Ознакомление с природой.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Салахова Альбина Мансуровна

Ознакомление с природой,наблюдение,эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ознакомление с природой26.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ ДЕТЕЙ ВТОРЫХ МЛАДШИХ ГРУПП В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

Салахова Альбина Мансуровна,

воспитатель МБДОУ №2 «Алсу»

          Основные знания о природе дети получают не в образовательной деятельности, а в повседневной жизни.  Что бы помочь детям накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность,я постоянно и целенаправленно работаю над этой проблемой.
           Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях , условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

         Знания о сезонных изменениях в природе, в дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира .

        Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер – качаются деревья, светит солнце – становится теплее.  Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя – формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).

    Работа по формированию у детей элементарных умений (поливать комнатные растения, удалять пыль с крупных листьев) организую  на протяжении всего года в виде индивидуальных поручений или с подгруппами в 2—3 человека. Одновременно побуждаю детей  к наблюдению.

         Вот и зима. В зимнее время  наш уголок природы становится важным условием ознакомления малышей с природой. Под  моим руководством  дети приучаются к несложному уходу за комнатными растениями : поливают, моют растения, наблюдают. Я привлекаю  внимание малышей на состояние растений .В середине зимы с детьми сажаем лук.Наблюдаем ,как лук  выходит из почвы ,как растет,каждый день поливаем и ухаживаем за ним.
     Наступила весна. Я продолжаю работу с детьми, начатую осенью и зимой. Моя основная задача — накопить представления о наиболее ярких явлениях, происходящих—в нашей уголке природы весной: рост растений, цветении. Я организовала  для детей наблюдения за первоцветами, которые приносили  родители из дома,с огорода в уголок природы...
         В уголке природы вместе с детьми я выращиваю лук и другие растения. Учила ухаживать за ними (поливать),подкармливать .
         Жаркое лето. С наступлением лета наш уголок природы выносится на веранду или на участок. Я продолжаю знакомить детей с растениями и  учу ухаживать за ними, поддерживаю любознательность. Мы вовремя прогулки изучаем  новых обитателей (жук, бабочка, стрекоза и т. д.). Учу детей рассматривать их и бережно относиться к ним.

Вывод. Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений – начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.

         Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.  В конкретные представления о внешнем виде растений, некоторых способах ухода за ними.   Наблюдения и труд на участке детского сада. Осенью я  ежедневно организую наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, я предлагаю детям  одеть куклу на прогулку. Я советаюсь с детьми, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания я  обращаю внимание на то, как одеты сами дети. Предлагаю самим детям потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т. д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Обращаю внимание детей на ветер, а для этого мы  выносим на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надуваем воздушный шарик. Осенью я  организовала наблюдение за дождем: слушаем, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрим, как на улице появляются лужи.

          В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
          Познакомиться со свойствами снега детям помогают разнообразные наблюдения, игры, упражнения: например, снять варежки и подержать комочек снега на ладони; потрогать снег, лежащий на скамейке, руками. Дети осознают, что снег холодный; чтобы показать, что он легкий, воспитатель предлагает подбросить его вверх лопаткой, понаблюдать, как он падает, оседая на пальто, рукавички, шапки.
Для знакомства детей со свойствами снега на прогулку  выносили формочки, метелки, лопатки, пластмассовые и фанерные фигурки животных. Вместе  лепили из снега снеговиков, животных, домики для игрушек.

         Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

         Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

          Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

         Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3–6 человек), так и со всей группой воспитанников.

         Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного.  Наблюдения детей следует сопровождать художественным словом, например : читать стихи, рассказы. Полезно организовать игры: ходить важно, как голуби; прыгать и махать крыльями, клевать зерна, как воробьи.
            Проводила наблюдение за растениями: отмечала  появление зеленой травы, листьев на деревьях. Детей привлекала  к рассматриванию первоцветов (мать-и-мачеха), первых цветущих растений цветника (крокус, тюльпан, нарцисс) и называть их.
Наблюдение за растениями занимает большое место в организации прогулки с детьми весной. Я учила  детей узнавать и называть 1—2 дерева, некоторые кустарники, травянистые цветущие растения. С этой целью предлагала  детям поискать, где выросла зеленая травка, появились первоцветы, листья на деревьях и кустарниках. Я  учила бережно обращаться с растениями, определять их особенности, используя обследовательские действия: обвести по контуру, чтобы распознать форму листа, цветка; понюхать и определить наличие запаха; погладить (листок, кору дерева) и узнать, гладкая или шероховатая поверхность; обхватить ствол руками и узнать, какой он.
          Полезно организовывать с детьми разнообразные игры с природным материалом, дидактические игры с предметами природы и настольно-печатные. Такие игры, как «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало», «Кто  как кричит?», «Малышам», «Наши цветы» и т. д., помогают закрепить знания о природе, формируют внимание, развивают память, речь.
          Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня.Я помогаю  им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку) ? Почему сегодня такие горячие камни (песок)?
Продолжали  наблюдение за ветром. Я выносила на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращала внимание на то, как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.
. Знания о воде и песке, глине становятся все более точными. Если  я систематически организую игры с этими природными материалами, дети узнают, что вода льется, течет, нагревается от солнечного тепла. Из влажного песка и глины можно делать постройки, лепить. Дети накапливают представления о том, что в воде одни предметы тонут, другие плавают.
            В течение лета я  обогащаю  представления детей о растениях. Несколько раз обходили с ними участок, показывала, что растет в цветнике, на огороде, обращала внимание на появление новых растений. Знакомила с названиями некоторых цветущих растений (анютины глазки, незабудка, ноготки, львиный зев и т. д.). Приучала ухаживать за растениями огорода, цветника. В процессе наблюдений и ухода за растениями дети получают первоначальные знания о том, что растения растут, тянутся к свету, что они живые.

           Каждо -дневные прогулки, наблюдения за живой природой вызывают у детей большой интерес .Дети учатся наблюдать, быть  любознательными ,у них появляется много вопросов. Они наблюдают за природными явлениями ,передают свои впечатления. И появляется у детей бережное отношение к природе ко всему живому.

И задача наша, у педагогов, в работе с детьми младшего возроста:

        -заложить первые ориетиры  в мире природе растений и животных.

                                                     Список литературы

Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 19992. – 240 с. 5–09–003254–8.

Меремьянина О. Край, в котором я живу [Текст]/ О. Меремьянова // Дошкольное воспитание. -1999. – №5. – С. 44–39.

Программа воспитание и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1985.-240 с.

Рыбаков Б.В. Народный календарь [Текст] / Б.В. Рыбаков. – Средний урал, 1980.-80 с.

Урунтаева Т.А. Знакомим малышей с окружающим миром [Текст] / Т.А. Урунтаева, А.М. Афонькина. – М., 1997. – 104 с. – ISBN 5–7042–1124–0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по ознакомлению с природой на тему: "Природа - помощник в воспитании детей" (из опыта работы)

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культ...

Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.

Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »

 -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение  живой природы  - Формировать познавательный интере...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

Конспект. Непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »

 -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение  живой природы  - Формировать познавательный интере...

Конспекты занятий для 2-й младшей группы в период адаптации по ознакомлению с окружающим. Темы:"Вода"- занятие по экспериментированию, "Осень"- ознакомление с природой и рисование, "Мы уже большие"-социально-коммуникативное развитие.

Конспекты занятий для 2-й младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики по методике Железновых и упражнений из "Кукляндии". Занятия направлены на адаптацию детей к детскому саду....

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...