"Планирование и организация проведения прогулки в ДОУ"
консультация по теме

Соболева Инна Сергеевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_progulke.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 1420 корпус №9 и № 10

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

на тему:

«Планирование и организация

проведение прогулки»

Подготовила

Старший воспитатель

Соболева И.С.

2014 год, город Москва

На участке детского сада

        Все дети любят гулять. Прогулка – это и веселые игры, и захватывающие рассказы, и, конечно встреча с природой.

        Воспитывая маленьких детей, надо стремится заложить основы бережного, внимательного и созидательного отношения к природе. Формировать такое отношение необходимо через личные практические действия малышей, направленные на помощь различным представителям природы. Но кому нужна их помощь, и как ее оказывать, трехлетние еще не знают. Поэтому воспитатель в течении года учит их быть более внимательными и наблюдательными к окружающему, чтобы замечать происходящие там изменения.

        В течении всего учебного года (начиная с сентября) педагоги проводят с детьми ежедневные наблюдения.

        Главная цель наблюдений за природой – научить детей созерцать природу видеть, выделять отдельные объекты и явления природы, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой.

        Главный методический прием – диалог с природой, очеловечивание природы (природа живет, меняется, огорчается, радуется, злится и т.п.; может быть щедрой, благодарной, но и злой, яростной и беспощадной).

        Для детей пятого года жизни площадь для постоянных наблюдений можно сузить (групповой участок, растения в группе, животные и растения общесадовской комнаты природы), иначе им трудно отмечать происходящие с объектами изменения.

        Наблюдения за природой проводятся каждый день. Начинаются они с приветствия всем жителям участка, с вопросов об их настроении, самочувствии, об их радостях и, печалях и заботах.

        Доносите до детей мысль о том, что все представители живой природы – растения и животные – разговаривают с нами, с людьми, всегда рассказывают нам о своей жизни. Только говорят они не при помощи слов (как люди), а совсем по другому. И поэтому люди очень часто их не слышат и не понимают.

        Как же растения и животные разговаривают с нами? Так, цветы говорят, что им хорошо своим обильным и красочным цветением. Если растению плохо, то меняется окраска листьев, они становятся бледными и вялыми (обратите внимание детей на то, что точно так же говорят о людях, когда им нездоровится).

        Животные разговаривают с людьми с помощью звуков и движений. Так, кошечки говорят, что им хорошо, мурлыкая и ласкаясь к человеку. А если кошка шипит, приседает на все лапы, прижимает уши, то этим она показывает человеку, что сейчас она не хочет разговаривать с ним, у нее плохое настроение или неотложные дела.

        Можно ли научиться понимать язык природы? Конечно можно! Надо только захотеть и быть очень внимательным и наблюдательным. И все сразу станет ясным и понятным. А если будут возникать трудности в общении с природой, то рядом всегда есть взрослые, которые помогут детям.

        Но внимание трехлетнего ребенка не может объять большие просторы, и поле совместной деятельности педагога с детьми ограничивается групповым участком. Пусть сначало малыши научатся наблюдать и помогать в своем ближайшем непосредственном окружении. А как оказывать элементарную помощь растениям и животным, попавшим в «беду», покажете им Вы.

        Примерно один раз в две-три недели совершайте вместе со своими воспитанниками обход участка. Прогуливаясь, среди красоты окружающей природы можно увидеть:

  • поломанную веточку на дереве;
  • притоптанный цветок у дороги;
  • вырванный из земли кустик земляники;
  • росток деревца, выросший в неудачном месте;
  • обессиленную бабочку на земле и т.д.

        Никогда не проходите мимо этих «мелочей»! Остановитесь, обратите внимание на них внимание детей. Подумайте, почему так могло произойти. А главное – окажите посильную помощь. Вместе с детьми:

  • перевяжите сломанную на дереве веточку;
  • полейте гибнущий цветок;
  • окопайте кустик земляники;
  • пересадите деревце в сторону дороги;
  • аккуратно перенесите бабочку на цветок и т. д.

        Для этого потребуется лопатка, несколько совков, различные веревочки, бинтики и т.д. Всё это выносите на прогулку.

        Постепенно периодический обход и осмотр участка превратится в хорошую гуманную традицию группы, а у детей будет заложено и окрепнет созидательное и познавательное отношение к окружающему миру.

        На прогулке детей продолжают знакомить с изменениями внешнего вида деревьев в зависимости от времени года, закрепляют представление о сезонных изменениях в природе, формируют начальные знания о приспособленности растений и животных к среде обитания.

        Необходимо создавать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой, учить называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др. отличать и называть и называть деревья и травянистые растения. Следует уточнять и обогащать представления детей о многообразии растительного и животного мира. Необходимо закреплять знания о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), уточнять, какую пользу они приносят человеку, рассказать, к чему приводит отсутствие питания, воды и воздуха. Формировать желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. Воспитателю следует продолжать учить детей наблюдать за животными любоваться их красотой, силой и ловкостью, обращать внимание на то, что домашние животные преданы своим хозяевам. Продолжать учить детей узнавать животных и их детенышей на картинах, ориентироваться в строении тела, покрове, окрасе; правильно называть животных и детенышей.

