относятся к воде...

Консультация для педагогов "Познавательно-исследовательские проекты по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Проектная деятельность детей по патриотическому воспитанию в детском образовательном учреждении....

Проект «Волшебный снег» для детей дошкольного возраста раннего

Целью данного проекта является развитие познавательной активности, любознательности и положительной мотивации к экспериментированию детей раннего возраста через опытную деятельность со снегом и льдом....