Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство со свойствами песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Коронен Маргарита Владимировна

Экспериментально - исследовательская деятельность с детьми в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе  

«Знакомство со свойствами песка»

Цель: дать детям знания о песке, где его больше всего (пустыня), рассказать о пустыне, растениях и животных; развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;  доказать детям, что песок может двигаться.

Оборудование: стаканчики с песком, листы белой бумаги,  лупа, презентация «Пустыня», карточки с изображением способов исследования.

Ход занятия:

  1. Постановка исследовательской задачи. 

Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться со свойствами песка. А где и  как мы можем узнать что-то новое о песке? Для этого нам нужно определить какими способами  (методами) мы можем воспользоваться. (Дети подбирают и выставляют необходимые карточки).

Сначала давайте с вами вспомним, где можно увидеть много песка. (Ответы детей: в песочнице, на речке, в пустыне).

Рассказ-беседа воспитателя о пустыне (сопровождается презентацией).

А что такое пустыня? Пустыня от слова «пусто», «пустынно». А вот чтобы узнать, действительно ли это так, мы и отправимся в пустыню. Пустыня находится очень далеко от нашего города.

Совершим прогулку по пустыне. Пустыня – это желтое и голубое. Голубое вверху – небо. Желтое – внизу: впереди, позади, справа, слева – вокруг. Земля, прокаленная солнцем… Посмотрите, земля в пустыне холмистая. Холмы эти состоят из мелкого песка. Встречаются довольно часто и большие холмы, которые называются барханы.

 - В пустыне дуют горячие ветры. (Горячий поток воздуха из фена). Лето в пустыне очень жаркое, не выпадает ни капли дождя. Небо безоблачно, солнце палит так сильно, что песок нагревается и в нём можно испечь яйцо. А зимой в пустыне холодно, бывают даже морозы.

 - Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? Оказываются могут. Но растительность пустыни бедная. Растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. А у некоторых вместо листьев – колючки.

- В пустыне растут даже деревья, только они невысокие. Это саксаул и акация (иллюстрация).

Пустыня – это земля, где нестерпимо много неба, солнца и песка.

  1. Целеполагание.

Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем изучать свойства сухого песка.

  1. Прогнозирование результата, выдвижение гипотез.

Воспитатель. Как вы думаете, сухой песок, он какой? (Предположения детей).

Может ли песок двигаться? (Предположения детей).

Ответы на эти вопросы мы найдем в ходе нашего исследования.

  1. Уточнение правил безопасности.

Во время занятия нельзя: обсыпаться песком, тереть глаза грязными руками, брать грязные руки в рот.

  1. Выполнение эксперимента.

Опыт 1. «Рассматривание песка через лупу».

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок).

Воспитатель. Как выглядят песчинки? Какой они формы? (Они очень маленькие, круглые, цветные, в зависимости от разновидности песка).

Воспитатель. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?

Опыт 2. «Песок – сыпуч».

Дети под руководством воспитателя аккуратно проводят опыт. Горсть сухого песка выпускают струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок на поверхность конуса, легко заметить: то в одном месте, то в другом возникают «сплывы», похожие на движение воды. А это значит, что песок может двигаться.

  1. Физминутка.

Игра «Мой любимый цветок»  (стр. 77 «Мир вокруг нас»).

  1. Анализ полученного результата.

Воспитатель. Ребята, подтвердились или нет наши гипотезы? Что подтвердилось, а что нет? Какие способы исследования мы с вами использовали? Какие мы можем использовать дома, для того, чтобы получить новые знания?

  1. Формулирование выводов.

Вывод: Песок сыпуч, состоит из мелких песчинок разного цвета, может двигаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Знакомство с русским народным костюмом"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Знакомство с русским народным костюмом"...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с профессией модельера»

Обобщение знаний детей о профессиях в процессе игровой деятельности и знакомство с профессией модельера через «погружение» в реальные практические ситуации....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. "Знакомство с песочными часами".

Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Знакомство с песочными часами"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с программированием?»

Познакомить с понятием «программирование», в процессе исследования визуальной программной среды Scratch Junior....