Непосредственная образовательная деятельность "Живое - неживое" для детей средней группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Залазаева Юлия Вениаминовна

Беседа с детьми средней группы, направленная на обобщение и систематизацию знаний дошкольников о живых организмах, о природных явлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ»

(беседа с детьми средней группы по технологии Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости»)

                                                           Залазаева Юлия Вениаминовна,

                            воспитатель,

                                                                      МАДОУ Кондратовский детский сад

                            «Ладошки».

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание».

Цель: Пополнение и систематизация  знаний  дошкольников  о живых организмах, о природных явлениях.

Программные задачи: - образовательные:

 -пополнять, систематизировать знания детей;

- раскрыть зависимость живых организмов от неживой природы;

- активизировать словарь детей

-развивающие: способствовать развитию:

- связной  речи детей, побуждая использовать в речи прилагательные;              -  навыков свободного общения детей между собой и с взрослым;

 - умения отстаивать свою точку зрения;

- произвольного  внимания, ассоциативного мышления и фантазии детей.                                                         - воспитательные:

- воспитывать любовь к родной природе;

- воспитывать чувство прекрасного при общении с миром животных.

Интегрируемые образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

 - речевое развитие,

- физическое развитие.

Словарная работа: живое, неживое, материалы, инструменты, дышат, растут, питаются, передвигаются, размножаются, живая природа, неживая природа,красота.

Предварительная работа: 

- ежедневные наблюдения на прогулке,   наблюдения за птицами,                                                                  - рассматривание иллюстраций о живой природе,

- помощь воспитателю в уходе за комнатными растениями,

- наблюдение за пересадкой растений.

- кормление рыбок, наблюдение за чисткой аквариума,

- опыты с водой, камнями, песком, глиной,

-работа со схемой «живое-неживое»,

- чтение и разучивание стихов,

 - пальчиковые, речевые и дидактические  игры.

Демонстрационный материал: - Схема «Живое-неживое»,

- Цветущий комнатный цветок,

- Рыбки в аквариуме,

- Изображение птицы в клетке,

- Контейнеры с водой, камнями, землей, глиной, песком.

- Игрушка Незнайка с большой сумкой.

Форма проведения: совместная деятельность.

Ход деятельности: Мотивация до завтрака:

В: Сегодня я шла в детский сад и увидела, как высоко в небе летит самолет, а ниже его летит ворона. И задумалась! Они живые или неживые?

Д: полилог детей. Да, ворона  живая, нет, неживой самолет, но все равно летает!

В: - Кто считает, что ворона  живая? Она кто? Почему вы думаете, что она живая?

Д:- Ворона – это птица. Она умеет летать, передвигаться, летает с помощью крыльев, у нее есть хвост и перья. Она клюет зернышки…

В:- А кто считает, что самолет живой?  Он тоже летит, двигается.

Д: Нет, он неживой! А летает он, потому что его сделали!

В:- А вот как его сделали и кто, мы с вами поговорим после завтрака…

В: -О чем мы говорили с вами до завтрака?  Откуда же  взялся самолет?  Кто его сделал?

Д:- Его сделали умелые люди на техническом заводе.

В:-  А кто мне может рассказать, как же его сделали?

Д:- Задумали, взяли материалы – и металл, и резину, и стекло, и пластмассу, выбрали инструменты – станки, все сделали по - порядку и получился в результате самолет.

В:- Полетели на самолете!  

Организационная игра «Самолеты».

В:- Самолеты идут на посадку.

В:- Тук-тук-тук. ( Пришел Незнайка с большой сумкой.)

Незнайка. – Как тут у вас весело, красиво. А на улице так плохо, ни одного листика нет, деревья все голые стоят. А у вас такая красота! Цветы распускаются, рыбки плавают, а в соседней группе птички поют. Вы их каким ключиком заводили?    Д:- Они живые, сами двигаются!

Н:.- Как это живые?  Что значит живые?

В:- Кто сможет объяснить Незнайке, рассказать ему о признаках живого организма?

Д:- Они дышат, растут, едят (питаются), передвигаются и размножаются.

Н:-  Живые… Как здорово, как красиво! Я был в другом детском саду, и ребята меня попросили принести им  КРАСОТУ. Вы мне дадите свое красивое, я и отнесу. У меня даже сумка с собой есть! ( Воспитатель показывает большую сумку Незнайки)        Вы поймайте одну рыбку сюда, от  этого растения грязь отряхните, и оно в сумку поместится, потом туда птичку я положу, в соседней группе попрошу, сумку закрою, пусть в ней попрыгает немножко.

В:- Незнайка, Незнайка!... Кто же так делает? Ребята, правильно Незнайка решил сделать, собрав всех в одной сумке?!

Д:- Нет, неправильно! Он все перепутал!

В:- Ну, конечно! Незнайка как  всегда ничего не понял, ему надо убедительно доказать, почему неправильно то, как он хочет поступить.

Дети приводят доводы  в неправильности поведения Незнайки.

В: - Что может произойти в сумке с рыбкой, кто объяснит Незнайке?

Д:- Она может погибнуть, стать неживой.

В:-Почему она может стать неживой, что должен знать Незнайка, чтобы не сделать ошибки?

Дети доказывают, что рыбка живая, называя пять признаков живого.

В:- А растение живое? Докажите. (…)

В: - А птичка живая? Докажите. (…)

В:-  Итак, что же хотел перенести Незнайка в другой детский сад? Какую красоту?

