Экскурсия как средство развития наблюдательности детей 6-7 лет .
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Кудинова Наталья Владимировна

Особая роль в наблюдательности детей 6 – 7 лет принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении.

Экскурсии дают возможность ребенку познакомиться в естественных условиях со многими факторами жизнедеятельности окружающего мира: природой с ее закономерностями и сезонными явлениями, с трудом и деятельностью людей, которые преобразуют окружающее пространство, с различными сферами жизни человека

Воспринимая все это, наблюдая за происходящим, дошкольник начинает более глубоко понимать всю сложность окружающего его мира, все его многообразие, особенности связей им закономерностей окружающей действительности.

С одной стороны экскурсия является на первый взгляд довольно простым методом обучения, однако с другой стороны этот метод требует хорошей подготовки со стороны педагога для того, чтобы тщательно все организовать, логически продумать все детали так, чтобы при  помощи внешней естественной обстановки решить поставленные педагогические цели и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksk_s_risunkami.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия .

Экскурсия к водоему.

Программное содержание.

1. Продолжать  учить  детей  замечать  те  изменения,  которые  произошли  на  водоёме  осенью.  Формировать  у  детей  представление  о  водоёме  как  о  сообществе  водных  и  наземных  растений  и  животных.  

2. Рассказать  о  типичных  представителях  фауны  пруда.

 3. Формировать  эстетическое  восприятие – учить  детей  видеть  красоту  водоёма  (много  воды,  вода  блестит  на  солнце,  по  берегам  растут  травы,  цветы).  

4. Формировать  связную  речь,  активизировать  словарный  запас  за  счёт  слов:  водомерка,  камыш,  головастик;  пополнить  его  новыми  названиями  растений.

ХОД  ЭКСКУРСИИ

1  часть.  Вводная  беседа  (проводится  на  территории  детского  сада).

Цель:  заинтересовать  детей содержанием  экскурсии  и  напомнить  правила  поведения  на  водоёме.

Педагог:  кто  из  вас  бывал летом  на  нашем  водоёме?  Как  он  тогда  выглядел?   Как  водоём  может  выглядеть  сейчас?  Почему?  Молодцы.  Действительно  сейчас  осень,  стало  холодно,  с  деревьев  облетают  листья.  Я  предлагаю  вам  поиграть  в  игру  «Осенние  листочки».

Мы – листочки,  мы – листочки,

Мы  осенние  листочки.

Мы  на  веточках  сидели,

Ветер  дунул – полетели  (дети  разбегаются).

Мы  летали,  мы  летали,  а  потом  летать  устали!

 Перестал  дуть  ветерок – мы  присели  все  в  кружок!  Молодцы!

А  теперь  вспомните  правила  поведения  на  экскурсии.  Как  надо  вести  себя  на  водоёме?

Дети:  не  шуметь,  не  толкаться,  не  рвать  растения,  не  ловить  насекомых  и  т.д.

Дети  строятся  парами  и  вместе  с  педагогами  отправляются  к  водоёму.

2  часть.

Подходя  к  водоёму,  педагог  говорит:

Смотришь  на  воду,  кажется  в  ней

Нет  ни  малявок,  ни  окуней.

Вода  ведь  не  просто  течет  и  течет,

Она  интересною  жизнью  живёт!

Давайте  полюбуемся  как  красив  водоём,  как  блестит  вода.

Сейчас  каждый  из  вас  походит  по  берегу,  рассмотрит  растения  и  всё,  что  находится  на  берегу.  Когда  вы  услышите  сигнал  бубна – вернётесь  ко  мне.

Дети  исследуют  берег  пруда,  по  сигналу  возвращаются  к  педагогу.

Педагог:  расскажите,  что  интересного  вы  увидели.  (рассказы  детей).

Чем  отличается  пруд  летом  от  пруда  осенью?  Молодцы.  Предлагаю  поиграть  в  игру  «Цапли  и  лягушки».

Выбрать  2  цапли,  начертить  большой  пруд.  Цапли  занимают  места  на  противоположных  сторонах  пруда  (передвигаются  высоко  поднимая  ноги).  Остальные  дети – лягушки.  Они  прыгают  по  всей  площадке  на  двух  ногах  и  говорят:

Мы  зелёные  лягушки.  Веселимся  на  опушке,

Здесь  у  нас  рядом  пруд – цапли  в  нём  нас  не  найдут.

