Перспективное планирование дидактических игр по теме "Времена года"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Стасишена Татьяна Викторовна

Перспективное планирование дидактических игр по теме "Времена года" (для детей 3-7 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1002» дошкольное отделение3

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ТЕМЕ

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Автор-составитель:

Стасишена Татьяна Викторовна,

                                                                                     воспитатель

С первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Их привлекает всё и все: зеленые луга и леса, яркость цветов, ягоды, бабочки, жуки, снежинки, на стекле – морозный иней, снег по колено.

Пребывание среди природы само по себе оказывает положительное воздействие на детей. Однако, часто,  дети не запоминают последовательность времен года,  путают очередность, не могут устанавливать причинно-следственные связи   взаимозависимость и последовательность явлений природы.

Чтобы подобное не случилось, надо влиять на сознание детей, учить их не только любить природу, а и наблюдать, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с той целью, чтобы у детей сложилось реалистическое представление о природе, отдельных ее объектах.

Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу,  которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с  малых лет.

Цель:

 Развитие познавательной деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году.

 Задачи:

  • уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
  • развивать связную речь, ее выразительность;
  • учить правильному и бережному отношению к природе;
  • увеличить степень участия родителей в жизни детского сада;

Перспективное планирование дидактических игр для детей 3-4 лет

Месяц

Название игры

Программное содержание

ОСЕНЬ

сентябрь

«Посади огород»

Овладение действием замещения.

«Узнай  на вкус»

Упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький)

«Угадай растение по описанию»

Умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность

«Найди листок, какой покажу»

Учить детей находить листочки по показу.

«Лото»

Упражнять в умении объединять предметы по месту их произрастания

«Сложи картинку» (пейзажные)

Учить собирать из частей целое изображение

октябрь

«Такой листок, лети ко мне»

Упражнять в нахождении листьев по сходству

«Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина)

Закрепить названия деревьев

«Собери дерево из частей»

Учить собирать из частей целое

«Где, спряталась матрешка»

Закрепить названия растений, воспитывать любознательность.

«Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) 

Закреплять умение называть овощи и фрукты.

ноябрь

 «Когда это бывает»

Учить по словесному описанию, находить нужные картинки.

«Что нам осень принесла»

Закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь.

«Что изменилось?»

Учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

ЗИМА

декабрь

«Отгадать по описанию»

Учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

«Зимние развлечения»

Закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года.

« Кто живет у нас зимой» (зимующие птицы)

Закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

«Какое время года»

Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года.

январь

«Сложи картинку»

Учить собирать из частей целое (синтез)

«Собираемся на прогулку»

Закреплять знания о зимней, зимней одежде

«Кто, чем питается зимой» (дикие животные)

Уточнить представления детей о том, чем питаются  дикие животные зимой. 

 «Когда это бывает»

Учить по словесному описанию, находить нужные картинки.

февраль

«В зимней столовой» 

Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

«Найди и покажи» -

Учить называть предметы зимней одежды и обуви на картинках.  Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных: шуба – шубка, рукавицы – рукавички, свитер – свитерок, сапоги – сапожки, валенки – валеночки.

«Найди такую же снежинку» 

Развивать внимание, наблюдательность

«Что бывает зимой»

Закрепить знания детей о зимних явлениях природы

ВЕСНА

март

«Когда это бывает» (загадки)

Учить отгадывать загадки по характерным признакам.

«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки)

Учить по описанию, выбирать нужные картинки.

«Разберем одежду» 

Закрепить знания детей о сезонных изменениях.

апрель

«Цветы цветут» (лото)

Учить подбирать парные картинки.

«Соберем букет»

Закреплять название цветов.

«Птицы, прилетели

Закрепить знания детей о перелетных птицах и их названия.

«Угадай, где что растет»

Формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы. Сезонные работы.

май

«Времена года»

Учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.

«Собери цветок из частей»

Учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять названия частей растения.

«Когда это бывает?»

учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Перспективное планирование дидактических игр для детей 4-5 лет

Месяц

Название игры

Программное содержание

ОСЕНЬ

сентябрь

«Береги природу»

Закрепить знания детей правила поведения на природе.

«Что, где растет»  

Формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы. Закреплять знания о сезонных работах.

«Вершки и корешки»

Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки.

«Четвертый лишний» (овощи, фрукты)

Учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. Закреплять  обобщающее понятие - овощи, фрукты.

октябрь

«Когда это бывает» 

Закрепить осенние признаки

«Что растет в лесу» 

Закреплять знания детей о грибах и ягодах

«Вверху – внизу» 

Продолжать учить различать верх и низ на рисунке; закрепить приметы осени

«Подбери пару»

Учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых овощей (фруктов), активизировать в речи детей соответствующие понятия.

ноябрь

«Угадай, что в руке» 

Развивать тактильную чувствительность; закрепить знания об овощах, фруктах.

«Осенние загадки» 

Учить детей отгадывать загадки, закрепить осенние признаки

 «Найди листок, какой покажу»

Учить находить листок по показу. Развивать внимание.

«Оденем куклу на прогулку»

Формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье

ЗИМА

декабрь

« Вот пришла зима»

Учить детей находить признаки зимы, систематизировать представление о зиме

«Вьюга»  

Развивать слуховое восприятие,  силу голоса детей.

« Кто живет у нас зимой» (зимующие птицы)

Закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия.

«Посчитаем елочные игрушки» 

Закрепить порядковый счет, Согласование числительных  с существительными.

«Загадки о зиме» 

Учить детей отгадывать загадки

январь

«Почему заяц зимой белый»

Формировать представление о приспособленности зверей к трудной зимовке.

«Когда это бывает» 

Уточнять и углублять знания детей о временах года

«Парные картинки» 

Организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки.

февраль

«Оденемся на прогулку» 

Учить детей соотносить одежду с погодой и временем года

«Бывает или не бывает»

Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

«С папой в походе»

Уточнить правила поведения в природе

«Сложи картинку»

(зимние забавы)

Учить собирать из частей целое (синтез)

ВЕСНА

март

« Когда это бывает?» 

Уточнять и углублять знания детей о временах года.

«Четвёртый лишний»

Упражнять в классификации, развивать сообразительность

«Найди в букете, такой же цветок»

Учить находить цветы по показу. Закреплять названия цветов.

«Сложи картинку» (сюжетные)

Учить собирать целое из частей.

апрель

«Так бывает или нет» 

Уточнить сезонные признаки

« Скажи по другому»

Учить подбирать слова сходные  и противоположные по значению (жаркий – теплый, морозный – холодный, жарко - холодно и т.д.)

«Загадки о весне» 

Учить детей отгадывать загадки

«На прогулку»

Формировать умение детей одеваться соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье

май

«Выбери нужное» 

Учить детей подбирать картинки с определенным признаком

«Береги природу»

Уточнить правила поведения на природе; воспитывать бережное отношение к природе

« Что сначала, что потом?»

Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, составлять небольшие рассказы по картинкам, развивать речь

Перспективное планирование дидактических игр для детей 5-7 лет

Месяц

Название игры

Программное содержание

ОСЕНЬ

сентябрь

«Что бывает осенью?»

Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

«Чудесный мешочек»

Закрепить названия овощей, их цвета.

«Найди пару».

Развивать у детей мышление, сообразительность.

«Собери картинку»   (листья, овощи, фрукты)

Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей.

октябрь

«Осенние листья»

Расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно, употреблять существительные в родительном падеже.

«Осенние приметы»     

(игра   с карточками)

Формировать знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

«Оденем куклу на прогулку»

Закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

ноябрь

«Что нам осень принесла» -

Формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью.

«Угадай погоду» 

Закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно  - схематического мышления.

 

«Угадай время года»  (словесная игра)

Закреплять у детей знания и представления об особенностях каждого времени года.

«Что лишнее?»

Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

ЗИМА

декабрь

Игра «Это когда?»

Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

«Закончи предложение»

Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

«Сложи елочку»

Научить правильно, выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.

«Найди и покорми зимующих птиц» 

Учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам.

Январь

«Найди одинаковые снежинки» 

Учить, по характерным признакам подбирать пару.

«Зимняя одежда»

Учить детей давать описание зимней одежды. Прилагательные: тёплая, удобная, шерстяной, шёлковый, кожаный, меховой. Глаголы: носить, надевать, снимать, одеваться, раздеваться, стирать, гладить, складывать, вешать, чистить.

«Угадай время года» 

Закреплять у детей знания и представления об особенностях каждого времени года.

февраль

«Кто, как зимует» 

Закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных.

«Так бывает или нет» (сезонные явления) 

Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

«Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…» 

Закрепить правила поведения в природе.

ВЕСНА

март

«Что бывает весной?»

Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

«Разрезная картинка»

продолжать учить складывать картинку из частей, активизировать речь.

«Угадай по описанию» (перелетные птицы) – 

Закрепить знания о перелетных птицах. Учить отгадывать загадки.

«Собираемся на прогулку»         

формировать знания детей об одежде, формировать умение детей одеваться соответственно сезону года, погоде.

апрель

«Времена года» 

Закреплять умение детей последовательно называть времена года.

«Как растет растение» 

Закреплять этапы роста и развития растений.

«Загадай, а мы отгадаем» 

продолжать учить отгадывать загадки. Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе.

«Так бывает или нет» (сезонные явления) 

Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

май

«Что за чем?»

Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

«Расскажи без слов»

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

«Четвертый лишний» 

Учить различать  и называть месяцы в году.

«Хорошо – плохо»

Закреплять знания о правилах поведения в природе.



Предварительный просмотр:

Список литературы:

  1. С.Вохринцева «Окружающий мир. Осень» (дидактический материал) Изд. «Страна Фантазий», 2009г.
  2. С.Вохринцева «Окружающий мир. Зима» (дидактический материал) Изд. «Страна Фантазий», 2009г.
  3. С.Вохринцева «Окружающий мир. Весна» (дидактический материал) Изд. «Страна Фантазий», 2009г.
  4. С.Вохринцева «Окружающий мир. Лето» (дидактический материал) Изд. «Страна Фантазий», 2009г.
  5. Н.Э.Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет (альбом 1-4) / Изд. «Гном и Д», 2006г.
  6. А.К.Бондаренко Дидактические игры в детском саду – «Просвещение», М. 1991г.
  7. Н.В.Нищева  «Времена года» картотека предметных картинок. Выпуск4 / Изд.. «Детство Пресс», СПб 2009г.
  8. З.Е. Агранович «Круглый год» (демонстрационный материал) – СПб. 2004г.
  9. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет /Под ред. О.М.Дьяченко, Е.А.Агеевой – Москва, 1991г.
  10. Давайте поиграем / Под редакцией А.А.Столяра – М. 1991г.
  11. Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром№ /Изд. «Мозаика Синтез», Москва 2012г.
  12. О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада» / изд. «Мозаика Синтез, Москва 2011г.
  13. Л.К.Ладутько, С.В.Шкляр «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников («Человек и природа») / Изд.»Содействие», Мозырь, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование дидактических игр по математике в старшей группе.

Именно дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форм...

Перспективное планирование дидактических игр в средней группе.

Перпективное планирование по программе Васильевой М.А. Гербовой В.В.  Комаровой Т.С....

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста...

Комплексно-перспективное планирование младшая группа (2-3 года)

Комплексно- перспективное планирование на 2017- 2018 учебный годТема периода: «Детский сад»Сроки: 4.09.17-15.09.17Цель: Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским с...

Перспективное планирование работы по проекту" Времена года"

Перспективное планирование работы по проекту" Времена года"...

Перспективное планирование по музыке 3-4 года январь-май

Перспективное планирование по музыке 3-4 года январь-май Зацепина М....

Перспективное планирование дидактических игр в ясельной группе детей 2-3 года

перспективное планирование по дидактическим играм в яслях...