Д:- Незнайка хотел отнести все живое, и положить это в одну сумку! А так нельзя! Рыбка же погибнет без воды… Цветок завянет без земли и засохнет, если его не поливать долго…А птичка домашняя, и без клетки жить не сможет…

Н: - Я понял, живое в другой детский сад переносить нельзя!

В: - Правильно, Незнайка! Нельзя переносить в сумке!  Ребята, так что же нужно сделать, чтобы потом поделиться своей красотой с другими детьми?

Д:-  Цветок нужно оставить в земле, полить его и дальше ухаживать за ним. Тогда он будет радовать нас своей красотой!

В:- Значит, растение нужно оставить в земле, а рыбку? (воспитатель показывает контейнеры с водой, землей)

Д:- Рыбку нужно оставить в ее аквариуме.

В: - А чтобы рыбка жила долго, что ей надо для этого, какие условия? (воспитатель показывает  контейнеры с камнями, с песком)

Д:- У нее должна быть чистая вода, чистые камни на дне, песочек. А для питания рыбке нужны водоросли…               

В: - Вы согласны, что рыбка, растение, птичка – все живые. Почему?

Дети повторяют пять признаков живого организма, показывая соответствующие картинки.

В:- Это все ЖИВОЕ (обводной жест), а как мы можем одним словом назвать все, что лежит в контейнерах? (обводной жест). Это все какое?

Д:-Это все НЕЖИВОЕ!

В:- Все согласны?  Если вы думаете, что это - живое, надо доказать. А если думаете, что неживое, тоже надо объяснить свою точку зрения.

Дети пытаются доказать,  опираясь на признаки живого организма.

В:-Чем  похоже все живое? (дети называют 5 признаков живого)

В:- По каким признакам камень  неживой? (…)

В:- Кто докажет, что песок неживой? (…)

В: - Про землю кто докажет? (…)

В: - Про воду? (…)

В: - Значит, про все это как мы сможем сказать одним словом?

Д: - Это неживая природа!

В: - Почему?

Д:- Нет признаков живого!

В:- А мы с вами какие? Почему мы живые? Кто сможет объяснить?

Дети объясняют, опираясь на схемы-карточки.

В: - А одежда у нас живая или нет? Докажите.   (…)

В:-Что еще есть вокруг нас неживого?

Д:-Естьразные предметы и вещи.(называют…)

В: - Как вы думаете, нам хорошо с неживым? Почему?

Д: Да, хорошо. Неживое нам помогает…

В: - Тогда скажите, рыбке хорошо в неживой воде? Почему?

Д: - Это ее дом, он дышит в воде воздухом, питается в воде водорослями.

В: - А земля живая или нет?

Д: - Нет!

В: - Почему тогда растению хорошо в земле?

Д: - Его корни в земле питаются полезными веществами. Оно растет в земле…

В: - А птичка почему не смогла бы находиться у Незнайки в сумке?

Д: - Там темно и мало воздуха. А птичка дышит воздухом…

В: - Как вы думаете, а воздух живой?

Д: - Нет!

В: - Значит, и живой птичке нельзя без неживого воздуха! Так что же не знал Незнайка, когда решил всех посадить в сумку? Кто ему объяснит его ошибки?

Дети поочереди  рассказывают о каждом живом объекте, объясняя Незнайке его ошибки.

Н: - Я понял! Я лучше позову детей к нам в детский сад, чтобы они пришли и полюбовались нашей  КРАСОТОЙ!

В: - Хорошо, Незнайка, приводи своих детей, наши ребята и им смогут объяснить, почему живые организмы должны жить в своих условиях! Незнайка забирает свою сумку и уходит… А мы сегодня на прогулке посмотрим, что из живого и неживого нас окружает.

На улице:

  • Игра «Живое - неживое» с мячом.
  • Рассматривание живых и неживых объектов.

В группе:

  • Зарисовка наблюдений.
  • Оформление схемы «Неживые объекты».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области «Художественное творчество» (рисование нетрадиционными способами) по теме «Ребята в гостях у медвежат»

конспект непосредственной образовательной области "Художественное творчество" рисование нетрадиционными способами (метод тычка)  в средней группе детского сада по теме "Ребята в гостях у медвежат...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области "Художественное творчество"

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей средней группыпо образовательной области "Художественное творчество"...

Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие в зимний лес» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Развивать умение составлять описательный рассказ по картинеПродолжать совершенствовать диалогическую речь детей, отвечать на вопросы полным предложением.Закрепить изолированное произнесение звука &laq...

Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по речевому развитию Тема: «Лесная посылка» Образовательная область «коммуникативная»

1. Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ. 2. Развитие мышления на материале описательных загадок. 3. Закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблиц...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области познания. (ФЭМП) Путешествие по сказке «Колобок»

У детей на занятии формируются элементарные математическиепредставления в совместной игровой деятельности....

Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Северное сияние» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

ЦельЗнакомить с природным явлением северное сияние, особенностями климатаЗадачиПродолжить совершенствовать знания о признаках  времени года – зима;Развивать у детей чувство цвета и композиц...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие на веселом паровозике» (образовательная область «Познавательное развитие»)

ЦельЗакрепить знания детей к концу учебного года по ФЭМПЗадачи1.продолжать  формировать  у  детей  представления  о  числах  и  цифрах  в  пределах ...