Перспективное планирование дидактических игр по математике в старшей группе.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Аллабирдина Альфия Назиповна

Именно дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму, игровым действиям и правилам,  ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivn._po_femp_i_obuchayushchie_igry.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 

 Приложение №5

Перспективное планирование дидактических игр по

 формированию элементарных математических представлений

 в старшей группе

Сентябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Специально-организованная

деятельность

Тема: «Счет до 5»

Д/и «Собери в корзину»

Цель: упражнять в счете до пяти; учить  сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий  предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.

Тема: «Квадрат»

Д/и «Фигуры высшего пилотажа»

Цель: учить составлять квадрат из счетных палочек; упражнять в счете в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги.

Тема: «Сравнение предметов по длине»

Д/и «Назови скорей»

Цель: учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу.

Тема: «Четырехугольник»

Д/и «Игра с палочками»

Цель: познакомить с признаками  четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток.

Совместная

деятельность

Д/и «Что и где?»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве  и обозначать направление словами «слева», «справа», «за», «сбоку».

Д/и «Покажи столько же»

Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.

Д/и «Соберем букет»

Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу.

Д/и «Игра с палочками»

Цель: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

Самостоятельная

деятельность

Д/и «Чем отличается?»

Цель: на основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий; развитие внимания.

Д/и «Лабиринты»

Цель: развивать игровой замысел, умение составить и реализовать игровую задачу; активизацию умственной деятельности детей.

Д/и «Какая фигура лишняя?»

Цель: на основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать свой выбор.

Д/и «Когда это бывает?»

Цель: закреплять названия частей суток.

Октябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Специально-организованная

деятельность

Тема: «Число и цифра 6»

Д/и «Какой цифры не стало?»

Цель: познакомить с образованием числа пять и с цифрой шесть;  правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета; находить в окружении предметы четырехугольной формы.

Тема: «Составление предмета из треугольников»

Д/и «Игра с яблоками»

Цель: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление; упражнять в счете в пределах  шести; развивать воображение.

Тема: «Трапеция, ромб»

Д/и «Кто знает - пусть дальше считает»

Цель: учить классифицировать фигуры по разным признакам;   познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета.

Тема: «Число и цифра 7»

Д/и «Найди кусочек сыра»

Цель: познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной  плоскости: «слева», «справа».

Совместная

деятельность

Д/и «Кто больше назовет?»

Цель: продолжать учить находить в окружении предметы четырехугольной формы.

Д/и «Игра с палочками»

Цель: учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Д/и «Кто больше запомнит»

Цель: продолжать учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.

Д/и «Что, где?»

Цель: продолжать учить ориентироваться на ограниченной плоскости, словами называть направление: «слева», «справа».

Самостоятельная

деятельность

Д/и «Найди две одинаковых предмета»

Цель: рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам.

Д/и «Танграм»

Цель: упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: продолжать упражнять в классификации предметов по разным признакам.

Д/и «Танграм»

Цель: упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

Ноябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Специально-организованная

деятельность

Тема: «Геометрические фигуры»

Д/и «Кто больше принесет?»

Цель: упражнять в счете в пределах семи; учить составлять четырехугольник из счетных палочек, узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закрепить понятия: «вчера», «сегодня», «завтра».

Тема: «Измерение»

Д/и «Какой цифры не стало?»

Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах семи; учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек.

Тема: «Далеко-близко»

Д/и «Что ближе?»

Цель: учить делить квадрат на четыре части путем его складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии «далеко», «близко».

Тема: «Число и цифра 8»

Д/и «Что изменилось?»

Цель: познакомить с образованием числа и цифрой восемь; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь».

Совместная

деятельность

Д/и «Кто назовет больше?»

Цель: продолжать учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.

Д/и «Какая команда быстрее соберется?»

Цель: продолжать учить считать в пределах  семи.

        

Д/и «Кто дальше бросит?»

Цель: продолжать учить измерять протяженность с помощью условной мерки.

Д/и «Кто быстрее?»

Цель: продолжать учить считать в пределах восьми.

Самостоятельная

деятельность

Д/и «Сложи узор»

Цель: выявить умение составлять узор из геометрических фигур на плоскости в соответствии с их расположением на образце. Анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать свойства.

Д/и «Мои первые цифры»

Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять числовой ряд от одного до семи.

Д/и «Сложи квадрат»

Цель: закреплять умение детей составлять целую из частей; развивать образное и логическое мышление, комбинаторные способности, смекалку, находчивость, умение планировать ход поисков.

