Конспект ОД "Путешествие в зимнюю сказку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Таюнда Татьяна Моризовна

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_-puteshestvie_v_zimnyuyu_skazku.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад

                общеразвивающего вида « Елочка» с приоритетным осуществлением деятельности

                                              по познавательно - речевому развитию детей г. Пыть- Ях

                                         Конспект

                   образовательной деятельности

                                            по познавательному развитию

                                             для детей старшего возраста

                                  тема: « Путешествие в зимнюю сказку»

                                                                                           

                                                                                   

Воспитатель: Таюнда Т. М.                                                                                                                                      

                                                                                                                                                               

                                                                          2016 г.

Цель: развитие познавательных интересов и творческих способностей.

Задачи:

- расширить и систематизировать знания детей о времени года - зима, ее приметах и зимних месяцах;

- закрепить и уточнить знания о русских народных сказках и малых фольклорных формах- пословицах, поговорках, загадках;

- пополнить и расширить знания о культуре родного народа и народном промысле- Гжель;

- совершенствовать навыки и умения самостоятельного выполнения элементов росписи;

- воспитывать гордость и любовь к своей Родине и ее народной культуре.

Оборудование: экспонаты музея «Русская изба»: сундук, гжельские изделия; рисунки–«сказочный лес»,«жар-птица»,«Снегурочка»;колокольчик с загадками;«перья» с пословицами; «облака»-бумага, синяя краска, по 2 кисти – толстая и тонкая, салфетки.

Предварительная работа: работа  в мини-музее группы « Бабушкин сундучок»; чтение русских народных сказок «Морозко», «Иван- царевич и серый волк», «Снегурочка»; ОД и беседы о народной культуре и промыслах Руси; рассматривание предметов и иллюстраций народных промыслов.

Словарная работа: зимние  месяцы - декабрь, январь, февраль; пословица, поговорка, мудрость народная, сарафан, рубаха, кокошник, гжель, глина, роспись, завиток, травка, усик,  каемочка, народные промыслы.

Методы и приемы: наглядные - демонстрация наглядных материалов, обследование предметов, рассматривание образцов работ; словесные - психогимнастика  «Лучик», упражнение «Снеговички и Сосульки», беседа, вопросы к детям, помощь воспитателя, поощрения  по ходу продуктивной деятельности; приемы - продуктивная деятельность; использование дидактики - образцы, игровая ситуация, сюрпризный момент - появление  героя, введение в ситуацию.

Ход образовательной деятельности:                                                     

Вводно-организационный этап:

Воспитатель с детьми приходят в музыкальный зал и собираются в « круг» - проводится психогимнастика «Лучик»:

«К солнышку потянулись, лучик взяли,

 К сердцу прижали

 Друзьям и гостям отдали и улыбнулись!»

Воспитатель: - Я пригласила вас в музыкальный зал неспроста. Мы будем сегодня слушать музыку. Но сначала давайте немного побеседуем. Вы знаете, что нас окружает мать-природа и у нее есть дочери- времена года. Сколько их всего? Назовите, пожалуйста. А какая дочь гостит сейчас? А по каким природным приметам вы узнали зиму? Какая она? Какими красивыми словами можно о ней рассказать?

Воспитатель выслушивает ответы детей и дает обобщение.

Актуализация знаний, восприятие и усвоение нового материала:

Воспитатель: - А вы знаете ведь у каждой дочери матери- природы есть по три сына- три месяца. У всех у них разные имена - названия. У зимы тоже три сына – декабрь, январь, февраль. Декабрь самый первый – он приносит нам много снега и первые сильные морозы, а еще в декабре заканчивается старый год. А за ним наступает второй месяц- январь. Он приносит нам новый год и новогодние праздники, подарки и развлечения. А за ним приходит третий месяц- февраль. Он всегда ветреный и холодный, и в нем праздник всех мужчин- 23 февраля. Давайте повторим названия зимних месяцев.

По окончании воспитатель рассказывает о том, что поэты воспевали зиму в своих стихах и предлагает послушать одно из них (рассказывает ребенок):

- Вот зима пришла серебристая,

  Белым снегом замела поле чистое.

  Днем с детьми на коньках все катается,

  Ночью в снежных огоньках рассыпается,

  В окнах пишет узор льдом- иголочкой

  И стучится к нам в окно с свежей елочкой.

Воспитатель: -Но не только поэты так красиво описывают зимушку, а и композиторы тоже создают прекрасную музыку. Антонио Вивальди сочинил красивую музыку «Зима». Хотите послушать? (слушают фрагмент) Понравилась вам музыка? О чем напомнила?

В это время из-за «зимнего леса» появляется Снеговичок (мальчик).

Снеговичок:- Здравствуйте, ребята!

                       Я человечек снежный и зимушку люблю,

                       Таких ребят хороших помочь я попрошу!

Воспитатель:- Что приключилось, Снеговичок, и как тебе помочь?

Снеговичок: - Сказка зимняя снежная, чудо как хороша!

                        Но случилась беда - пропала куда- то вся красота.

                        Задания трудные ждут впереди-

                        Помогите, ребята, по лесу мне пройти.

Воспитатель: - Все задания выполним и со всем мы справимся.

                          Давайте все вместе в сказку скорее отправимся :

                          Вправо- влево повернись, в чудо- сказке окажись!

                          А чтобы веселее нам было, песенку народную

                          Споем мы красиво:

 «Уж, ты Зимушка-зима, ты с морозами пришла.

   Ветер воет, вьюга вьет- вдоль по улице метет.

   Белым снегом замело все дороги, все пути-

   Ни проехать, ни пройти».

Все подходят к «зимнему лесу», и воспитатель обращает внимание:

- Все кругом бело - красиво…

  Кто- то здесь был и смотрите,

  Сундук забыл, а сундук- то не простой…

  Отгадайте из сказки какой?

Дети отгадывают и коротко вспоминают о сказке. Снеговичок достает из-за сундука колокольчик с загадками.

Снеговичок: -Задание первое: загадки нужно отгадать и волшебного колокольчика звон услыхать.

  1. Он все время занят делом. Он не может зря идти.

   Он идет и красит белым все, что встретит на пути (снег).

2. Рыбам зиму спать тепло- крыша толстое стекло (лед).

3.Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал,

   Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес (мороз).

Все отправляются дальше и находят жар-птицу. Воспитатель обращает внимание на ее красоту, цвета и выясняет из какой сказки она, как ее зовут. Дети замечают, что в хвосте у нее не хватает перышек.

Снеговичок: -Задание второе: пословицы и поговорки о зиме расскажите и новые перышки птице подарите!

Воспитатель: -А мы с ребятами много пословиц и поговорок знаем - в них мудрость народная собрана.

Дети вспоминают пословицы и поговорки и дарят птице новые перья:

- Мороз не велик, да стоять не велит.

- Береги нос в большой мороз.

- В зимний холод всякий молод.

- Зима не лето, в шубу одета.

- Зима лодыря морозит.

- В феврале два друга - мороз да вьюга.

- В декабре зима стелит белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Дети отправляются дальше и встречают Снегурочку. Рассматривают ее, решают из какой она сказки и почему ее так зовут. Воспитатель обращает внимание, во что одета и  на красоту наряда, как называются элементы ее одежды. Закрепляют названия - сарафан, рубаха, кокошник и понимание того, что раньше так одевались на Руси.

Снеговичок:- А вот и третье задание: бело-синее чудо у Снегурочки есть. Как называют его, скорее ответь?

Изделия с гжельской росписью лежат перед Снегурочкой, накрытые салфеткой. Дети рассматривают, обследуют их, и проводится беседа о Гжели:

- Как же называется эта красота? Где делают эти изделия? Почему называется так роспись? Какие цвета используют мастера? Какие узоры они рисуют? (воспитатель после ответов детей делает обобщение).

- Гжель - народный промысел, совсем не похожий ни на какой другой. Он необычен и нежен. А все начиналось с замечательных мастеров из деревни, а теперь уже города - Гжель в Подмосковье. В давние времена нашли они в окрестностях глину, да не простую, а белую-белую. И стали из нее лепить чудесную белую посуду, да еще и расписывать чудо-узорами из цветов, листочков, сказочных животных и птиц. А самый любимый цветок гжельских мастеров - гжельская роза. И так эта красота людям приглянулась да полюбилась, что стали ее называть «бело-синее чудо», потому что расписывали мастера все синей краской разных оттенков. Вот и получается зимняя красота - белый снег, а на нем синие сказочные узоры.

- А мы ведь с вами, ребята, обещали помочь Снеговичку и вернуть красоту в сказку, а с ней вернется и волшебство. Как вы думаете, подойдут гжельские узоры для сказочного леса? Тогда давайте отправимся в мастерскую росписи, попробуем на время стать гжельскими мастерами и нарисовать прекрасные узоры, для  украшения леса. Чтобы он опять стал сказочным и волшебным!

Дети и Снеговичок проходят за столы и воспитатель проводит подобный рассказ и показ приемов рисования элементов гжельской росписи:

- На белых снежных облаках мы нарисуем узоры. Каким цветом будем рисовать? А какой любимый цветок у мастеров? И рисуют мастера не одной кистью и мы с вами тоже. Начинать рисовать будем толстой кистью, и в центре листа мы нарисуем круг. А вокруг него лепесточки-полукруги, но не везде - только по бокам и внизу. Широкая кисть свою работу закончила и ее нужно обязательно сполоснуть. Теперь за дело принимается тонкая кисть и делают ней мастера прорисовку - то есть украшают работу мелкими деталями - усиками, завитками, травкой, ягодками и листочками. Рисует кисть только своим кончиком и только тогда линии получаются тоненькие и аккуратные. Нарисуем стебелек изогнутый и украсим еще усиками и завиточками. А чтобы узор был закончен, сделаем по краешку тоненькую каемочку. Вы сможете украсить свой узор по- другому. И помните, что от силы с какой вы нажимаете на кисть зависит цвет: сильно- синий, легко-голубой. Но сначала подскажите – какую кисть возьмете вначале? А потом? И откуда начнете рисовать?

Дети выполняют работу самостоятельно, (звучит тихая музыка) воспитатель и Снеговичок помогают советом. По окончании работы рассматривают, обсуждают и педагог предлагает детям дать рисункам высохнуть.  

Рефлексия:

Проводится упражнение «Снеговички и Сосульки» (развитие выразительности речи, мимики и движений):

- Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки- Худышки…

Удивились Сосульки:

- Ах, какие вы толстые!! (брови подняты, глаза широко раскрыты).

Рассердились Снеговички:

- Не такие уж мы и толстые! (брови нахмурены, сердито смотрят).

Еще больше удивились Сосульки:

- О, да вы еще и сердитые!(округляют губы, поднимают брови),

Еще больше рассердились Снеговички:

- У, мы действительно сердитые! (губы трубочкой, брови нахмурены).

Сморщили нос Сосульки:

- Фу! Не хотим с вами разговаривать! (морщат нос, недовольство).

Скривили губы Снеговички:

- Фу! Ну и не надо! (кривят уголки рта, возмущение).

Отвернулись друг от друга, нахмурились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!

Воспитатель предлагает взять свои работы и отправиться в сказочный лес. Узоры прикрепляют на белые деревья и любуются красотой, которую вернули (начинает звучать нежная музыка). Размышляют о путешествии, обобщают все сделанное, подводится итог. Снеговичок благодарит ребят за помощь и дарит им сладкие «снежки». Воспитатель и дети приглашают гостя в группу «пить молоко со снежками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"

Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"...

Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"

Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"...

Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка" в средней группе

Конспект интегрированного занятия "Зимушка-зима" в средней группе. Интеграция: Художественно-эстетическое, познавательное развитие...

Конспект занимательного дела «Зимняя сказка»

Конспект занимательного дела «Зимняя сказка». Цель: показать, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; уточнить признаки зимы; воспитывать отзывчивость ...

Конспект открытого занятия «Зимняя сказка». Нетрадиционная техника рисования солью.

На данном занятии продолжаем  знакомить детей с зимним пейзажем, показываем, что природа прекрасна в любое время года. Учим детей передавать очертание стволов, веток деревьев используя шаблоны. З...

Конспект музыкального занятия "Зимняя сказка" для старших дошкольников.

Занятие построено на разнообразных видах деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-ритмическая, музыкально-игровое и танцевальное творчество, импровизация и и...

Конспект коррекционного занятия "Зимняя сказка"

Занятие направлено на коррекцию нарушений зрительного восприятия  и вторичных отклонений в развитии....


 

Комментарии

Большое спасибо. Очень интересное занятие.