ННОД по лексической теме:"Космос" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Серебрякова Ольга Николаевна

Мною представлен конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в виде таблицы, в которой указаны все необходимые моменты педагогического процесса.

СХЕМА ННОД

МКДОУ Шелеховского района детский сад комбинированного вида № 10 «Тополёк»

Раздел 1

1.1.

Ф.И.О. квалификационная категория

Серебрякова Ольга Николаевна 

1.2.

группа

Старшая  группа «Крепыши»

1.3.

дата

апрель

продолжительность

25 минут

Раздел 2                                                                                                  содержание                                                                                              

2.1.

Лексическая тема

 Космос

2.2.

цель

Обобщить представления детей о Дне космонавтики.

2.3.

задачи

образовательные

Расширять представления об окружающем мире – космос.

развивающие

Продолжать развивать способность устанавливать простейшие связи.  Формировать умение передавать свои мысли сложными предложениями.

воспитательные

Формировать познавательные интересы детей в области астрономии.  Воспитывать у детей умение слушать взрослого и друг друга.

2.4.

образовательные области

приоритетная

Познавательное развитие

в интеграции

Коммуникативное  (развитие речи).

2.5.

предпосылки УУД

личностные

Формирование  познавательной и социальной мотивации.

познавательные

Умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

регулятивные

 

коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

2.6.

виды детской деятельности

 

Игровая, речевая,  музыкально – художественная, интегративная

 

2.7.

форма организации ННОД

групповая

Основания для комплектации: общность интересов.

2.8.

Методы и приемы, используемые в ННОД

 

Методы повышенной познавательной активности (элементарный анализ,- установление причинно-следственных связей; сравнение)

Методы формирования эстетического сознания (побуждение, отзывчивость). 

Методы  повышения эмоциональной активности (игровая мотивация воображаемой ситуации, сюрпризный момент).

Методы обучения и развития творчества (музыкальный фон, мотивирование детской деятельности). Интеграция.

Словесные приёмы (беседа, художественное слово).

2.9.

предварительная работа

с детьми

Рассматривание страниц о космосе в энциклопедии для детей, альбома «Космический мир».  Просмотр мультфильмов про космос – «Почемучка №11.  «Какие бывают планеты?»

с родителями

Домашнее задание по теме: «Космос», поговорить с ребёнком о том, чем занимаются космонавты в полёте.

с литературой и интернет источниками

Беседы о космосе. Паникова Е.А., Инкина В. В - Методическое пособие. Серия: Вместе с детьми/ Издательство: Сфера, 2015 г.

2.10

оборудование

для педагога

Презентация «Космос», глобус, фишки, указка.

для детей

Шапка звездочёта, раскраски на тему «Космос».

Раздел 3

Структура ННОД

продолжительность

содержание ННОД

целевые ориентиры

комментарии

3.1

вводная

2-3 мин

Воспитатель. Ребята, усаживайтесь на всё сиденье стула, следим за своей осанкой. Сегодня у нас очень интересная тема для беседы, а начнём её со стихотворения.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на луну.

Упорно мечтают они о луне

И даже летают, но только во сне.

Скажите ребята, о чём я сейчас прочла стихотворение?

Дети. Я думаю, что это стихотворение о мечте девочек и мальчиков полететь на луну.

Вы прочитали стих о том, что мы, ребята, хотим в космос и летаем туда, но во сне.

А я смотрел мультфильм «Тайна третей планеты» и мне, правда, приснился сон, что я в космосе на космическом корабле.

А вот мне мама книжку читала, называется «Незнайка на луне». 

Воспитатель. Ты хочешь сказать, что прочитав эту книжку Николая Николаевича Носова, девчонкам и мальчишкам сразу очень хочется лететь на луну. Молодец! Интересная мысль, согласна, что мечта прекрасная. Об этом мечтали давно и стремились исполнить её. Такой день наступил. Мечта людей сбылась и теперь 12 апреля наша страна отмечает «День космонавтики». Это праздник космонавтов и тех людей, кто участвует в создании космических ракет.

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру

Может использовать свою речь для выражения своих мыслей.

