Картотека игр, направленных на экологическое образование детей
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Нечаева Анна Олеговна

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В современных условиях, когда экология нуждается в защите, очень важным является экологическое образование детей. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно через игру до ребенка достаточно легко можно донести основные экологические понятия, нормы, заложить основы экологически грамотного поведения. В данном материале предлагаю вашему вниманию подбор различных экологических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_did.igra_.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР,

направленных на экологическое образование детей

Настольно-печатная игра экологического содержания «Кто где живет?»

Данная игра может применяться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:

- закрепить знание о том, что каждое животное имеет свое место обитания;

Задачи:

- продолжать закреплять знания детей о названии жилища животных;

- активизировать речь детей по теме: жилище, будка, гнездо, кора, корневища и т. д. Учить отвечать полным ответом.

- учить детей производить логические операции, развивать логическое мышление и сообразительность.

Подготовка воспитателя:

Изготовить карту «Кто где живет» на каждого ребенка.

Предшествующая работа с детьми:

Беседа с детьми о том, что у каждого живого существа должен быть свой дом.

Оборудование:

Индивидуальные карты, карандаши

Ход игры:

- Ребята, сегодня я принесла вам необычную игру. Хотите поиграть в неё?

- Посмотрите, какие необычные карточки. Сейчас я познакомлю вас с заданием, которое необходимо выполнить в этой игре. Вам нужно внимательно рассмотреть иллюстрации и решить, кого куда поселить. Сегодня мы будем играть с животными, насекомыми, рыба и человеком. Но будьте внимательны, некоторые животные, например: жук и рыба – могут жить в воде. Будьте внимательны, а когда вы определитесь, кто где живет, то соедините эти объекты линией. Вам понятно задание? Выполняйте, а я буду смотреть, правильно ли вы догадались.

Настольно-печатная игра экологического содержания «Времена года»

Данная игра может применяться в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель:

• Формировать знания детей о временах года и состоянии природы в разные времена года;

Задачи:

1. Образовательные:

• Обогащать словарный запас;

• Обобщить и закрепить знания детей о временах года;

2. Развивающие:

• Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;

• Развивать эстетическое восприятие красоты природы;

3. Воспитательные:

• Воспитывать любовь к природе;

• Доставить детям радость и удовольствие от игры;

Используемые методы:

• Словесные: беседа, логические вопросы;

• Наглядные: деревья, снежинки, цветы, яблоки, листья.

Ход игры:

Детям предлагаются для игры 4 дерева: белое – зима, бирюзовое – весна, зеленое – лето, оранжевое – осень. Для каждого времени года в конвертах лежит все, что нужно для каждого времени года – снежинки, цветы, яблоки, листья соответственно.

Детям необходимо соотнести:

Зима – снежинки.

Весна – цветы.

Лето – яблоки.

Осень – листья.

Предметно-манипулятивная игра экологического содержания

«Угадай, что в руке»

Цель: 

Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Задачи:

  • активизировать внимание, память;
  • вырабатывать умение определять предметы на ощупь;
  •  формировать словарный запас по теме: Плоды.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

Словесная игра экологического содержания

«Что это такое?»

Цель:

 Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Задачи:

  • учить детей определять признаки предметов;
  • расширять активный словарь детей.

Ход игры:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

Словесная игра экологического содержания

«Кого чем угостим?»

Цель:

 Формировать знания о системе питания животных и птиц.

Задачи:

  • закреплять знания детей о домашних и диких животных и птицах;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным и птицам.

Ход игры:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например: воробей – крошки и семечки; синица  - сало; корова – сено; кролик – морковь; кошка – мышка, молоко, рыба; белка – шишка, ягоды и так далее.

 

Словесная игра экологического содержания

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: 

формировать умение выделять единицу из обобщенной группы по определённым признакам.

Задачи:

  • упражнять детей в классификации животных и птиц по видовым признакам;
  • Расширять активный словарный запас детей.

Ход игры:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Сюжетно-ролевая игра экологического содержания

«Перелёт птиц»

Цель: 

Формировать знания о классификации птиц: перелётные, зимующие.

Задачи:

  • Закреплять понятия «зимующие птицы», «перелётные птицы»;
  • Стимулировать творческую активность детей;
  • Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Ход игры:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

 

Подвижная игра экологического содержания

«Цветы»

Цель:

 Формировать умение различать цветы по внешнему виду.

Задачи:

  • Упражнять детей в произношении названий цветов;
  • Воспитывать любовь и умение любоваться красотой цветов.

Ход игры:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Подвижная игра экологического содержания

«Сокол и лиса»

Цель:

 Расширять знания детей о диком животном  и хищной птице.

Задачи:

  • Тренировать умение быстро действовать по сигналу ведущего (воспитателя);
  • Упражнять детей в изображении (копировании) повадок хищников;
  • Активизировать словарный запас детей по теме: Хищники.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные  движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

Картотека Конспектов НОД по экологическому образование

Конспекты НОД по экологическому воспитанию старших докольников...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Картотека дидактических игр по экологическому образованию

Картотека дидактических игр по экологическому образованию для детей среднего дошкольного возраста....

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. «Кто дружит с деревом?»«Четвертый лишний»Игра с мячом «Воздух, земля, вода»...

Презентация опыта работы на тему: «Система работы по экологическому образованию детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности»

Актуальность Последние года ассоциировались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.  Можно ли в наше время не до оценивать важность и необходимос...