Главные вкладки

    Социально-значимый проект на тему: "Зелёный мир"
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Сысоева Надежда Петровна

    Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zelyonyy_mir.docx32.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социально-значимый проект на тему: «Зелёный мир»

    Тип проекта: информационно-творческий;

    Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы №2.

    Срок реализации проекта: среднесрочный — 4 недели сентября.

    Актуальность проекта

    На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

    Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.

    И мы — педагоги совместно с детьми, родителями начали эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с облагораживания территории нашего участка детского сада.

    В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети расширят свой кругозор по отношению к растениям родного края, изучат их внешний вид и их полезные качества. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

    Цель проекта:

    Повышение экологической культуры, экологического сознания и мышления через привлечение детей, родителей к озеленению территории детского сада.

    Задачи проекта:

    Для детей:

    Образовательные:
    - познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете;

    - определить наиболее распространённые растения;

    - иметь представления о пользе растений;

    - углубить знания о приёмах по уходу за растениями;

    - учить детей работать в коллективе.
    Развивающие:
    - развивать умение сравнивать и анализировать;
    - развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
    - обогащать словарный запас детей и их знания о растениях;

    - развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в работах;

    - способствовать развитию воспитания экологической культуры.
    Воспитательные:
    - воспитывать бережное отношение к природе;
    - воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

    Для педагогов:

    - четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;

    - выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;

    - составление картотеки дидактических игр, загадок, стихов по теме проекта;

    - разработка сценария итогового мероприятия;

    - помочь ребенку добывать новые знания;

    - организовать и скоординировать деятельность детей, родителей, педагогов и общественного центра, осуществляя при необходимости практическую помощь.

    Для родителей:

    - ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

    - выполнять совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в МБДОУ;

    - принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;

    - распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

    Реализация проекта.

    1 ЭТАП. Организационно-подготовительный.

    - формирование цели, задач, разработка проекта;

    - подбор материала для осуществления проекта;

    - целевая экскурсия к деревьям на территории детского сада;

    - просмотр презентаций о родном городе «Город, вид с неба» , «Пейзажи», «Хвойные деревья», «Лиственные деревья», «Кому нужны деревья?».

    - наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влияние на состояние деревьев;

    - беседы с родителями "Деревья вокруг нас";

    - подбор материала общественным центром для посадки на территории детского сада.

    2 ЭТАП. Практический (основной).

    1) Беседы с детьми:

    «Для чего нужны деревья?»;

    «Почему говорят: «Лес — это лёгкие Земли?»;

    «Кто живёт в лесу?»

    2) Проведение Н.О.Д.:

    Интегрированное Н.О.Д ; Аппликация «Дары деревьев»

    3) Дидактические игры:

    «К названному дереву – беги!»;

    «Найди дерево по описанию»;

    «Где спрятано растение?»;

    «Узнай растение»;

    «Загадай, мы отгадаем»;

    «Найди растение по названию»;

    «Чего не стало?».

    4) Заучивание стихов:

    «Ходит осень по дорожке...»;

    «Листья солнцем наливались...».

    5) Трудовая деятельность:

    Посадка материала совместно с детьми, родителями, педагогами.

    3 ЭТАП. Заключительный.

    - проведение итогового мероприятия;

    - награждение активистов (педагогов, родителей).

    Ожидаемые результаты:

    - активное сотрудничество с родителями по данной теме, что способствует становлению партнёрских отношений;

    - привлечение общественности к проблеме озеленения территории детского сада;

    - формирование единой системы становления нравственных качеств личности ребёнка ,через расширение кругозора детей и интереса к растениям родного края. Стремление детей к исследованию объектов живой и неживой природы. Формулирование выводов, установление причинно-следственных связей.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Дидактические игры

    К названному дереву – беги!

    Задача. Тренировка в быстром нахождении названного дерева.

    Ход. Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!»

    Найди дерево по описанию

    Задача. Найти предмет по описанию.

    Ход. Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, акация и рябина). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог. Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что- либо спрятать.

    Узнай растение

    Задача. Найти растение по названию.

    Ход. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову сейчас растение, а вы должны найти его, показать и рассказать про это растение. Кто быстрее это сделает, получит фишку».

    Загадай, мы отгадаем

    Задача. Описать предметы и найти по описанию.

    Ход. Один ребенок выходит за дверь. Он водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растения.

    Найди дерево по названию

    Задача. Найти дерево по слову - названию.

    Ход. Воспитатель называет дерево, растущее на территории детского сада, а дети должны найти его. Кто быстрее это сделает, получит фишку.

    Чего не стало?

    Задача. Назвать деревья по памяти.

