Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области " Познавательное развитие приобщение к социокультурным ценностям" по теме : " Путешествие в прошлое книги"в подготовительной группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Кущ Наталья Николаевна

    Знакомство детей с историей создания и изготовления книг.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_puteshestvie_v_proshloe_knigi.docx32.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 города Ейска

    муниципального образования Ейский район

    Конспект

    организованной образовательной деятельности

    по образовательной области «Познавательное развитие приобщение к социокультурным ценностям»

    по теме: «Путешествие в прошлое книги»

    в подготовительной к школе группе

    Подготовила:

    Кущ Н. Н., воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский район

    2016 г.

    Программные задачи:

    Образовательные задачи:

    1. Познакомить детей с историей создания и изготовления книги;
    2. Показать как книга преобразовалась под влиянием творчества человека;
    3. Активизировать, обогащать словарь;
    4. Активизировать речевую деятельность.

    Развивающие задачи:

    1. Развивать познавательный интерес;
    2. Развивать способность к ассоциациям, сравнениям, перевоплощениям;
    3. Развивать творческие возможности, воображение.

    Воспитательные задачи:

    1. Воспитывать бережное отношение и интерес к книгам.
    2. Воспитывать положительный эмоциональный настрой в процессе        взаимодействия.

    Предварительная работа: Рассматривание красочно оформленных книг. Рассматривание, из каких частей состоит книга. Рассматривание иллюстраций с изображением печатных станков, старинных книг.

    Чтение рассказа А.Баркова  и  Р.Сурьянинова «Откуда пришла книга». Чтение загадок, пословиц о книгах.

    Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой».

    Ремонт книжек-малышек из игры «Библиотека».

     Словарная работа: бамбуковые пластины, папирус, береста, пергамент, свиток, летописи, летописцы, печатный станок, типография, переплет, издательство.

    Материалы: современные книги разного формата, чистые листы, штампы, разные виды бумаги.

    Оборудование:  ноутбук , мультимедиа ,презентация

    Методы и приёмы:

    1.Словесные - объяснение, беседа, рассказ.  

    2.Наглядные - рассматривание  иллюстраций по теме занятия.

    3.Практические - самостоятельная работа детей.

    Ход организованной образовательной деятельности:

    1. Организационный момент.

    Ребята, у нас  сегодня гости. Давайте их поприветствуем. Улыбнемся  друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

    Воспитатель:

    Сегодня день у нас особый,

    Я познакомлю вас, друзья,

    С предметом, без которого

    Прожить на свете нам нельзя.

    - Я хочу загадать вам загадку, и только отгадав её, вы поймёте, о каком предмете сегодня пойдёт речь.

    Я всё знаю, всех учу

    А сама всегда молчу

    Чтоб со мною подружиться

    Читать нужно научиться.

    О чём идёт речь?

    Дети: Книга

    1. Беседа о книгах.

    Воспитатель: Правильно, ребята, это книга. . Сегодня как настоящие учёные, мы будем исследовать книгу. Пожалуйста, внимательно рассмотрите эту книгу. Из чего она состоит? Из каких основных частей?

    Дети: корешок, листы, обложка.

    Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли книга имела такой вид?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Давайте все вместе совершим небольшое путешествие в прошлое книги. Вы согласны?

    Дети: Да.

    1. Беседа о «живых письмах», «рисуночных письмах». 

    Воспитатель: Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы

    Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок. (Слайд 2). Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. Давайте с вами попробуем выполнить эти действия. (Воспитатель раздаёт детям «верёвочные письма», они проводят по ним пальцами). Можете себе представить, как неудобны были такие «верёвочные письма». Узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыться.

    Потом, люди изобрели рисуночное письмо. (Или письмо в картинках) (Слайд 3). Человек изображал в рисунке какие-либо действия. . Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай.   Автор без труда мог рассказать о том, что нарисовал..    

    А сейчас постарайтесь прочитать моё рисуночное письмо. (Воспитатель показывает лист с рисунком, дети пробуют его читать)

    Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки, и что было потом.

    Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

    4. Беседа о письмах на камне и глине. 

    Воспитатель: Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Но так как бумаги в те времена ещё не было, то люди изображали все эти события на каменных плитах. Такие плиты могли храниться очень долго. Позже рисунки немного видоизменились, упростились, и постепенно превратились в знаки, которые стали называться иероглифы, обозначающие отдельные слова и даже целые предложения. Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток.(слайд4)

    А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно?

    Дети: Нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки.

    Воспитатель: Позже книги стали делать из глины. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Каждая книга состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц.(слайд 5)

    А как вы думаете, удобно было читать и хранить книги, написанные на глиняных дощечках? И почему?

    Дети: Нет, глина может разрушиться, чтобы хранить нужно много места.

    5. Беседа о бересте папирусе и пергаменте.

    Воспитатель: Тогда люди стали использовать другие материалы. Писали заострённой палочкой на пальмовых листьях, а на Руси для этого использовали бересту. А вы знаете, что такое береста?  (Береста  это наружная часть берёзовой коры)(слайд 6)

     (ответы детей). Но этот материал был не удобен и не практичен в использовании, так как не мог долго храниться.

    Воспитатель: А вот в Древнем Египте писали на папирусе (Слайд 7). Это болотное растение похожее на камыш. Стебли его гладкие разрезали вдоль и укладывали рядами, затем спрессовывали. Получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. Большие тексты писали заострёнными палочками на длинных полосах папируса. Их длина иногда достигала до 40 метров, затем сворачивали в свитки. (Слайд 8). К сожалению, папирус не очень прочный. Ему нужен только сухой воздух. Поэтому человек искал новый материал для письма. Им стал пергамент.