Д/и «Игра с палочками»

Цель: развивать пространственные представления, закреплять знания о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, развивать мелкую моторику.

Декабрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Специально-организованная

деятельность

Тема: «Измерение»

Д/и «Помоги зайчонку»

Цель: учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать мышление.

Тема: «Четырехугольник»

Д/и «Посчитай и ответь»

Цель: учить составлять четырехугольник из счетных палочек; упражнять в счете в пределах и в счете на слух; развивать логическое мышление.

 Тема: «Измерение»

 Д/и «Льдинка в кругу»

 Цель: упражнять в измерении с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать логическое мышление.

Тема: «Календарь»

Д/и «Где больше?»

Цель: познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

Совместная

деятельность

Д/и «Найди пару»

Цель: продолжать учить соотносить цифру с числом.

Д/и «Отзовись»

Цель: продолжать упражнять в счете в пределах восьми и в счете на слух.

Д/и «Игра с яблоками»

Цель: продолжать упражнять в счете в пределах восьми.

Д/и «Найди фигуру»

Цель: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

Самостоятельная

деятельность

Д/и «Танграм»

Цель: закрепление умений детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Д/и «Игра со счетными палочками»

Цель: закрепление умений детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

Д/и «Пифагор»

Цель: упражнять детей в сравнении треугольников и квадратов по размеру, составлении из них новых геометрических фигур.

Д/и «Времена года»

Цель: закрепление умений детей сопоставлять время года с характерными погодными условиями и поведением людей и животных.

Январь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Специально-организованная

деятельность

Д/и «Формы»

Цель: познакомить детей с основными геометрическими телами и учить находить похожие на них предметы.

Тема: «Ассоциации»

Цель: учить выделять отдельные компоненты образа и находить сходства  между разными  по свойствам  объектами.

Тема: «Неделя»

Д/и «Неделька»

Цель: познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова «слева», «справа», «между», «вверху»; треугольников; развивать воображение.

Тема: «Число и цифра 9»

Д/и «Живая неделя»

Цель: познакомить с образованием числа девять и с цифрой девять; учить считать в пределах девяти; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов.

Совместная

деятельность

Д/и «Монгольская игра»

Цель: развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности.

Д/и «Золушка»

Цель: продолжать учить составление групп из восьми предметов; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Д/и «Живая неделя»

Цель: продолжать учить называть дни недели по порядку.

Д/и «Колумбово яйцо»

Цель: развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления.

Самостоятельная

деятельность

Д/и «Лабиринты»

Цель: развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться, логическое мышление, ловкость.

Д/и «Монгольская игра»

 Цель: составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; развивать логическое мышление.

Д/и «Сложи узор»

Цель: развитие пространственных представлений,

Д/и «Найди пару»

Цель:  соотносить число с цифрой; счет до десяти; развитие мелкой моторики.

Февраль

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Специально-организованная

деятельность

Тема: «Измерение»

Д/и «Сделай столько»

Цель: упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах девяти.

Тема: «Число и цифра 0»

Д/и «Что спрятали?»

Цель: познакомить с нулем; упражнять в счете в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счет в пределах пяти; учить составлять группу из отдельных предметов.

Тема: Число 10»

Д/и «Игра с кубом»

Цель: познакомить с образованием числа десять; учить считать в пределах десяти, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек.

Тема: «Месяц»

Д/и «Назови скорей»

Цель: учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц»; упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закрепить названия дней недели.

Совместная

деятельность

Д/и «Отсчитай столько же»

Цель: продолжать учить отсчитать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.

Д/и «Найди столько же»

Цель: продолжать учить составлять группу из отдельных предметов.

Д/и «Отгадай-ка»

Цель: продолжать учить называть дни недели по порядку.

Д/и «По порядку стройся»

Цель: закрепить названия дней недели.

Самостоятельная

деятельность

Д/и «Цифры»

Цель: закрепить сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке.

Д/и «Сложи узор»

Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.

Д/и «Игра с палочками»

Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек, развивать воображение детей.

Д/и «Составь картинку»

Цель: развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия.

Март

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Специально-организованная

деятельность

Тема: «Измерение»

Д/и «Окошки для вагонов»

Цель: упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах десяти; учить  соотносить число с цифрой; различать количественный и порядковый счет.

Тема: «Измерение»

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: учить с помощью условной мерки определять объем жидкости; продолжать упражнять  в различении  и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении  числа на одну единицу.

Тема: «Ориентировка в пространстве»

Д/и «Сколько и где?»

Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей.

Тема: «Четырехугольники»

Д/и «Закладки для книг»

Цель: упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счетных материалов.

