Путешествие в бумажную страну
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наконечная Татьяна Васильевна, воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №65 г.Белгород.

Путешествие в бумажную страну  

Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной

деятельности с детьми (ФГОС)

Автор: Наконечная Татьяна Васильевна, воспитатель. 

Возрастная группа : подготовительная

Образовательная область «Познание»  

Цель:  Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о бумаге.

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие.

Обучающие задачи:

​ -активизировать ,систематизировать и расширить имеющиеся знания детей о бумаге, её видах, свойствах, об использовании бумаги в жизни человека,

​ -сформировать представления детей о её разнообразии,

 -познакомить детей с историей бумаги, с копировальной бумагой

Развивающие задачи:

​ -развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, размышлять, обобщать результаты опытов;

​ -развивать связную речь: речь-доказательство, речь-аргументация;

 -развивать познавательную активность детей, умение обследовать предмет и устанавливать причинно–следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду) .

​ -развивать словарь детей,

​ -развивать творческую активность детей,

​ -развивать психические процессы – речь, мышление, воображение.

 Воспитательные задачи:

​ -воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи,

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

Средства:

Наглядные: иллюстрации по теме «Бумага».

Оборудование: коробка-посылка, различные виды бумаги ( оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, санитарная, альбомная, копировальная), ножницы, предметы из бумаги,  карандаши

                

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Психологический настрой

Приветствие, установление зрительного контакта.

Придумано кем–то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро! »

«Доброе утро! » - солнцу и птицам.

«Доброе утро! » - улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу.

Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Приветствие.

Участвуют в групповых действиях.

Психологическая готовность детей.

Вводно-организационный

Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги,  читает отрывок стихотворения В.Юркова «Бумажный кораблик»

Кораблик непрочный, кораблик бумажный

В потоке весеннем несется отважно

К неведомым странам, в чужие места.

Кораблик бумажный с названьем  «Мечта»

Вовлекает в слушание. Вводит элементы новизны.

Занимают свои места по кругу на ковре. Слушают. Получение информации.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Мотивационно-побудительный

-Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

-Тогда смелее в путь. Закройте глаза. Откройте. Вот мы и очутились в бумажной стране.

В бумажной стране много бумаги и все предметы сделаны из бумаги.

. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

-Вся бумага одинаковая?

-Чем отличаются листочки?

Знакомит детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Занимают свои места вокруг стола. Осознают и принимают поставленную задачу. Выражают собственные мысли, чувства, рассказывают, объясняют.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Актуализация

-Давайте подумаем, какие предметы, сделанные из бумаги, есть в нашей группе или у вас дома?

-Может ли быть так, что все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, любознательность. Поощряет детей к высказываниям. Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.

Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях. Отвечают на вопросы, рассказывают, объясняют. Слушают.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Динамическая пауза

А сейчас мы с вами дети поиграем в игру: «Бывает- не бывает». Если я назову вам предмет и он может быть выполнен из бумаги, то вы хлопаете в ладоши. Если нет, то приседаете. Будьте внимательны. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета и т.д. )

Ставит цель перед детьми. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Эмоционально включает в действие,  предупреждает утомляемость.

Активно участвуют в игре. Выполняют физические упражнения.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

-Как вы думаете ребята, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма?

-Из чего делают бумагу?

-В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую, телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках,  или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстраций)  В Египте на берегах реки Нил растут растения под названием папирус, которые напоминают нашу траву осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой. Длина склеенных полосок папируса достигала ста шагов. (демонстрация папируса). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент (показ иллюстрации). Пергамент изготавливали из кожи телят или овец. А на Руси писали на березовой коре- Бересте(показ иллюстраций). Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изготовления. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. Мы с вами должны бережно относится к бумаге, не тратить её зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом ребята.

Объясняет, расширяет определенный объем знаний и представлений о способах получения бумаги. Инициирует общее обсуждение.

Слушают, задают вопросы, делают выводы.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности. Овладение способами познавательной деятельности, способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.

Практическая работа

-А теперь давайте с вами вспомним, какие свойства бумаги вы знаете? ( Рвется, режется, мнется, намокает, горит, скручивается, издает звуки, летает)

Опыт 1.