    Пергамент – это обработанная кожа из шкур телят (Слайд 9). Он был прочнее. Из пергамента впервые стали делать книги, очень похожие на наши. Они были очень дорогие, ведь на одну книгу требовалось целое стадо коров! Понятно, что купить книгу мог только богатый человек.

    Воспитатель:  а сейчас давайте немного отдохнём.

     

    6. Физминутка

    Руки кверху поднимаем,

    А потом их отпускаем.

    А потом их развернем

    И к себе скорей прижмем.

    А потом быстрей, быстрей,

    Хлопай, хлопай веселей.

    Воспитатель: Продолжим путешествие в прошлое книги

    7. Беседа о бумаге

    Воспитатель: Шли годы и столетия, и забыли постепенно о папирусе и. Потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. пергаменте А придумали её изготовление в древнем Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали, как делать это чудо. А вы знаете из чего изготавливают бумагу?

    Ответы детей (слайд как изготавливают бумагу)

    Воспитатель: теперь известно очень много видов бумаги. Давайте, мы с вами сейчас рассмотрим некоторые из них. (пригласить детей к столу). Для чего используют каждый вид бумаги?

    8. Беседа о летописцах и первопечатнике на Руси.

    Воспитатель: Уже на бумаге книги писали вручную гусиным пером и чернилами, специально обученные люди с красивым почерком. Их называли летописцы.

     Их называли летописцы.  (Слайд 10 изображение летописца)     Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. (Слайд 11 с иллюстрацией старинной книги и нарисованные на листах древние заглавные буквы).

    Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Как вы думаете, эти книги были доступны многим людям?  

    А что придумали люди, чтобы книг было много?

    Дети: Придумали печатать.

    Человек придумал печатный станок и ускорил изготовление книг Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было записывать каждую букву. Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю как первопечатник. Каким же образом он это делал? Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Это было намного быстрее, чем писать вручную. А давайте мы сейчас это и проверим. (Пригласить детей к столу, раздать чистые листы и штампы)

    9. Беседа о современных книгах.

    Воспитатель: Со временем способ изготовления книги всё более усовершенствовался и сейчас для изготовления книг применяют даже компьютер. Книг сейчас много, они очень разные и доступны для всех. Теперь мы с вами читаем вот такие красивые книжки, которые вы видите на выставке. Людям помогают машины печатать красочные обложки.

    Воспитатель: Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить?

    Дети: Материал для книги. Над этим работают поэты, писатели, художники. (Слайд 15) Они решают, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки.

    Воспитатель: давайте и мы с вами подготовим иллюстрации для книги как настоящие художники

    10. Практическая деятельность детей : рисование на тему: «Обложка любимой книги»……

    11. Беседа как надо обращаться с книгой.

    Воспитатель: А где хранятся книги?

    Дети: дома, на полках, в  библиотеке (Слайд 16)

    Воспитатель: А вы знаете, как нужно обращаться с книгой? Давайте вместе вспомним правила пользования книгой.

    Ответы детей:

    Нельзя разбрасывать книги, надо ставить их на место.

    Нельзя рвать, вырывать страницы.

    Нельзя рисовать на книгах.

    Нельзя загибать страницы, надо пользоваться закладкой.

    Нельзя брать книгу грязными руками.

    Нельзя есть над книгой.

    Надо оборачивать книги в обложки.

    Воспитатель:

    Мы живем в современном мире, в 21 веке новых технологий. Существуют не только книги из бумаги, а даже аудиокниги – эти книги мы не можем держать в руках и читать. Их слушают. Воспитатель: Еще существуют электронные книги – их можно читать с компьютера, в интернете, перелистывая страницы с помощью кнопки .

    Таким образом, история книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал. Какой материал вы запомнили? На чём писали книги?

    Ответы детей: камень, дерево, металл, кожа, папирус, пергамент, береста, бумага.

    Воспитатель: Для чего существуют книги? Что они нам дают? Для чего мы их читаем?

    Дети: чтобы читать, много знать, стать умнее, узнавать новое, хорошо учиться в школе.

    Воспитатель: Молодцы! Книги нужны для того чтобы передавать знания.         Книги хранят историю прошлых лет, повествуют о том, как раньше жили люди, как изменяется мир. Они учат нас жить, рассказывают различные поучительные истории, дают знания, книги хранят мудрость народа.

    Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир – рассказывают о земле и о космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия.

    Итог организованной образовательной деятельности:

    Воспитатель: Ребята о чём мы сегодня с вами говорили?

    Как вы думаете, это было полезно для вас?

    Ребята! На вопрос: «Что такое книга?» вроде бы и отвечать не надо. Об этом знает каждый. Но мы сегодня открыли с вами что-то важное, новое. Одним словом, мы совершили увлекательное путешествие по стране книг. Вы у меня просто молодцы! Я хочу подарить вам новую книгу в ваш книжный уголок, путешествие окончено. Отдыхайте. Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с природой» по теме: «Путешествие в зимний лес» в подготовительной к школе группе

    Программные задачи:Образовательные задачи:1.       Способствовать систематизации и обогащению представлений детей о зиме;2.       Закреплять...

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: приобщение к социокультурным ценностям» по теме: «Россия – родина моя!» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности

    Обобщение знаний детей о России, закрепление знаний о флаге , гербе , гимне, формирование уважительного отношения к государственным символам. Воспитание у детей патриотического чувства к Родине....

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТ в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математических чудес»

    Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТв старшей группеТема: «Путешествие в страну математических чудес»...