    Ход. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть картинки с деревьями и закрыть глаза. В это время он меняет местами картинки с деревьями на столе, а затем просит детей переставить картинки так, как они лежали прежде.

    Стихи об осени

    Листочки танцуют, листочки кружатся

    И ярким ковром мне под ноги ложатся.

    Как будто ужасно они занятые,

    Зелёные, красные и золотые…

    Листья кленовые, листья дубовые,

    Пурпурные, алые, даже бордовые…

    Бросаюсь я листьями вверх наугад

    Я тоже устроить могу листопад!

    ***

    Ходит осень по дорожке,

    Промочила в лужах ножки.

    Льют дожди. И нет просвета.

    Затерялось где-то лето.

    Ходит осень, бродит осень.

    Ветер с клёна листья

    Сбросил.

    Под ногами коврик новый,

    Жёлто-розовый -

    Кленовый.

    ***

    Листья солнцем наливались.

    Листья солнцем пропитались.

    Налились, отяжелели,

    Потекли и полетели,

    Зашуршали по кустам,

    Поскакали по сучкам.

    Ветер золото кружит,

    Золотым дождём шумит!

    ***

    Осенние листочки на веточках сидят,

    Осенние листочки детям говорят:

    Осиновый – а-а-а…

    Рябиновый – и-и-и…

    Березовый – о-о-о…

    Дубовый – у-у-у…

    Закричали все: «Ау!»

    Никто не отзывается,

    Лишь эхо откликается.

    Наше эхо возвращается

    К нам тихо: «Ау! Ау!»

    Эхо! Эхо! Вот потеха.

    Это эхо каждый раз

    Передразнивает нас.

    Е. Благинина

    ***

    Громко я в лесу кричала,

    Гулко эхо отвечало.

    Скоро будут холода?

    Отвечало эхо: «Да!»

    Сколько елочек, смотри!

    Отвечало эхо: «Три!»

    Старый дуб совсем засох.

    И вздохнуло эхо: «Ох!»

    Ну, прощай, иду домой!

    Огорчилось эхо: «Ой!»

    И. Калинина

    Налетит сердитый ветер,

    Зашумит, задышит бор

    И послышится скрипучий

    Деревянный разговор.

    Ох, ах, ах, ох,

    До чего я стар и плох!

    Молча слушают осинки,

    Им, осинкам, невдомек,

    Что когда-то

    Был ветвистым,

    молодым, зелёнолистным.

    Загадки

    * * *

    Будто снежный шар бела,

    По весне она цвела,

    Нежный запах источала.

    А когда пора настала,

    Разом сделалась она

    Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

    * * *

    Русская красавица

    Стоит на поляне,

    В зелёной кофточке,

    В белом сарафане. (Берёза)

    * * *

    Вроде сосен, вроде ёлок,

    Но зимою без иголок. (Лиственница)

    * * *

    У меня длинней иголки,

    Чем у ёлки.

    Очень прямо я расту

    В высоту. (Сосна)

    * * *

    Весною зеленела,

    Летом загорала,

    Осенью надела

    Красные кораллы. (Рябина)

    * * *

    Белые овечки

    Бегают по свечке. (Верба)

    * * *

    Никто её не пугает,

    А она вся дрожит. (Осина)

    * * *

    Кудри в речку опустила

    И о чём-то загрустила,

    А о чём она грустит,

    Никому не говорит. (Ива)

    * * *

    Что же это за девица:

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год. (Ёлка)

    * * *

    Платье потерялось —

    Пуговки остались. (Рябина)

    * * *

    Я из крошки-бочки вылез,

    Корешки пустил и вырос,

    Стал высок я и могуч,

    Не боюсь ни гроз, ни туч.

    Я кормлю свиней и белок —

    Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

    * * *

    С моего цветка берёт

    Пчёлка самый вкусный мёд.

    А меня все ж обижают,

    Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

    Интегрированное Н.О.Д

    Задачи:

    - дать детям знания о значении деревьев для человека и живых существ;

    - познакомить детей с пословицами о деревьях;

    - закрепить знания о знакомых деревьях;

    - воспитывать интерес к деревьям;

    - закрепить навыки аккуратного наклеивания;

    - подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья;

    - воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение.

    Интеграция областей: 

    художественно – эстетическое развитие,

    речевое развитие

    , социально – коммуникативное развитие,

     познавательное развитие,

     физическое развитие.

    Оборудование:

    Корзина с восемью шишками. К каждой шишке привязана ленточка со словами.

    Раздаточные листы бумаги с упражнением «Найди тень от дерева», карандаши.

    Репродукции с картин художников-пейзажистов.

    Картинка с изображением дерева с гнездом, дуплом и норками между корней.

    Для аппликации: белые салфетки, листы голубого картона с наклеенной почвой и кроной (из зеленой салфетки) — фон для аппликации, фломастеры, желтые круги - «солнце».