 

 

 

Ориентирует на тему беседы.

 

 

 

 

Воспитатель поддерживает  процесс общения с детьми  для более интересного и информативного рассуждения.

 

 

 

 

 

3.2.

основная

20 мин

Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Дети. Космонавт летает в космос, поэтому он должен быть здоровым, сильным.

В космос выбирают умного космонавта, потому что надо ему много знать про планеты, космос, ракету на которой полетит, ею надо управлять.

А вы знаете, что в полёт может отправиться только мужественный, выносливый человек, потому что в космосе всё по-другому, не так как на Земле, поджидает опасность.

Космонавт улетает в космос трудиться, а значит, он должен быть трудолюбивым.

Он должен быть ещё весёлым, а то ему будет там всё время грустно, так и заболеть можно.

Я считаю, что он должен быть отважным,  чтобы улететь далеко от дома, от Земли.

Воспитатель. Почему человек мечтал полететь в космос?

Дети. Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какая же самая большая звезда? Какие там живут существа, похожи ли они на нас? Есть ли воздух на других планетах?

Воспитатель. Ребята, думаю, что вы любите смотреть на небо ночью. А что можно увидеть на небе в это время суток?

Дети. На небе много разных звезд и больших и маленьких, есть ещё луна.

На небе мы с папой рассматривали луну, она бывает круглая, а бывает другая, а называют её – месяц.

Ночью мы увидим небо звёздное, когда очень много звёзд.

Я родилась под созвездием стрелец, мама показывала на картинке, оно есть на небе, но я хоть и хотела увидеть на небе ночью, у меня не получилось.

Воспитатель. Не получилось? Думаю, что у тебя ещё будет  возможность увидеть, было бы желание. Ребята, а давайте ещё раз с вами полюбуемся красотой ночного неба. А для этого вам понадобится подзорная труба (имитация руками). Что вам удалось увидеть сейчас на ночном небе?

 Дети. Я увидел падающую звезду и загадал желание.

Я вижу мерцающую звездочку, это спутник, который запустили в космос люди.

Много, много звезд, они красивые и далёкие!

Ну да, на небе ночью мы видим звёзды,- планеты, о которых мы ничего не знаем.

А я вижу планеты, они только кажутся нам звёздочками.

Воспитатель. Прекрасно! Хорошо рассмотрели небо ночью. Молодцы, а теперь сыграем в игру «Семейка слов», то есть образуем новые слова к слову «звезда». Это первое испытание перед полётом в космос.

  • Как можно ласково назвать Звезду?  (Звёздочка).
  • Если на небе много звёзд, то значит, какое оно?  (Звездное).
  • Как называется корабль, который летит к звёздам? (Звездолёт).
  • Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звёздам? (Звездочёт).

 Молодцы! С первым испытанием вы справлялись. В награду разрешается прочитать стихотворение Г. Ладзынь «Космонавт». Кто желает порадовать нас? Читаем  с выражением, чётко и внятно произносим слова.

Ребёнок.                      Мне бы надо, очень надо

Космонавтом смелым стать.

Мне бы надо, очень надо

К двум медведицам слетать,

У медведиц погостить

Их коврижкой угостить,

Уж такая там природа:

Ни цветов, ни пчёл, ни мёда,

А потом махнуть в ракете

К самой северной планете…

Воспитатель. А теперь вам второе испытание. Загадки. Кто отгадает, получит призовую фишку.

1.      Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают. (Звёзды).

2.      Волчок, волчок

Покажи другой бочок,

- Другой бок не покажу,

Я привязанный хожу.  (Луна).

3.      Жёлтая тарелка в небе висит,

Жёлтая тарелка всем тепло дарит.  (Солнце).

4.      В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его полоска света,

А зовут его… ( Комета).

5.      Вокруг Солнца по своей дорожке

Кружат объекты.

Большие и маленькие

Разноцветные … (Планеты).

  Молодцы! Справились и со вторым испытанием. Прежде, чем отправиться в космическое путешествие, мы должны знать, что космонавт должен быть бесстрашным, почему?

Дети. Люди не знают, что их ждёт в космосе, ведь могут столкнуться с обломками других планет.

