Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Осенняя прогулка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бауэр Лариса Петровна

Программное содержание

Цель: воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

- закреплять представления детей об осенних изменениях в природе;

- способствовать овладению детьми познавательных эталонов;

Развивающие задачи:

- развивать пространственные представления с помощью логопедической ритмики;

- расширять словарь;

- формировать двигательные умения и навыки

- способствовать развитию познавательного интереса;

- развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат;

- формировать координацию, переключаемость, плавность движений;

- развивать фонематический слух, общую моторику, внимание, память, умение правильно согласовывать движения с текстом.

Воспитательные задачи:

- воспитывать активность, эмоциональность, любовь и бережное отношение к природе

Предварительная работа: Чтение книги И. Токмаковой «Деревья», чтение стихотворений А. С. Пушкина, А. Толстого, С. Есенина, А. Майкова, рассматривание иллюстраций, использование плодов и листьев для изготовления поделок, рисование осенних листьев, составление коллективных композиций на тему осени.

Материал и оборудование: Осенние листья желтого и красного цвета разных видов деревьев. Посылка от осени, ленточки синего и красного цвета.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Современные образовательные технологии: технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_progulka.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

«Осенняя прогулка»

Воспитатель:                                                                         Бауэр Л.П.

Славянск-на-Кубани

2016

Программное содержание

Цель: воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

- закреплять представления детей об осенних изменениях в природе;

- способствовать овладению детьми познавательных эталонов;

Развивающие задачи:

- развивать пространственные представления с помощью логопедической ритмики;

- расширять словарь;

- формировать двигательные умения и навыки

- способствовать развитию познавательного интереса;

- развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат;

- формировать координацию, переключаемость, плавность движений;

- развивать фонематический слух, общую моторику, внимание, память, умение правильно согласовывать движения с текстом.

Воспитательные задачи:

- воспитывать активность, эмоциональность, любовь и бережное отношение к природе

Предварительная работа: Чтение книги И. Токмаковой «Деревья», чтение стихотворений А. С. Пушкина, А. Толстого, С. Есенина, А. Майкова, рассматривание иллюстраций, использование плодов и листьев для изготовления поделок, рисование осенних листьев, составление коллективных композиций на тему осени.

Материал и оборудование: Осенние листья желтого и красного цвета разных видов деревьев. Посылка от осени, ленточки синего и красного цвета.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Современные образовательные технологии: технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, исследовательская деятельность

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, а какую, вы сможете узнать, если внимательно послушаете и отгадаете загадку.

Прошла по лугам,

По лесам, по полям,

Припасы она приготовила нам

Упрятала их в погреба, в закрома

Сказала: «За мною нагрянет зима».

Догадались, про какое время года эта загадка?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно ребята, я приглашаю вас на осеннюю прогулку. Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя на прогулке:

- Нельзя ломать ветки, рвать растения.

- Нельзя брать и кидать палки, камни.

- Нельзя подбирать и брать в рот посторонние предметы.

- Нельзя лазить по деревьям и заборам.

- Играть только  на виду у воспитателя.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать нашу осеннюю прогулку. Наступила осень, а как мы узнали, что она наступила?

Дети: По признакам.

Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?

- Стало холодно;

- Люди надели тёплую одежду;

- Птицы улетели на юг;

- В полях убрали урожай;

- В садах поспели яблоки;

- Листья на деревьях пожелтели.

Воспитатель. Правильно, ребята, по всем этим признакам мы узнали, что наступила осень. Ребята, а какой месяц сейчас, если на полях убран урожай, птицы улетели в теплые края, люди одеты в теплую одежду.

Дети. Последний месяц осени  - ноябрь.

