конспект занятия "Круговорот воды в природе" для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кульбида  Татьяна Николаевна

В конспекте представлен материал по знакомству детей с таким явлением, как круговорот воды в природе с использованием опытов. В ходе занятия дети знакомятся с причинно - следственными связями по технологии ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кульбида Т.Н.

Воспитатель МДБОУ «Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Тема: «Круговорот воды в природе»

(с использованием причинно - следственных связей по технологии ТРИЗ)

Цель:

  1. Углубить представления детей о причинах и следствиях. Учить детей задумываться о причинах и следствиях различных явлений, своих поступков. Продолжать выяснять методом эвристической беседы выяснять, что у одного и того же явления могут быть разные причины, а у одной причины могут быть несколько следствий.
  2. Развивать умение вести дискуссию между детьми, слушать и слышать ответы товарищей, апеллировать к ответам товарищей.
  3. Ввести в словарь детей слова «Причина» и «Следствие».
  4. Развивать воображение, закреплять умение выражать эмоции жестами и мимикой.

Предварительная работа:

  1. Развитие спонтанных представлений детей: игры «Что сначала, что потом»
  2. Проведение экспериментов с водой с обсуждением причин и следствий.
  3. Наблюдения за явлениями природы и жизни людей с обсуждением причин и следствий.

Материал:

  • ящик с песком, лейка с водой;
  • оборудование для опытов: губки, стаканы с водой, тарелочки, банки стеклянные, крышки капроновые с отверстиями, лед;
  • картинки к играм, схема круговорота воды в природе;
  • схемы:
  • Причин много, а следствие – одно
  • «Причина одна, а следствий много»,
  • «Цепочка причин»

Ход занятия:

  1. На столе стоит ящик с песком. Ребёнок поливает песок из лейки до образования лужи. По какой причине образовалась лужа? Следствием называется то, что вызывает какая – то причина. Лужа  – это следствие того, что налилось много воды на песок .
  2. Дети сидят на  стульях. Ребята, а может ли у одного следствия быть несколько причин? (ответы детей) предлагаю детям рассмотреть картинки и выбрать необходимые, объяснить свой выбор правильным ответом с использованием слова «Потому что»(можно сказать, прошел дождь, пролили воду, полили огород и др).

  1. Работа со схемой «Причин много, а следствие - одно»

Потому что                                                Потому что

                                

  1. . Воспитатель  предлагает подумать, может ли «лужа» стать причиной чего – либо. Дети дают ответ. А поможет нам слово подсказка – «поэтому». Дети дают разные ответы и выкладывают картинки (воробьи купаются в луже, мы надели сапоги, стало сыро и грязно и т.д.) Обобщение ответов детей: сколько разных  следствий  вы придумали!


  1. Работа со схемой «Причина одна, а следствий много»:

Поэтому

  1. Читаю стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Физкультурная пауза. Цель: снять физическую нагрузку, повысить уровень эмоционального фона. Дети переходят на ковёр. А сейчас мы  немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

  1. Дети возвращаются на стульчики. Послушайте  сказку о путешествии капельки…“Путешествие капельки и ее волшебные превращения”.
    “Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже. После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться. Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко. Капелька сидела на своем облачке и мечтала, вновь вернутся на землю”.
  2. Предлагаю детям рассмотреть схему круговорота воды в природе.
  3. Проведение опытов.

 Опыт № 1

Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и идет дождь. Дети выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.

Опыт №2

Воспитатель: А сейчас понаблюдаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

В банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см), сверху  положим крышку со льдом. Банка запотела

- Во что превратилось наше облако? (Дождь)

- Как  называется это явление? (Круговорот воды в природе)

  1. Дидактическая игра. «Цепочка причин». Прошел дождь. Что было потом?

Рассматривается схема.

Вывод: одна причина вызывает следующую причину.

  1. Итог занятия: о каких важных понятиях мы говорили сегодня?

Какое у вас настроение к концу занятия? По какой причине?

Занятие одно, а настроение у всех разное!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочетания разных педагогических технологий и интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками, на примере конспекта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дары природы – вода»

Даннй конспект совместной деятельности с дошкольниками представляет собой пример сочетания разных педагогических технологий и интеграция разных образовательных областей в отработке одной темы. В данно...

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой на тему:«Волшебница вода».

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментироавания....

Конспект занятия по экологии «Волшебница вода» для детей старшего дошкольного возраста

Рассматривание схемы – плаката «Как человек использует воду».Беседы: о воде в природе, вода и её превращения, история одной капельки, почему нужно беречь воду.Тематические экскурсии в природу и др....

Эксперимент с водой «Как очистить воду» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды –    прозрачностью.Познакомить детей со способами очисти воды.Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире...

Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Деревья смотрят в воду»

Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки)....