-Возьмите полоску бумаги, прижмите её к ножницам и протяните ножницы по бумаге. Что получилось? Правильно, бумага скрутилась, это тоже её свойство.

Опыт 2.

-У меня для вас есть интересная бумага. Вот такая  (Показывает копировальную бумагу)

-Вы встречались с ней раньше?

-Как вы думаете, для чего она нужна?

-Эта бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения -копий. Давайте обследуем копировальную бумагу. Какие у неё стороны? (Жирная, матовая)

-Для того, чтобы нарисовать два рисунка, сколько надо листов бумаги?

-Я возьму два листа бумаги, между ними положу копировальную бумагу.

-как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод- копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной вниз, затем положить еще бумагу и тогда можно рисовать.)

- Сколько рисунков у вас получилось?

-Как вам удалось это сделать?

-Как выдумаете, можно ли получить пять копий сразу?

-ваши версии мы проверим на следующем занятии.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, стимулирует любознательность. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Вводит элемент новизны. Предоставляет детям возможность обсудить, найти конструктивное решение.

Дети садятся за столы.

Используют материалы, которые можно применить для экспериментальной деятельности, наблюдают за действиями воспитателя. Ищут, находят решение. Наблюдают за преобразованием, выражают собственные суждения, делают выводы.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладения конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым.

Динамическая пауза

Физкультминутка. Дети выполняют соответствующие движения.

Как-то утром, спозаранку (ходьба на месте),

Появились на полянке:

Не грибы и не цветочки,

А бумажные листочки. (встать, ноги врозь, руки на поясе).

Все листочки собрались? (поворот головы вправо-влево)

Не ленись, и подтянись!

Ну, пожалуй, мы начнем, (сгибать и разгибать руки перед грудью)

Уголочки все загнет.

А теперь нетрудно нам (повороты влево-вправо)

Все сложить их пополам.

Сверху – вниз, наискосок (наклоны наискосок)

Загибаем уголок.

А теперь мы из листочков(приседания)

Превращаемся в комочки!

Прыг да скок, прыг да скок (подскоки на месте)

Выпрямляется листок.

Мимо ветерок летит (упражнение на дыхание)

И листочки шевелит.

Листки все в книгу соберем

И вместе мы ее прочтем.

Молодцы.  

Эмоционально включает в действие. Вовлекает в совместную деятельность. Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

 Активно играют словами. Осуществляют контроль, взаимоконтроль. Рассказывают на память стихотворение.

Снятие умственного напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

Заключительный этап (рефлексия)

- Вот и подошло к концу наше путешествие в бумажную страну. Нам нужно собираться в обратный путь.

-Что вы сегодня узнали нового?

-Какие новые виды бумаги для себя вы узнали? Какие новые свойства бумаги вы узнали?

-Какие же вы молодцы ребята, как много нового и интересного вы сегодня узнали о бумаге. Самое главное- не забывайте, что бумагу надо беречь. А теперь закрывайте глаза, мы возвращаемся домой.

Инициирует общее обсуждение. Активизирует обсуждение. Проявляет уважение к детским высказываниям.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы.  Слушают, выражают собственные мысли. Делятся впечатлениями.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности- умениями работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Список использованных источников:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

путешествие в бумажную страну

занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами бумаги...

Конспект игры-занятия "Путешествие по бумажной стране".

развитие воссоздающего и творческого воображения....

Конспект коррекционно - развивающего заняти в подготовительной группе "Путешествие в Бумажную страну"

Конспект занятия "Путешествие в Бумажную страну" для детей подготовительной группы.Цель занятия- подготовка детей к школе...

Путешествие в бумажную страну

Конспект НОД по экспериментированию с бумагой во второй младшей группе "Путешествие в бумажную страну"...

Тема: «Путешествие в бумажную страну»

1) Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.  Познакомить детей с историей бумаги , сформировать знания о производстве бума...

Презентация проекта «Путешествие в бумажную страну»

Презентация проекта  «Путешествие в бумажную страну»...

Конспект занятия по конструированию из бумги по типу оригами "«Путешествие в бумажную страну».

1. Познакомить детей с новым свойством бумаги – сминаемость.2.   Развивать конструктивное мышление и сообразительность.3.  Расширять личный и игровой опыт детей.4.   Обогащать...