После  этих  слов  лягушки  прыгают  в  пруд,  а  цапли  стараются  их  запятнать.  Пойманные  лягушки  остаются  на  берегу.  Молодцы,  а  сейчас  предлагаю  отдохнуть.  

Педагог:  а  сейчас я  загадаю  вам  загадки.  Будьте  внимательны!

Глаза  на  рогах,

А  домик  на  спине  (улитка).

Плещет  в  пруду  чистом

Спинкой  серебристой  (рыбка).

- А кто  ещё  живет  в  воде  и  на  берегу?  (дети  перечисляют насекомых  и  животных).  

- Кто  живёт  в  воде  и  на  суше,  но  своё  потомство  выращивает  в  воде?  (лягушка).

- Водоём  для  человека  - это  очень  хорошо.  Почему?  (ответы  детей)

 - Водоём  для  человека – это  плохо.  Почему?  

- Должен  ли  человек  заботиться  о  чистоте  водоёмов?  Как?  Молодцы.  Вы  и  ваши  родители  должны  быть  настоящими  защитниками  природы  и  относиться  к  ней  бережно.  А  сейчас  давайте  поиграем  в  вашу  любимую  игру.

Подвижные  игры,  любование  пейзажем.

Педагог:  ребята,  запомните  всё,  что  вы  здесь  увидели,  а  когда  придём  в  детский  сад,  нарисуйте  пруд.  Свои  рисунки  вы  покажите  родителям  и  расскажите  им,  как  много  интересного  и  необычного  вы  увидели  сегодня  на  водоёме.

Фотографирование  на память.

Дети  строятся  парами.  Возвращение  в  детский  сад.

Тематика экскурсий в процессе работы по формированию наблюдательности у детей дошкольного возраста.

Тема: «Экскурсия в парк ранней весной»

Программное содержание:

  • уточнить и расширить представления детей о признаках наступления весны в природе;
  • подводить к установлению связей между сезонными изменениями и состоянием растений;
  • учить различать деревья по особенностям коры, силуэту;
  • учить различать деревья и кустарники по характерным признакам;
  • знакомить с первыми весенними цветами;
  • уточнить и расширить знания детей о строении растений, функциях частей, росте и развитии растений;
  • развивать умение наблюдать и анализировать объекты и явления природы, устанавливать зависимость, делать выводы;
  • развивать умение видеть и любоваться красотой природы во всех её проявлениях;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход экскурсии.

Подойти к парку и остановиться у входа, чтобы показать детям общий вид парка, полюбоваться его красотой.

Полюбоваться первыми признаками весны.

Задать детям вопросы: как узнать, что деревья пробудились? Как различать деревья, когда на них нет листьев?

Рассмотреть деревья, исследовать кору, силуэт.

Отметить характерные особенности и различия деревьев.

Рассмотреть цветы мать-и-мачехи.

Спросить: Где раньше пробуждаются растения? (на месте, где хорошо прогревает солнце).

Провести индивидуальную работу с детьми, ответить на детские вопросы.

Провести подвижную игру «К названному дереву беги».

Цель: упражнять детей в умении определять дерево по особенностям силуэта и коры.

В заключение экскурсии подвести краткий итог, повторить приметы ранней весны.

Тема: «Экскурсия на луг летом»

Программное содержание:

  • продолжать формировать представление у детей о том, что луг – это сообщество травяных растений.
  • Развивать умение замечать и правильно называть знакомое растение луга.
  • Выделять характерны признаки каждого растения.
  • Расширить знания детей о стадиях роста и развитии растений, о функциях частей.
  • Закрепить знания детей о строении растений.
  • Познакомить с новыми цветами и растениями луга.
  • Подводить к установлению связей между сезонными изменениями неживой природы и состоянием растений.
  • Развивать умение наблюдать и анализировать объекты и явления природы, устанавливать зависимость и связи, делать выводы.
  • Развивать умение видеть и любоваться красотой природы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход экскурсии:

Предложить детям найти знакомое растение луга и назвать его.

Отметить характерные особенности строения: обратить внимание на светло-зелёный цвет листьев.

Спросить у детей почему такого цвета листья.

Познакомить детей с новым растением луга.

Выделить характерные признаки, в сравнении с хорошо известным.

Спросить детей, почему на тропинке не растёт трава, попытаться вскопать палочкой почву на тропинке.