У них нет уверенности в том, что в период полёта будет исправна ракета.

Воспитатель. А почему же космонавты справляются с серьёзными испытаниями, как вы думаете?

 Дети. У космонавтов крепкое здоровье, они тренируются перед полётом.

Это тренированные люди, потому что занимаются спортом.

Воспитатель. И мы тоже сейчас займёмся тренировкой перед полётом.

Физкультминутка «Чтобы в космос полететь».

Чтобы в космос полететь –

Надо многое уметь.

И зарядку каждый день

Будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться

И опять назад вернуться.

Приседать, поскакать,

И бежать, бежать, бежать

А потом всё тише, тише.

Походить и вновь опять

Тренировку продолжать.

Поднять руки, над головой соединив ладошки, покачивание.

Рывки руками перед грудью.

 

 Руки на поясе.

 

В соответствии с текстом.

Бег на месте.

 

 

Встать на носочки.

Воспитатель. Итак, я предлагаю вместе со мной отправиться ненадолго в космос,  и увидеть всё то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты. Ребята, для этого нужно крепко зажмуриться и громко – громко сказать: «Поехали! Три, два, один! Пуск!»

Гаснет свет, на экране загораются слайды.

Воспитатель. В необъятных просторах космоса вращается наша Земля.  Она  - одна из планет солнечной системы. Солнечная система – это объединение планет и их спутников, вращающихся вокруг  звезды, – Солнца. Планеты, в глубокой космической мерзлоте, на границе солнечной  системы, движутся  – небольшие тела изо льда, пыли и камней.

Земля – третья от Солнца планета. Она представляет собой огромный каменный шар, большая часть поверхности которого покрыта водой.

Землю окружают слои воздуха, которые называют атмосферой.

Атмосфера – это защитный слой Земли от воздействий космоса и солнца.

Наша планета находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Звёзды кажутся нам с Земли светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко.  На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, подобно нашему Солнцу, который излучает тепло и свет.

Созвездие – это узор из звёзд, создающих какую – либо фигуру.

Первым человеком, покорившим космос, был космонавт Юрий Гагарин. Вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, сто именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.

Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли.

Об этом событии стали писать в газетах и журналах, писали стихи и песни. Послушаем стих Владимира Степанова.

Ребёнок.                         В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться в космос смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Воспитатель. Человек отправляется в космос для его изучения, но для проведения  некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома – орбитальные станции.

Вам, ребята, вы знаете, чем занимаются космонавты в космосе? Расскажите.

Дети. Космонавты, когда работают там, они проводят эксперименты, научные.

Вы  знаете, что космонавты наблюдают из космоса за нашей Землей, чтобы знать лучше нашу природу.

Космонавты уже ходили по луне и брали там камушки для сравнения, чтобы знать, как они нам пригодятся.

Космонавты выполняют задание людей с Земли, они всё там проверяют, чтобы потом полететь ещё дальше, на другие планеты.

А ещё они ремонтируют всякие там приборы, которыми фотографируют нашу Землю.

Если им, космонавтам, сверху видно, что тучи, то они предупреждают, что будет дождь.

А вот мы смотрим телевизор только потому, что космонавты в космосе работают, они ухаживают за спутниками.

Воспитатель. Космонавты проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь. Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства.

Предлагаю отдохнуть и сыграть в игру. Дидактическая игра «Назови, что видишь». Картинки: спутник, скафандр, космонавт, ракета, звезда. Планета, комета, звездочёт.

Молодцы, ребята! Вы узнали всё, что связано с космосом. А что же тут делает звездочет? Если тут сказочный персонаж, значит, будет игра. Встаём  в ровный круг. Вы догадались, в какую игру будем играть?

 Дети. Игра «Звездочёт»

Воспитатель. Правильно, вот и волшебная шапочка Звездочёта, которого сейчас выберем по считалке.

Ребёнок.                        На земле жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

Меркурий – раз!

Венера – два!

Три – Земля!

Четыре – Марс!

Пять – Юпитер!

Шесть – Сатурн!

Семь – Уран!

Восемь – Нептун!

