Доклад по познавательно - исследовательской деятельности в 1 младшей группе
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме

Развозжаева Татьяна Анатольевна

Все малыши любят неизведанное, изучают мир всеми возможными способами и задают множество вопросов об окружающих их предметах и явлениях. Часто совершенно простые и обыденные для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыты в первой младшей группе18.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Мой опыт работы в дошкольном учреждении совсем небольшой – всего лишь три года. Поэтому, когда пришла пора работать с самыми маленькими человечками в нашем детском саду, передо мной встал вопрос:  а возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Для ответа на поставленный вопрос я для себя сформулировала следующие задачи:

-подобрать интересный и познавательный материал экологического содержания, вызывающий заинтересованность и познавательную активность малышей, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности;

-побуждать детей к самостоятельному экспериментированию, познанию и размышлению;

-развивать в ходе экспериментальной деятельности умственные способности дошколят и их речь;

-привлекать детей к участию в исследованиях, знакомить с обобщением результатов опытов.

Экспериментировали мы во всех сферах деятельности: в приеме пищи, в игре, на прогулке, во время умывания. И я поняла, что у малышей чрезвычайно повышен интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познавали все новые и новые предметы, стремились узнать не только их названия, но и черты сходства, задумывались над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, я старалась  вести их от знакомства с природой к ее пониманию, потому что в младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Хорошим поводом для проведения «мультиэксперимента» послужил конкурс «Огород на подоконнике», проводимый в нашем детском саду. Мы исследовали свойства воды, почвы, камней и песка. Свою работу я начала с экспериментов с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети смогли убедиться в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса. На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из стаканчика, что она не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной. С помощью дидактических игр «Чистые ладошки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной, если в неё насыпать немного почвы; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус. В своем «Огороде на подоконнике» дети самостоятельно, с помощью опыта, нашли ответ на вопрос: зачем растению нужна вода? В одной яичной скорлупке кресс-салат, который поливали, стоял с листочками, зелёный и упругий. А  в другой -  который  не поливали - завял, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.  Дети поняли, что растение – живой организм, который  не может жить без воды и может умереть. Растениям  нужны хорошие условия — почва, питательные вещества, вода, тепло, солнечный свет.

 Знакомство со свойствами предметов происходило в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования я привлекала внимание детей к запахам, звукам, тактильным ощущениям, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов.  Я показывала правильные способы действий, а также предоставляла возможность для самостоятельного исследования, не забывая при этом  напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с почвой и водой (воду не пить, почвой не бросаться), а также о правилах поведения с мелкими предметами (не засовывать фасолинки и мелкие камни в ухо, нос; не брать их в рот). В своей работе я использовала  следующие правила:

- не заставляла ребенка экспериментировать, а создавала условия для возникновения интереса к познанию.

- не сдерживала двигательную активность детей.

- хвалила ребенка за успехи.

Результаты после проведенных экспериментов меня очень порадовали: малыши  усваивают достаточно сложные экологические знания, у них формируется интерес к экологическим знаниям,  развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность. И как было приятно видеть искреннюю  радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий,  вызывающие у малышей  чувство удовлетворения от проделанной работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская деятельность (вторая младшая группа) «Познакомимся с лимоном»

«Познакомимся с лимоном»Цель: через познавательно - исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи.Задачи:Образовательные:- совершенствовать умения изучать окру...

Познавательно - исследовательская деятельность в младшей группе детского сада.

С введением в нашу жизнь Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое значение стало уделяться познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, как одного...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Разноцветная вода»

В этом конспекте вы можете ознакомиться как проводить занятие по познавательной деятельности с  детьми  младшего дошкольного возраста....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в  младшей группеТема: «Волшебный песочек»Цель (как предполагаемый результат): дети имеют представление о свойствах песка; созданы усло...

Проект познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Волшебная капелька»

В этой статье представлен краткосрочный проект в младшей группе...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности ФЭМП по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе Тема: «На помощь Машеньке»

Письмо от Машеньки : "Здравствуйте, мои дорогие друзья! Это письмо пишу я, Машенька. Я живу в деревне «Сказочка» с дедушкой и с бабушкой. Однажды мы с подружками пошли в лес за грибам...