«ПУТЕШЕСТВИЕ В АРКТИКУ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мошнина Гузель Фларитовна

Аннотация: непосредственно образовательная деятельность проходит в виде игрового путешествия.

Программное содержание:

 

  • развивать познавательные способности детей дошкольного возраста ;

  • в игровой форме уточнить и расширить представления детей об Арктике;

  • совершенствовать навыки связной речи;

  • развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;

  • развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.

  • активизировать внимание, логическое мышление, воображение;

  • воспитывать у детей доброе и деятельное отношение к охране природы;

  • способствовать развитию общей и мелкой моторики;

  • создавать условия для развития двигательных навыков.

  • познакомить детей с нетрадиционным методом рисования (по мокрому листу).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_arktika.odt20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 32 «Орленок»

142000 Московская область г. Домодедово 3й Московский проезд, д.4

Конспект НОД

«ПУТЕШЕСТВИЕ В АРКТИКУ»

Подготовила воспитатель

Мошнина Г.Ф.

Январь 2016

Аннотация: непосредственно образовательная деятельность проходит в виде игрового путешествия.

Программное содержание:

  • развивать познавательные способности детей дошкольного возраста ;
  • в игровой форме уточнить и расширить представления детей об Арктике;
  • совершенствовать навыки связной речи;
  • развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.
  • активизировать внимание, логическое мышление, воображение;
  • воспитывать у детей доброе и деятельное отношение к охране природы;
  • способствовать развитию общей и мелкой моторики;
  • создавать условия для развития двигательных навыков.
  • познакомить детей с нетрадиционным методом рисования (по мокрому листу).

Оборудование:

карта мира, глобус, трафареты и следы животных, 3 стакана с водой разной температуры, полиэтиленовые пакеты, подсолнечное масло или маргарин, атрибуты для игры «Полярники», лед, иллюстративный материал по Арктике; для творческой деятельности: альбомные листы А4 белого цвета, гуашь, кисточки, салфетки бумажные, стаканчики с водой, кисточки.

Методы и приемы:

Игровой, словесный, чтение отрывка Ю. Яковлева «Умка», использование наглядно-предметных картинок, практическое выполнение заданий, опыты-эксперименты, поощрение, рассказ воспитателя.

Виды деятельности:

игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природе, животных Арктики, чтение энциклопедии, игры «Собери пару», «Совушка», совместная деятельность педагога и детей –  конструирование макета «Арктика», беседы с детьми, загадывание загадок о животных Арктики,  чтение произведения Ю. Яковлева «Умка».

Ход занятия. 

Вступительная часть.

Воспитатель:  Доброе утро для вас,
                       Добрый день и добрый час!
У воспитателя в руках глобус

Воспитатель: Мы живём на большой, красивой планете. Как она называется? (ответы детей) Правильно, Земля. У Земли два полюса.  

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

Чтоб полюса мне не искать,

Должны вы их скорей назвать,

Потом на шаре и на карте показать.

(Дети показывают северный и южный полюсы на карте и глобусе)

Воспитатель: Сегодня  мы продолжим открывать для себя тайны Северного полюса. Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но для начала нам необходимо собрать рюкзак. Вот у меня есть коробка,  в которой лежат различные предметы. Ваша задача – найти все, что нам может понадобиться в экспедиции.

(дети выбирают компас, бинокль, спички, фотоаппарат, карту России).

Воспитатель: Все необходимое у нас есть, готовы отправиться в путешествие? Только давайте сначала впустим тепло в наши сердечки

Психогимнастика (дети повторяют за воспитателем)

Солнце на небе проснулось

Нам, ребяткам, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем

Руки к небу поднимаем

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем

Воспитатель: Вот мы с вами оказались на Северном полюсе. Итак, что мы с вами знаем про Арктику?

Предполагаемые ответы детей:

  • Зима в Арктике суровая и снежная
  • Зимой  наступает полярная ночь. Лето здесь короткое и холодное 
  • Кругом снег и ледники. Льдом покрыта вся земля Арктики.
  • По Северному Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберг – огромные глыбы льда.

Воспитатель:  А вот теперь мы с вами выясним, почему айсберги не тают. Для этого эксперимента мне понадобятся три эксперта и три стаканчика с водой разной температуры, ледяные кубики.

Опыт № 1

(воспитатель вызывает троих детей «экспертов», перед каждым ставит стаканчик с горячей водой, холодной и ледяной. Бросает лед в стаканчики, и тот эксперт, у которого быстрее растает лед, поднимает руку. Последним поднимает руку эксперт, у которого в стаканчике ледяная вода.). Вместе с детьми делает вывод, что в ледяной воде лед практически не тает. Тоже самое происходит и с айсбергами.