Девять – дальше всех Плутон!

Кто не знает - выйди вон!

Воспитатель. Напоминаю  правила игры: звездочёт находится в центре круга, а мы идём по кругу и поизносим слова: «В небе звёздочки сияют, звёздам хочется играть». После мы останавливаемся и говорим: «Звездочёт считает звёзды», а ты, наш звездочёт, считая каждого по очереди проговариваешь: «Раз, 2, 3, 4. 5!»

 Дети. Звездочёт, Звездочёт, поиграй-ка с нами (дети идут по кругу). Что покажешь ты нам, отгадаем сами!

Играем 2-3 раза, закрепляя считалку про планеты.

 

Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей

 

 

 

 

 

 

 

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

 

 

 

 

Ребёнок различает условную и реальную ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

Способен сотрудничать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активно  взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвует  в совместных играх.

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок  проявляет любознательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ребёнок интересуется  причинно-следственными связями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог стимулирует к принятию собственных выводов, опираясь на свои знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослого и детей.

 

 

 

 

 

 

 

Педагог включает творческий акт воображения ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучает детей подбору однокоренных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использует как  средство самоутверждения застенчивых детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Предоставляет детям возможность продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От  ребенка требуется умение четко формулировать свое мнение, доказывать свою правоту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация глобуса

 

 

 

 

 

 

Звучит космическая музыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?», самостоятельно искать ответы, опираясь на известные ему сведения по теме.

 

 

3.3.

заключительная

2-3 мин

Воспитатель. Проходим на свои места. Наш полёт завершается. Готовимся к посадке и нам необходимо подвести  итоги нашего путешествия.

Рефлексия.

Что особенного запомнилось про космос?

Как называют покорителей космоса, и кто был первым в мире?

А как назывался корабль, поднявший его в космическое пространство? («Восход»)

Как называются аппараты, на которых космонавты летают в космос? (Ракеты, космические корабли, станции)

Ребята, вы молодцы!  Вот мы и на нашей планете Земля. Для вас приготовлен сюрприз. Чтение стихотворения под музыку «Есть одна планета сад», поэт Яков Аким.

Ребёнок.                      Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц сзывая перелётных,

 

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

 

Береги свою планету — ведь похожей нету!

 

Воспитатель. Молодец! За проявленное мужество и научный интерес вы награждаетесь подарками. Это раскраски про космос.

Дети подходят к родителям, затем уходят в группу.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

звездочёт

Слайд 2

космонавт

Слайд 3

орбитальная станция мир

Слайд 4

скафандр

Слайд 5

спутник

Слайд 6

Планета Сатурн

Слайд 7

ракета

Слайд 8

звезда

Слайд 9

комета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....

Перспективное планирование по лексическим темам в старшей группе для детей с ОНР

Перспективное планирование по лексическим темам в старшей группе для детей с ОНР...

Индивидуальное занятие по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Транспорт». (старшая группа, ОНР)

Занятие направлено на расширение  знаний о транспорте; формирование понятия водный, воздушный, наземный, грузовой и пассажирский транспорт, подземный транспорт, железнодорожный транспорт; формиро...

СТИХИ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ С ДЕТЬМИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ в старшей группе

Предлагаю подборку стихов по лексическим темам для еженедельного заучивания с детьми в группе или с родителями дома. Практически все стихи взяты из книги "Разговорчивые" стихи в помощь логопеду. В сбо...

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «ЦВЕТИК – МНОГОЦВЕТИК» Заключительное мероприятие по лексической теме «Цветы».старшая группа

Задачи:Образовательные: 1. Закрепить знания детей о полевых, луговых, лесных  и садовых цветах.2. Отметить особенности их строения, функции каждой части растения.3. Упражнять детей в классификаци...

Вопросы для повторения лексической темы "Осень". Старшая группа с ОНР.

Материал для повторения лексико- грамматических категорий по теме "Осень" в старшей группе для детей с ОНР...

Перспективный комплексно-тематический план работы по лексическим темам в старшей группе

Это  помощь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми разных с таршей  группы,что способствует целенаправленному системному...