        Воспитателю следует приобщать труду каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным, а инвентарь – стоящим (но соответствовать возрасту ребенка). Необходимо закрепить привычку приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе труда в природе.

        На участке детского сада дети могут вместе с воспитателем перекопать землю для грядок и цветочных клумб, лтом поливать, полоть рыхлить растения, осенью собирать урожай (только в экологически чистых районах дети пробуют выращенные овощи).

        Воспитатель подводит детей к пониманию того, что только с помощью труда человека растение развивается и дает плоды.

        Вместе с взрослыми дети могут развешать кормушки на участке детского сада, убирать ветки и сухие листья: сажать кустарники под зиму.

        Зимой вместе с взрослыми дети могут очищать от снега дорожки, для утепления корней деревьев подгребать к ним снег, помогать малышам в уборке и снега на участке, сооружать постройки из снега, расчищать и заливать дорожки для катания.

        Весной они могут посеять семена, высадить рассаду, летом – прополоть грядку и цветники.

        Воспитателю нужно учить детей планировать свою работу, намечать последовательность действий, подбирать необходимые инструменты, оценивать результаты своего труда.

 

Подготовка к прогулке по программе воспитания и обучения

        В плане работы необходимо наметить содержание и методику работы с детьми по воспитанию у них навыков правильного и самостоятельного одевания и культуры поведения (взаимоотношения).

        Дать детям установку на предстоящую деятельность.

        Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке. Перед тем, как дети пойдут одеваться, объяснить, напомнить, уточнить правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку  для самостоятельного одевания детей, проследить чтобы каждый ребенок сел рядом со своим шкафчиком (на банкетку или стул), следить, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали её постепенно, по мере последовательности одевания.

        Добиваться, чтобы дети одевались в определенной последовательности, самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания). Сначала надо достать из шкафчика колготки, затем свитер, кофту, платок, шапку, в последнюю очередь надеть пальто, завязать шарф и убрать свою обувь в шкафчик. Воспитывать у детей культуру общения. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».

        По мере того, как большинство детей оденутся, нужно выводить их на прогулку. Перед выходом обратить внимание детей на их внешний вид.

        В план воспитательной работы можно включить и образовательные задачи. В процессе одевания поддерживается с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названия одежды, ее назначения, названия отдельных  деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, рукав правый, манжет, пуговицы, завязывать назад- вперед, сапог правый-левый, ботинок).

        В плане работы необходимо наметить содержание разных видов деятельности, которую вы организуете. Эту деятельность необходимо согласовать с воспитателем. В плане нужно записывать не только название деятельности, но и педагогическую задачу, которую вы будете решать в процессе руководства той или иной деятельностью. Необходимо серьезно продумать методику руководства деятельностью детей. В плане необходимо надо указать, какие виды игрушек, какой инвентарь будет вынесен для организации намеченных игр детей, трудовой деятельности. Следует указать в плане последовательность содержания видов деятельности на прогулке зависит от предыдущей деятельности (т.е. от занятий) от состояния погоды, от интереса детей, от их индивидуальных особенностей.

        Организация прогулки. Организовать интересную, разнообразную и содержательную деятельность детей на прогулке. Выйдя с детьми на участок, познакомить детей с наличием игрушек. Уточнить с детьми, с кем и во что они хотели бы поиграть, напомнить о правилах игры.

        В процессе прогулки понаблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношениями детей в игре, следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались.

        Организовать (провести с детьми) подвижную игру (указать название игры и цель). Привлечь детей к уборке участка (указать содержание труда), то есть что дети будут делать и педагогическую задачу. Дать группе детей трудовое поручение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Планирование и организация проведения прогулки с детьми в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Планирование и организация проведения прогулки с детьми в ДОУ"...

Организация проведения прогулки в детском саду

Прогулка - обязательный элемент в режиме дня. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. На прогулке дети много играют, много двигаются. Движения уси...

Организация проведения прогулки в детском саду В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.v Физическое развитиеv Социально-личностное развитиеv Позновательно - речевое развитие v Художествено - эстетическое развитие...

Консультация для педагогов на тему: «Организация проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду. Во время прогулки дети получают много новых знаний и умений. Прогулка имеет огромное влияние на всестороннее развитие детей....

Организация проведения прогулки в ДОУ для детей второй младшей группы.

Статья о прогулке для детей второй младшей группы...

Консультация для воспитателей "Организация проведения прогулки в летний период"

Летнюю работу с детьми принято называть оздоровительной.Прогулка – заранее организованный воспитателем режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, который проходит на свежем...

Консультация для воспитателей детского сада «Организация проведения прогулки в детском саду»

Для физического развития детей большое значение имеют пребывание детей на свежем воздухе, прогулки  и активные игры. Педиатры рекомендуют проводить их при любой погоде, поскольку прогулка я...