Показать подорожник и спросить, почему он так называется. Дети ищут самостоятельный ответ.

Провести подвижную игру «Найди растение по описанию».

Цель: упражнять детей в умении определять растение по описанию, умение самому описывать характерные признаки растений.

В конце экскурсии подвести её итог.

Тема: «Экскурсия в хвойный лес»

Программное содержание:

  • познакомить детей с различным составом леса.
  • Уточнить и конкретизировать знания детей о характерных особенностях строении ели.
  • Развивать знания детей о стадиях роста и развитии растений, о функциях частей.
  • Закрепить знания детей о строении растений.
  • Познакомит со мхом.
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями.
  • Различать умение видеть и любоваться красотой природы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход экскурсии:

Отметить красоту леса.

Спросить детей, какие деревья растут в этом лесу. Рассмотреть ствол и ветви ели.

Отметить, что ствол покрыт ветвями до самого низа.

Почему нижние ветви ели длиннее и выступают из-под верхних. Д

ать детям задание: раздвинуть ветви ели и посмотреть внутри хвою.

Вопросы детям: почему нет хвои внутри кроны: обратить внимание на ель? Почему эта ель меньше чем другие. Много сухих ветвей? Обратить внимание детей на землю вокруг хвои.

Предложить детям  найти травянистые растения.  Почему в еловом лесу растёт мало травянистых растений?

Познакомить детей со мхами.

Предложить рассмотреть и потрогать его. Спросить детей, почему мох растёт в еловом лесу.

Провести с детьми подвижные игры, ответить на детские вопросы.

В конце экскурсии подвести итог.

Тема: «Экскурсия в парк осенью»

Программное содержание:

  • уточнить и расширить представление детей о первых признаках осени.
  • Учить различать деревья по форме листьев, особенностям коры.
  • Расширить знания детей о цветущих травянистых растениях парка и растениях цветника.
  • Развивать умение выделять их и сравнивать по высоте, форме и окраске листьев, цветков, стеблей. По запаху.
  • Расширить знания детей о строении растений, функциях частей, росте и развитии растений.
  • Подводить к установлению связей между сезонными изменениями.
  • Развивать умение наблюдать и анализировать объекты и явления природы, устанавливать зависимость, делать выводы.
  • Развивать умение видеть и любоваться красотой природы во всех её проявлениях.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

        Ход экскурсии:

Остановиться у входа в парк, чтобы показать детям общий вид парка, полюбоваться его красотой.

Отметить первые признаки осени в жизни растений. Рассмотреть деревья, исследовать кору.

Отметить характерные особенности различных деревьев, рассмотреть и сравнить цветущих травянистых растений по характерным признакам.

Пройтись по дорожке парка, обратить внимание детей на состояние погоды.

Рассматривание растений цветника.

Выделить их характерные особенности , части.

Сравнить растения по характерным признакам.

Предложить детям собрать немного опавших листьев берёзы и липы.

Провести подвижную игру: «Найди пару».

Цель: упражнять детей в сравнении листьев деревьев по внешнему виду.

В конце экскурсии подвести итог, и повторить приметы осени.

        


Памятка для проведения наблюдений в природе

Как наблюдать в природе?

Найти предмет для наблюдения тот, что указал воспитатель, или выбери его сам.

Рассмотри сначала предмет в целом, чтобы запомнить его очертания, общую форму, преобладающую окраску.

Наметить для рассмотрения отдельные части, детали предмета. Внимательно рассмотри каждую часть. Старайся запомнить форму, окраску, размеры, положение по отношению ко всему предмету, каждой намеченной части.

Не причиняй вреда предметам природы. Помни, что природа нам дарит здоровье, создает красоту, кормит и поит нас.

По результатам наблюдений сделай записи, зарисовки.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы развития наблюдательности детей 6 – 7 лет

Наблюдательность — способность детально видеть предмет, явление. Она предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие, проникновение в сущность явления, установление особенностей и связей ...

Статья: "Циклические наблюдения как средство развития наблюдательности детей дошкольного возраста"

Считаю, циклические наблюдения являются эффективным средством развития наблюдательности у дошкольников. Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой станет успешной, если: опираться н...

Опыт работы "Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста"

Цель ранней профориентации: сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру....

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувств

Выступление на ММО для воспитателей средних групп....

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...