Воспитатель. Правильно, ребята. Теперь посмотрите направо и скажите, какого цвета листья на этом дереве? (Жёлтые, золотые.) Засчёт жёлтых, золотых листьев на берёзе осень называют «золотой». Давайте все вместе скажем: «Золотая осень». Ребята, какое дерево растёт прямо перед нами? (Рябина) Какого цвета листья на этом дереве? (Красного)

Воспитатель. Какая красивая, разноцветная осень! Всю землю покрыли жёлтые, зелёные и красные листья, побродим по ним и послушаем. Что вы слышите? Они сухие и лёгкие, шуршат под ногами. А теперь посмотрим все наверх и понаблюдаем, может нам посчастливится увидеть, как жёлтый листочек отрывается и, кружась в воздухе, медленно летит на землю. А если подует ветер посильнее, то много-много листьев с шуршанием полетит на землю. Послушайте, какое красивое стихотворение написал поэт М. Ивенсен:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

Время, когда с деревьев падают листья, называется «листопад». Само слово говорит за себя, листья падают.

Исследовательская деятельность

Листья лёгкие, вот поэтому они летят на землю медленно, летят и кружатся в воздухе. Давайте проверим, так ли это? Найдите себе по красивому листочку. (Каждый ребёнок называет цвет и величину своего листочка.) Сейчас мы положим листочки на ладошку и по моей команде подуем на них. Сначала посмотрите, как сделаю это я. Листочек должен находиться на уровне губ. (Следить, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе, не надували щёки на выдохе.)

ВЫВОД: Лист летит, он лёгкий.

Сюрпризный момент

Воспитатель. Нам осень прислала посылку, но открыть её мы сможем, если отгадаем загадку, иначе всё что там лежит, исчезнет.

Растут - зеленеют

Упадут – пожелтеют

Полежат - почернеют.

Дети.  Листья

Воспитатель. Вы отгадали загадку и теперь смело можем открыть и посмотреть, что лежит в посылке. Ой, какие красивые листочки нам осень прислала, интересно с какого они дерева?

Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку»

Цель: закреплять знания детей о листьях деревьев и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому дереву соответствующий листок.

Давайте мы тоже сделаем что-нибудь хорошее, приятное. Я предлагаю украсить нашу песочницу осенними листьями. Но сначала нам нужно приготовить наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики клёна,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» пальчиками.) Н. Нищева.

Трудовая деятельность

Сбор листьев. Уточнить с какого дерева, и какого цвета листья собрали дети.

Упражнение «Составь узор»

Дети украшают бордюр песочницы листьями, чередуя их по цвету.

Подвижная игра «Листопад»

Ход игры: Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.

Дети бегают, взмахивают руками:

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками)

Кружатся красивые красные листочки.

Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.

Прилетел лёгкий ветерок, подул (дуют).

Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке).

Закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят.

А теперь все листочки бегите ко мне.

(Дети подходят к воспитателю и встают в круг.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел? И достает синюю ленту. Правильно, северный ветер. А еще кто прилетел? Достает красную ленту. Конечно же, южный ветер. Они хотят поиграть с вами.

Игру «Северный и южный ветер»

Воспитатель и дети повторяют правила игры, выбирают двух ведущих с помощью считалок. Воспитатель повязывает на руку ведущим ленточки.

Раз, два, три - игру начни!

После окончания игры проводится анализ.

Игра повторяется, меняются ведущие, усложняются правила.

Воспитатель. Ребята, сейчас вы будете бегать вокруг березок, но не задевайте их. А березками будут Настя и Роза. После окончания также проводится анализ игры. А как вы думаете, кто выиграл в этой игре, от какого ветра дети замерзли? (ответы детей)

Ребята, в заключение нашей прогулки мы еще с вами поиграем.

Подвижная игра «Лохматый пёс»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание. Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет? »

Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь.

Самостоятельные игры по желанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

Учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении  их к среде обитания, закреплять и систематиз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Осень золотая»

Конспект НОД по познвательному развитию продолжает знакомить детей с основными признаками осени. В разработке активно используется интеграция образовательных областей (познавательной, речевой, художес...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровых технологий. Тема "Спасение Осени"

Цель игровой технологии - дать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, при этом не менять ребёнка и н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе тема: «Осень в лесу».

Занятие в старшей группе детского сада на тему "Осень в лесу".Образовательная область «Познавательное развитие»: мир природны. Цель: Формирование начал экологического ...