Совместная

деятельность

Д/и «Игра с яблоками»

Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой.

Д/и «Сделай узор»

Цель: продолжать упражнять в различении геометрических фигур; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости.

Д/и «Игра с кубами»

Цель: продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти.

Д/и «Не ошибись»

Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше.

Самостоятельная

деятельность

Д/и «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, речи, закрепление изученных детьми пространственных отношений.

Д/и «Часть и целое»

Цель: закрепить умение детей воспринимать предметы как совокупность отдельных функциональных деталей, а свойство объекта в целом как совокупность свойств компонентов.

Д/и «Танграм»

Цель: складывать силуэт без образца, развивать воображение детей.

Д/и «Игра со счетными палочками»

Цель: продолжать учить конструировать геометрические фигуры из счетных материалов.

Апрель

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Специально-организованная деятельность

Тема: «Ориентировка во времени»

Д/и «Неделька, стройся» (усложненный вариант)

Цель: упр-ть в названии последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца;  в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы.

Тема: «Ориентировка в пространстве»

Д/и «Птицы прилетели»

Цель: учить ориентироваться на ограниченной плоскости; упражнять в измерении протяженности с помощью мерки (размах пальцев, ступня, шаг); учить употреблять слова: «ближе», «дальше»; упражнять в счете.

Тема: «Измерение»

Д/и «По порядку стройся!»

Цель: упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; упражнять в прямом и обратном счете; учить сравнивать предметы по длине путем наложения, прило

жения.

Тема: «Геометрические фигуры»

Д/и «Игра со счетными палочками»

Цель: продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах десяти, в классификации предметов по разным признакам.

Совместная деятельность

Д/и «Отгадай число»

Цель: продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти.

Д/и «Добрось до меня»

Цель: продолжать учить употреблять слова: «ближе», «дальше».

Д/и «Игра с кубом»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете.

Д/и «Кто больше назовет?»

Цель: упражнять в классификации предметов по разным признакам.

Самостоятельная деятельность

Д/и «Вагончики с номерами»

Цель: закреплять  умение детей составлять числовой ряд.

Д/и «Наседка»

Цель: закрепление навыков счета, понятия «столько же», развитие внимания.

Д/и «Геометрическое домино»

Цель: развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах.

Д/и «Пифагор»

Цель: закреплять знание геометрических фигур, формировать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ их расположения, развивать воображение и творческое мышление.

Май

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Специально-организованная деятельность

Тема: «Ориентировка в пространстве»

Д/и «Самолет»

Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «под», «между» и т.д. упр-ть в счете в пределах десяти; учить называть «соседей» числа.

Тема: «Измерение»

Д/и «У кого больше?»

Цель: упражнять в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения; в увеличении и уменьшении числа; закрепить название частей суток; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

Тема: «Деление на равные части»

Д/и «Отгадки»

Цель: упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по диагонали;

Тема: «Повторение»

Цель: упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; упражнять в прямом и обратном счете в пределах десяти, называть «соседей» числа; закрепить название частей суток; упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Совместная деятельность

Д/и «Что, где?»

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.

Д/и «Утром, днем, вечером»

Цель: закрепить название частей суток.

Д/и «Загадки»

Цель: закрепление знаний о  цифрах, умение соотносить цифру с количеством, развитие внимания, интереса к предмету.

Д/и «Муха»

Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости листа, развивать внимание.

Самостоятельная деятельность

Д/и «Домино»

Цель: развитие у детей образного и логического мышления, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии.

Д/и «Танграм»

Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.

Д/и «В магазине игрушек»

Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти.

Д/и «Пентамино»

Цель: развитие у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группе

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группеНазвание игры, программные задачиМесяцНазвание игры, программные задачи «Собери урожай» - научить детей разным способ...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ОНР 3 УРОВНЯ.

Материал может быть использован в работе с детьми поготовительной к школе группе с ОНР 3 уровня. Он поможет в усвоении наименований предметов, действий с ними, часте предметов, форм и т.д....

перспективное планирование дидактических игр по ФЭМП в средней группе

Перспективное планирование дидактических игр в средней группе  составлено в соответствии с годовыми задачами и комплексно - тематическим планированием .по программем "От рождения до школы&qu...

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в младшей группе.

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в младшей группе....

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группе.

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группе....

Перспективное планирование дидактических игр по математике во второй младшей группе

Перспективное  планированиедидактической  игры по ФЭМП  во второй младшей группе  сентябрь «Один – много»(Развитие умения выделять отдельные предметы из...

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в средней группе

Данное планирование необходимо воспитателям детских садов, а так же может быть использовано родителями воспитанников...