    Ход занятия:

    Деревья - большие друзья человека и всех живых существ. Деревья одаривают всех их подарками, а взамен не требуют ничего.

    Вот перед вами корзина. Что там лежит? Шишки. А с какого дерева они? С сосны.

    Но эти шишки не простые, к каждой ленточка привязана. А на ленточке слова, рассказывающие о том, чем могут одарить деревья.

    Первая шишка: «Дерево накормит».

    Вот на этой шишке на ленточке написано: «Дерево накормит». Что бы это значило? Как деревья могут накормить?

    Деревья могут подарить нам вкусные и полезные для здоровья плоды. Вспомните, плоды каких деревьев вы кушали. Груши, персики, сливы, вишни, абрикосы, орехи, черешня, мандарины, лимоны, апельсины.

    Вторая шишка: «Чистый воздух».

    Растения очищают воздух, насыщают его кислородом, а кислород необходим для дыхания всем: и людям, и животным, и растениям. Растет у нас такое дерево - лиственница. Лиственница умеет очень хорошо очищать воздух: одно дерево может очистить воздух на всей территории нашего детского сада.

    Как по-вашему, где воздух чище: в лесу или в городе? Почему? В городе воздух грязнее из-за машин, заводов, труб. Поэтому «для города каждое дерево дорого».

    Третья шишка: «Тень».

    В знойный летний день нам хочется спрятаться от палящих солнечных лучей. И деревья предлагают нам для этого свою тень. Недаром в старинной пословице говориться: «Доброго дерева сень (крона) сулит добрую тень».

    Дидактическое упражнение «Найди тень от листочка».

    А вам задание: соедините линией листочек с его тенью.

    Дети карандашом проводят линии от листка к его тени.

    Четвертая шишка: «Красота»

    Мы с вами не раз наблюдали за деревьями, которые растут вокруг нас. Вспомните названия этих деревьев. Мы видели их зимой и летом, весной и осенью, голые ветви и одетые в зеленый, а сейчас они надели разноцветный наряд. И всегда мы любовались красотой деревьев. Недаром есть такая поговорка: «Сады и леса - земли краса». Художники во все времена пытались отразить в своих картинах красоту деревьев.

    Давайте рассмотрим  репродукцию  картины  И.Шишкина «Золотая осень»

    Физкультминутка: «Выросли деревья в поле».

    Выросли деревья в поле.

    Хорошо расти на воле!

    (Потягивания – руки в стороны)

    Каждое старается,

    К небу, к солнцу тянется.

    (Потягивания, руки вверх, встать на носочки)

    Вот подул веселый ветер,

    Закачались тут же ветки,

    (Дети машут руками)

    Даже толстые стволы

    Наклонились до земли.

    (Наклоны вперед)

    Вправо-влево, взад-вперед –

    Так деревья ветер гнет.

    (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

    Он их вертит, он их крутит.

    Да когда же отдых будет?

    (Вращение туловищем)

    Ветер стих. Взошла луна.

    Наступила тишина.

    (Дети садятся на стульчики).

    Пятая шишка: «Лечение».

    Деревья могут помочь вылечить множество болезней. В цветках, листьях, плодах, коре, даже корнях много полезного. Нужно только знать и уметь пользоваться этим даром деревьев.

    Цветки липы излечат больное горло при ангине. Плоды рябины умеют заживлять раны. Масло из грецкого ореха заживит ожог. Цветки и плоды боярышника помогут больному сердцу. Деревья могут помочь не только излечиться, но и защититься от болезней.

    Шестая шишка: «Древесина».

    Дерево дарит человеку замечательный материал - древесину. Древесиной называют бревна и доски. Из которых люди изготавливают множество нужных, удобных и красивых предметов. Деревянные вещи красивые, крепкие, удобные, гладкие на ощупь, долго служат людям. Посмотрите вокруг. Есть ли в этой комнате деревянные предметы? Назовите их. Столы, стулья, кубики, полки, карандаши, конструктор, декоративные ложки. А если вспомнить, что бумага тоже делается из древесины деревьев, то вы сможете назвать еще много предметов. Книги, раскраски, альбомы, журналы и газеты, картинки, обои на стенах.

    Дидактическая игра: «Из какого дерева?»

    Детям предлагается образовать от названных прилагательных словосочетания «существительное плюс предлог» Дубовый стол сделан … (из дуба),

    Сосновая скамейка сделана … (из сосны),

    Липовая ложка сделана … (из липы),

    Березовый веник сделан … (из березы),

    Можжевеловая дощечка … (из можжевельника),

    Калиновая дудочка … (из калины),

    Кленовые ворота … (из клена).

    Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы выросло дерево, из которого можно изготовить небольшой стол? Для этого нужно очень много времени, много лет. Именно поэтому лесники следят за тем, чтобы в тех местах, где срубили деревья, сразу же высаживались новые, молодые деревья. Ведь «срубить дерево- пять минут, вырастить - сто лет» и «не мудрено срубить, мудрено вырастить».

    Психогимнастика: «Расти деревце».

    Ребята, представьте, что вы меленькие зернышки. вы сидите под землей. Вдруг вы почувствовали, что стало теплее и потянулись вверх. Земля расступилась и ваш росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. Теплые солнечные лучики коснулись ваших стебельков, а ветерок качнул вас влево, затем вправо. Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило вас за верхушку своими лучами и потянуло вверх. вы стали расти. Все выше и выше. И вдруг брызнул дождик. вы стали пить дождевую воду и становится сильными и большими. Вот росток превратился в маленькое деревце. У вашего деревца выросли и раскинулись в стороны ветви. и вы рады жить на этой земле, вдыхать свежий воздух. пить дождевую воду и греться в лучах теплого солнышка.

    Седьмая шишка: «Укрепление почвы».

    Деревья корнями как бы «вцепляются» в почву, и не дают дождю и ветру ее размыть и разрушить. На склонах холмов и оврагов специально высаживают деревья, чтобы они своими корнями укрепляли почву и не давали обрушиться ей на склоне.

    Восьмая шишка: «Жилище».

    Дерево — это дом для многих живых существ. Взгляните на картинку. Кто живет среди ветвей дерева? В ветвях деревьев вьют гнезда птицы. А кто живет в дупле? В дупле дерева могут жить белки, а еще совы и другие птицы, могут поселиться дикие пчелы. А кто устраивает себе дом среди корней дерева? Змеи, ежи устраивают себе норы между корнями дерева. Под корой дерева живут различные насекомые. Вот как много даров может преподнести дерево. И мы, люди, должны быть благодарны деревьям. А как мы можем выразить свою благодарность деревьям? Что мы можем сделать для них? Посадить новые деревья, полить их в жаркий день, не ломать веток, не ранить кору. Ведь «кто с дерева кору снимает — то его убивает». А на память о нашем занятии мы сделаем аппликация «Дары деревьев».

    Пальчиковая гимнастика: «Корни».

    Высокие, красивые деревья здесь растут.

    (Показываем руками деревья: руки подняты вверх, локти прижаты к столу, пальцы разведены в стороны и напряжены)

    А корни под землею для них водичку пьют.

    ( Показываем руками корни:  ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть ).

    Аппликация: «Дары деревьев».

    Детям предлагается выполнить аппликацию из цветной бумаги и салфеток. Дети сами наклеивают ствол дерева, солнце; скатывают из салфеток плоды.

    Подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья.

    Дети, давайте сделаем выставку из наших деревьев?

    Готовые работы вывешиваются на стенд по ИЗО

    Вывод: Люди, берегите ЗЕЛЁНЫЙ МИР!

    З этап-заключительный

    Награждаем  самых активных детей и родителей грамотами!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект:«Формирование у дошкольников представлений о социальной значимости сельскохозяйственного труда взрослых».

    Данный проект поможет  расширить представление детей о труде взрослых в сельском хозяйстве, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер....

    Социально значимый проект по формированию уважительного отношения к старости "Без прошлого нет будущего"

    БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО  Уйдя на пенсию,   пожилым не хватает внимания и любви и, в то же время, им самим часто некому дарить свое тепло, заботу, любовь. А в этом остро нуждаются...

    Презентация экологического проекта по теме: "Зелёный лук-наш верный друг!" во 2 младшей группе.

    Предлагаю вашему вниманию презентацию экологического проекта по теме :"Зелёный лук-наш верный друг" во 2 младшей группе...

    «Мой проект – моему городу!» Номинация: Экология и семья Название социально-значимого проекта: «Откуда берутся растения? Как я выращивала бобы…»

    Участвовали в кокурсе по развитию гражданских инициатив «Мой проект – моему городу!».Делали презентацию, выходили к ребятам средней и старшей группы, делились опытом. Понгравилось и ...

    Педагогический социально-значимый, здоровьесберегающий проект для детей 5-7 лет "Во саду ли, в огороде..."

    Это здоровьесберегающий проект направленный на сохранение своего здоровья и желание употреблять в пищу продукты, которые содержат витамины!...

    Социально-значимый педагогический проект по экологическому образованию для детей 5 – 6 лет «Самое синее в мире Черное море мое»

    Педагогический проект по экологическому воспитанию, направленный на желание детей старшего дошкольного возраста беречь Чёрное море и его обитателей!...