Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ковалевская Татьяна Алексеевна

Учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении  их к среде обитания, закреплять и систематизировать знания воспитанников  о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Птицы осенью.

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Птицы осенью».

Цель: обогащать знания детей о перелётных птицах.

Программное содержание:

Образовательные задачи:  учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении  их к среде обитания, закреплять и систематизировать знания воспитанников  о птицах.

Развивающие: развивать интерес к жизни птиц, активизировать  зрительное внимание, мышление, память и  речь детей.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе, бережное, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах, показ презентаций, просмотр мультфильмов, наблюдение птиц на прогулке, рассматривание картин, иллюстраций с изображением разных видов птиц, картины из серии «Береги природу», беседы о жизни птиц осенью.

Словарная работа: перелётные и зимующие,  свирели, трели, длинноногий, длинношеий, длинноносый, безголосый, оперенье, стая, клин, вожак.

Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация «Перелётные птицы», аудиозапись с голосами  птиц, картины из серии «Птицы летят на юг», перья и растительное масло в мисках на каждого ребёнка.

Ход деятельности:

Воспитатель читает стихотворение К. Бальмонта «Осень» :

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

(Ответы детей)

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени.

(Ответы детей)

-А как называются птицы, которые улетают в тёплые края и которые остаются?

(Ответы детей)

-Назовите перелётных птиц.

(Ответы детей)

-Отгадайте, пожалуйста, загадку:

 1. Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Голосистей и нежней

    Кто же это ?

(Ответы детей)

(Воспитатель показывает презентацию «Перелётные птицы»(1 слайд)

- Послушайте, как поёт соловей (аудиозапись).

 2. Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда.

(Ответы детей) (2 слайд)

-Послушайте, как кричит кукушка (аудиозапись).

     Отгадайте следующую загадку:

 3. Под крышей я леплю гнездо, из комочков глины.

     Для птенчиков стелю на дно

     Пуховую перину.

(Ответы детей), (3 слайд), (включается аудиозапись).

 4. Этот старый мой знакомый:

         Он живёт на крыше дома –

         Длинноногий, длинноносый,

         Длинношеий, безголосый.

        Он летает на охоту

        За лягушками к болоту.

(Ответы детей), (4 слайд), (аудиозапись).

-Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелётным. У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по – разному, как же они их различают?

(Ответы детей)

- Ребята, а почему птицы улетают в тёплые края?

(Ответы детей).

- А как они находят дорогу на юг и обратно сюда?

- Оказывается, что некоторые птицы улетают ночью, другие днём. Но перед полётом они больше обычного едят, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде, а ориентируются по звёздам.  Некоторые птицы улетают  «стайками», все вместе,  некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника, а  другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. У птиц есть вожаки, которые показывают дорогу.

(воспитатель показывает картины из серии «Птицы летят на юг»).

Физкультминутка «Птицы»:

Ну – ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зёрнышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Пёрышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь полетели.

Дидактическая игра:  «Отгадай и присядь».

- Ребята, сейчас я буду называть перелётных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелётной, то машите руками:

(Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)

Дидактическая игра: «Скажи одним словом».

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом:

- У аиста длинные ноги, он какой?

- У аиста длинный клюв, он….

-У ласточки длинный хвост, она…

-Ласточка любит тепло, она…

- У ласточки острые крылья, она…

- У соловья Звонкий голос, он…

Дидактическая игра: «Продолжи предложение, найди причину».

-Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….

- Дятла можно назвать лесным доктором, потому что….

-Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…

-Все люди любят слушать соловья, потому что….

- Весной перелётные птицы прилетают назад, потому что…

(Ответы детей).

Опыт «Птицы и нефть»:

-Давайте подбросим перо и проследим, как оно летит. Строение перьев позволяет птицам летать, отталкивая воздух крыльями. А теперь представим, что птица села на воду, покрытую нефтяной плёнкой, образовавшейся из-за разлившейся нефти из танкера (дети обмакивают перо в растительное масло).

Давайте подбросим перья и посмотрим, что происходит? (Перо камнем падает вниз). Почему это происходит? ( Ответы детей).

( Перья загрязняются, слипаются и теряют способность отталкивать воздух, а значит птица не может взлететь и может погибнуть).

-Люди всегда должны беречь природу и не допускать её загрязнения.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня беседовали?

-О каких новых перелётных птицах вы узнали?

-Что интересного узнали о кукушке?

- Что нового узнали о перьях?

-Ребята мне понравилось, как вы внимательно слушали, думали, отвечали, выполняли задания. Молодцы! Я даю вам призы (открытки, календари, книги о птицах).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Наша улица». (Правила дорожного движения)

Закрепить правила дорожного движения, учить детей  применятьзнания  полученые ранее в практической деятельности....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ деятельности по познавательному развитию в старшей группе "От колоска до каравая"

это занятие было проведено 3 декабря 2015 года на базе МБДОУ "Детский сад № 8 г. Торжок Тверской области. К конспекту прилагается видеопрезентация и фотоотчет...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...