Конспект мероприятия "Детская исследовательская деятельность на прогулке"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Конспект мероприятия "Детская исследовательская деятельность на прогулке"

Работа содержит практический материал  по детской исследовательской деятельности (изучение свойств воздуха, воды и песка) во время летних прогулок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_meropriyatiya.doc433.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «Антошка»

(АОУ детский сад №23 «Антошка»)

Конспект мероприятия

«Детское экспериментирование с водой, песком и

воздухом на прогулке»

Подготовила и провела воспитатель

Веселова Е.В.

г. Долгопрудный

27-29.06.2016


Детское экспериментирование в летний период: воздух песок и вода.

Программное содержание: закрепить знания детей о свойствах воды, воздуха и песка, учиться самостоятельно проводить несложные эксперименты, делать выводы и предположения.

Цель занятия: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом, водой, песком.
Воспитательные задачи

Образовательные задачи: Расширять кругозор детей.
Научить устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях.

Развивающие задачи: Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи: Развивать в детях внимательность, усидчивость, способность работать к коллективе.

Методы и приемы: Беседа, вопросы, совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация».
Предварительная работа: Беседа, просматривание иллюстраций, дидактические и подвижные игры.

Временной отрезок: 3 дня.

Ход мероприятия: (первый день)

Загадка:        Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! (Воздух)

Где же прячется наш воздух? Давайте искать его вместе.

Опыты с воздухом

Опыт №1. «Где спрятался воздух? »

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

  • Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
  • Значит, воздух, какой? (невидимый).
  • Давайте поймаем воздух.
  • Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
  • Закрутите пакеты.
  • Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
  • Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
  • Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг) .

Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

  • А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим) .
  • Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый) .
  • Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
  • Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
  • Что вы чувствуете? (шипение) .
  • Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
  • Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет

Опыт №2. «Как увидеть воздух? »

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

  • Подуйте через трубочку на свою ладошку.
  • Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок) .
  • Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
  • Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
  • Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
  • На воде появились пузырьки.
  • Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали) .
  • Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

(Воздушные пузырьки поднимаются вверх) .

Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды

Опыт №3. «Воздух - невидимка»

Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.

На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.

Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.

Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) .

Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Физкультминутка «Ветер тихо клен качает»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.(ноги на ширине плеч,

руки за голову, наклоны туловища вправо и влево)

Опыт №4. «Движение воздуха»

Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.

  • Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
  • На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
  • А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор) Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
  • Возьмите веера и помашите им в лицо.
  • Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется) .

Вывод: Воздух движется.

Опыт№5 «Воздух может двигать предметы»

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.

2.Подуть на перышко.
3.Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.

Опыт№6 «Воздух легче воды»

Цель: доказать, что воздух легче воды

Материал и оборудование: надувные игрушки, таз с водой

Опыт 1.Детям пытаются "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт 2.Движение воздуха – ветер

Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

Опыт№7«Надувание мыльных пузырей»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материал и оборудование: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло), мыльные пузыри.

Наливаем в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладем в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь.

На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков).

Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри.

Вывод: Вместе они рассматривают и обсуждают; почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).

Опыт №7«Поиск воздуха»

Цель: Обнаружить воздух.

Материал и оборудование: Емкость с водой, воронка, шарик.

Опыт Дети рассматривают шарик. Надеваем на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и, не наклоняя, медленно погрузить в воду.

Что случилось с шариком, каким образом он надулся.

Наливаем воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым.

Опыт №8 «Плавающий апельсин»

Погрузим  в миску с водой апельсин и увидим, как хорошо он умеет плавать. Затем очистим тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
Заключительная беседа: Что умеет делать воздух?? Какой он??

Ход мероприятия(2день)

 Загадка:        Он и желтый, и сыпучий, 

Во дворе насыпан кучей, 

Если хочешь, можешь брать 

И играть. (Песок)

Опыт№1 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Опыт №4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Тихонько дуем на песок, он разлетается.

Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.


Опыт№2 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

Опыт№3  «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается

Опыт№4 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

Какие фигурки получились?

Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

Опыт№5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Заключительная часть: Совместно с детьми поливаем воду в песочнице, строим из песка замок и украшаем его песочными фигурами.

Ход мероприятия (3 день)

Загадка:        В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Опыты с водой

Опыт№1 Вода может отражать предметы

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести таз с водой. Предложить ребятам  рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

Опыт№2 Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в стаканчик кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Опыт №3 Текучесть воды

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт№7 Чем пахнет вода

Предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.

Опыт№8 «Растворение веществ в воде»

  1. Берем стакан воды и кусок сахара.
    2. Кладем сахар в стакан.
    3. Размешиваем. Что произошло?
    4. А что будет, если положить еще больше сахара?

Подвижная игра «Дождик и солнышко»

Пальчиковая гимнастика «Капельки-дождинки»

Капельки-дождинки
Упали на травинки.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
(Раскрываем одну ладонь, подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, имитируя дождевые капли)

Заключительная часть: Беседа о том, где можно встретить воду. А также рассуждения детей о том, как человек ее использует. Закрепление и расширение имеющихся знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование исследовательской деятельности на прогулке

Представлен практический материал по познавательно-исселедовательской деятельности дошкольников от 3-7 лет в условиях прогулки, основанный на многолетнем опыте работы....

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Прогулка по весеннему лесу"

Дети вместе с воспитателем путешествовали по весеннему лесу, встречая гостью весну, знакомились с ее признаками, а также им повстречались пернатые друзья....

Конспект открытого занятия. Исследовательская деятельность на прогулке по теме «Воздух».

Цель. Создать условия для активной познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи.Обучающие:- расширить представления детей о значении воздуха в жизни человека;- познакомить детей с некотор...

Конспект занятия по исследовательской деятельности на прогулках «Части суток»

Цели деятельности педагога:Познакомить с частями суток, их признаками;Уточнить, что из часов и минут состоят сутки;Развивать любознательность, наблюдательность, желание соблюдать режим дня....

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности на прогулке для детей младшей разновозрастной группы «Тает льдинка»

ull; Познакомить детей со свойствами льда (тяжелый, твердый, холодный, тает)• Закрепить понятия «нагревается», «тает».• Активизировать и обогащать словарь детей сущ...

Конспект ООД образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» Тема: Прогулка по городу Тамбову

Воспитатель: - Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой живем,И березки, вдоль которыхРядом с мамой мы идем.Что мы Родиной зовем?Все, что в сердце бережем,Наши праздники и песни,Теплый вечер за окном....