Физкультминутка

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).

Воспитатель: Вот мы с вами согрелись немножко. Продолжаем дальше. Пока все разминались, я сделала  фотографии следов  некоторых животных. Но к сожалению, все картинки перепутались. Помогите мне, пожалуйста, разобрать по парам.

Д/и «Собери пару» ( 4 эксперта, 8 карточек. Дети собирают пары: след животного и контур, потом объясняют, как они догадались)

Воспитатель: Ребята, в Арктике живет очень много животных. Давайте с вами выясним, почему они не мерзнут.

Опыт № 2 (вариант 1)

Воспитатель вызывает эксперта (ребенок) и предлагает ему провести следующий опыт

В емкость с водой опустить руку и сразу же вынуть ее. Посмотреть на нее внимательно, она – мокрая, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь слегка смазать руку маслом (т. е жиром). Снова опустить руку в воду и вынуть ее. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками) и если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь объясните случай с белым медведем и моржем. (ответы детей) А кто еще из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)

Вариант 2

  • положить маргарин на одну ладонь
  • поместить каждую руку в отдельный полиэтиленовый пакет
  • сложить руку чашечкой, куда вложить по одному кубику льда поверх пакета
  • держать лед 5 сек.
  • сравнить насколько замерзла каждая рука

Вывод: рука без маргарина замерзла больше.

Объяснение воспитателя: полиэтиленовый пакет – модель кожи животного. Маргарин – подкожный жир, а ваша рука – это организм животного. Рука чувствует холод, когда тепло из вашего тела переходит в кубик льда. Маргарин защищает руку от холода.

Воспитатель: Нам с вами осталось разгадать последний секрет Арктики. Это северное, или полярное сияние.

Показать детям иллюстрацию с изображением северного сияния, побеседовать о этом явлении природы, уточнить цветовую гамму (нежные цвета, которые переливаются и как-бы вливаются друг в друга, в отличие от радуги хаотично). Рассказать, что северное сияние можно увидеть только ночью. И что оно может охватить как все небо, так и просто появляться вспышками на небе.

Пальчиковая гимнастика “Крабы”

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти).

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни), шевелим ими.)

Чайка над водой летает

(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); “машем” ими в воздухе).

И за рыбками ныряет.

(Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения).

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине

(Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, “открываем и закрываем рот” крокодила).

Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем нарисовать северное сияние новым для вас способом. Для того, чтобы наше с вами сияние переливалось, нам сначала нужно подготовить лист для дальнейшей работы. Для этого, мы с вами берем наши кисти и окунаем в баночку с водой, теперь покрываем весь лист тонким слоем воды (объяснить детям, что не надо водить по одному месту, чтобы не испортить поверхность листа). Как только мы закончили покрывать лист водой. Мы набираем на кисточку побольше воды и приступаем к покрытию цветом, чем больше воды будет на кисти, нем нежнее будут цвета. Мазки надо располагать хаотично, цвета можно смешивать, как будто вливая друг в друга. Для лучшего эффекта лист можно приподнять по вертикали или горизонтали (в зависимости от того, как ребенок расположил лист для работы). Те дети, у которых остались не прокрашенные участи, могут использовать темно синий, фиолетовый или же черный цвет для обозначения неба.

Воспитатель: Ребята, наше необычное путешествие – исследование подошло к концу. Давайте с вами повторим, все что мы сегодня узнали.

  • Где находится Арктика?
  • Что можно рассказать об Арктике?
  • Какие животные там обитаю? Как они выживают в холодных условиях?
  • Что такое северное сияние?

 Воспитатель благодарит детей за активное участие и угощает конфетами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в Арктику"

Знакомство детей с природой и климатом Арктики...

Путешествие в Арктику

Конспектоткрытого показа непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема «Путешествие  в Арктику» (образовательная область «Социализация»)...

Путешествие в Арктику

Спортивный праздник для детей старшей, подготовительной групп....

Путешествие в Арктику

конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы(социально-коммуникативное развитие)...

Путешествие в Арктику

Занятие по формимрованию целостной картины мира знакомит детей с Арктикой....

Методическая разработка с элементами сюжетно-ролевой игры "Путешествие в Арктику"

Развивитие познавательные способности детей.Формирование монологической речиФормирование представлений о животных Северного  Ледовитого океана и острова в нем – Арктики....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРА-ОТКРЫТИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В АРКТИКУ"

Игра  способствует расширению представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой....