Педагогический проект
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Юлия Евгеньевна Соколова

Педагогический проект "Организация экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sokolovoy_yu.e.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Сфера реализации:

педагогические технологии,

содержание образования

Руководитель проекта:

Соколова Ю.Е., воспитатель

Постановка проблемы. 

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду – познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Кроме того, долгое время в дошкольном  образовании преобладал такой метод обучения как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность.

В нашей группе традиционно проводится непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому и физическому развитию.  Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Но показатели мониторинга уровня развития детей по данным направлениям были не достаточно высоки: высокий уровень составляет 18,7%, а средний — 76%.

Результаты  же ежегодных  обследований детей подготовительных групп по «Готовности к школьному обучению» на начало учебного года в течение последних трех лет, проводимых психологом  нашего ДОУ, позволяют сделать вывод о среднем уровне развития познавательных процессов и умственного развития детей. Это подтверждается результатами обследования детей по всем видам деятельности, проводимых воспитателями подготовительных к школе групп: у детей к возрасту 6 лет не достаточно развит интерес к приобретению новых знаний.

С введением ФГОС ДО в систему дошкольного образования изменились требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны сформироваться такие навыки, как:

применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения НОД дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного  развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование». За основу работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым Методика исследовательского обучения.

Описание проекта.

Актуальность.

Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Следовательно, стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.

У детей, да и у взрослых, исследовательское поведение выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.

 Дети изначально  обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагогов – выявить их и развить в доступной и интересной им деятельности. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

        Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса  через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в  образовательном процессе.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности (целой группой, в парах или тройках). И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.  

         Тип проекта: познавательно-исследовательский.

    Объект исследования: исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы МБДОУ № 35  г. Томска.

      Предмет исследования: внедрение методов исследовательского обучения в образовательный процесс.

         Цель проекта.

         Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

         Задачи проекта.

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Создать условия для обучения  детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

3.  Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

        Проблема исследования: недостаточность использования методов исследовательского обучения в примерной общеобразовательной программе

     Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей. 

        Методы достижения поставленных целей и задач.

  1. Метод моделирования.
  2. Метод экспериментирования.
  3. Метод наблюдения.

   Использование этих методов исследовательского обучения будет эффективными при реализации следующих условий.

       

 Условия:

1. Выявление результатов диагностирования детей и выяснение условий для проведения исследовательской деятельности.

2. Системное внедрение методов исследовательского обучения в образовательную и свободную деятельность детей.

3. Развитии у детей интереса к поисковой активности. 

Ресурсы проекта

В реализации проекта принимают участие воспитатели старшей (затем подготовительной к школе) группы, воспитанники группы и их родители.

          Среди педагогов – участников проекта: педагог-психолог, учитель-логопед, владеющие педагогическими технологиями. Все участники проекта могут использовать в своей практике Интернет-ресурсы.

          Для осуществления проекта имеется следующая материально-техническая база:

-компьютер с подключением к Интернет-ресурсам;

-принтер;

-ксерокс.

Кроме этого:

-уголок экспериментирования (мини-центр «Опыты и эксперименты»);

-познавательная литература;

-экологический центр (уголок природы).

А также финансовые средства (бюджетные и внебюджетные).

Этапы реализации проекта осуществляются в течение всего учебного года под наблюдением психолога и воспитателей группы (фиксировать результаты наблюдений и обеспечивать психологическую поддержку детей).

В качестве основной линии работы мы выделяем работу по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей старшего дошкольного возраста. Этому будут способствовать специально организованные занятия: занятия-тренинги, собственно исследования, «научные» доклады.

С целью мониторинга воспитатели группы будут вести наблюдения за детьми по выявлению исследовательских способностей. Динамика развития ребенка будет вноситься в диагностическую карту посредством отметок в определенные периоды времени: начало, середина и конец учебного года.

1 этап:

Предварительная подготовка:

- экскурсии и целевые прогулки;

- наблюдения за объектами и явлениями природы;

- беседа «Мой мир – какой он?»;

- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;

- знакомство с материалами мини-центра «Опыты и эксперименты»;

тренинг по активизации исследовательского поведения. 

2 этап:

Практическая часть:

Центр «Хочу все знать»:

- проведение занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.

- чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»);

- эвристические беседы по изучаемым темам.  

Клуб знатоков «Я познаю мир»:

- обобщение опыта по разрабатываемым темам (составление докладов);

- мониторинг (презентации научных работ).

Игровой центр:

- игры словесные;

- развивающие игры и упражнения.

Мини-центр «Опыты и эксперименты» (экспериментальный уголок):

- изготовление макетов: горы, вулканы;

- копилка «нужных ненужных» вещей;

- плановые опыты;

- опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);

- оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).

Взаимодействие с семьей:

- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

- акция «Вместе с ребенком» (еженедельно);

- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;

- родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий клуба знатоков «Я познаю мир»;

- поощрение родителей «Благодарственными письмами» и детей «Медалью «Хочу все знать!»;

- консультации на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

- индивидуальные консультации по осуществлению акций;

- оформление наглядной информации в родительском уголке.

3 этап:

Результат проектной деятельности:

- мониторинг;

- открытые занятия на родительском собрании (ноябрь, май);

- открытое занятие для педагогов (январь);

- выставка работ «Генеалогическое древо» (октябрь);

- фотовыставка «Хотим все знать» (май);

- выставка детских рисунков «Моя научная работа» (апрель).

I этап  Предварительная подготовка

Задачи

Мероприятия

Ожидаемый результат

Прогулки

Консультация

Работа с книгой

Тренинг

1. Познакомить детей с оборудованием центра «Опыты и эксперименты».

2. Закрепить умение детей работать с книгой.

3. Продолжать работу по развитию речи.

4. Организовать предметно-развивающую среду.

5. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

1. Наблюдение за погодой.

2. Наблюдение за небом.

3. Сравнение семян растений.

4. Наблюдение за однолетними и многолетними растениями.

Консультация по теме: «Движущие силы исследовательского поведения детей».

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Заучивание стихотворений.

3. Знакомство с приметами.

Проведение опытов и экспериментов:

1. Может ли растение дышать?

2. Что выделяет растение?

3. Почему цветы осенью вянут?

1. Дети знают оборудование центра «Опыты и эксперименты».

2. Дети знают и умеют работать с книгой.

3. Речь развита в соответствии с возрастом.

4. Сформирован центр «Опыты и эксперименты».

5. Работа с родителями организована по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

II этап Практический

Задачи

Мероприятия

Ожидаемый результат

Занятия

Прогулки

1. Развивать у детей познавательную активность через исследовательскую деятельность.

2. Продолжать развивать коммуникативные способности детей.

3. Организовать работу клуба знатоков.

1. Волшебница вода.

1. Рассматривание почвы.

2. Наблюдение за долготой дня.

3. Наблюдение за первым снегом.

1. познавательная активность детей развита в соответствии с возрастом.

2. Коммуникативные способности детей развиты в соответствии с возрастом.

3. Работа клуба знатоков организована.

III этап Аналитический

Задачи

Мероприятия

Ожидаемый результат

Прогулки

Занятия

Тренинг

1. Развивать поисково-познавательную деятельность у дошкольников.

2. Провести мониторинг.

3. Провести аналитическую работу.

1. Наблюдение за домашним животным (собакой).

2. Наблюдение за берёзой.

1. Царство трёх ветров.

Проведение опытов и экспериментов:

1. Помоги растению.

2. Зачем одуванчику «парашютики»?

3. Замерзание жидкостей.

1. Поисково-познавательная деятельность у дошкольников развита в соответствии с возрастом.

2. Повышение уровня знаний детей.

3. Выводы сделаны.

Специфика организации воспитательно-образовательного процесса.

После проведения диагностического обследования детей и обоснования условий для проведения исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, разрабатывается перспективный план работы. Первоначальный этап работы, который заключается в предварительной подготовке детей старшего дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами мини-центра «Опыты и эксперименты», их назначением. В данном мини-центре имеются:

- приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги;

- красители: гуашь, акварельные краски;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

 Далее идет ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выяснение их ценности. Ставится задача – пополнить и разнообразить  «Мини-центр» в течение учебного года.

Следующий этап (практический)  - занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого проводятся занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым (с добавлением нескольких своих игр и упражнений). Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Такой вид работы проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. Еженедельно проводятся беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы таких детей создается клуб знатоков «Я познаю мир». (В течение года эта группа предполагает неизбежное расширение). Далее проводятся занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения. Занятия проводятся по подгруппам и во всей группе (в соответствии с сеткой занятий). Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Программное содержание  занятий позволяет максимальное внедрение методов и приемов, которые активизируют использование сохранных анализаторов детей, что очень важно для наших детей. Ведь чувственное познание окружающего принято считать начальной ступенью познания. Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся их понять, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому, участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной её части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения. В этом большую помощь оказывает психолог, которая на своих занятиях, по возможности, предварительно обследует с детьми те предметы или объекты, которые впоследствии будут подвергаться исследованию на специальных занятиях. В свою очередь, чувственный опыт детей прочно связан с речью, следовательно, способствует выполнению еще одной поставленной задачи в данном проекте - развитию  коммуникативных способностей детей. И еще одно немаловажное обстоятельство: на подобных  занятиях большое внимание в виде похвалы уделяется закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной  работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся по-своему мыслить,  доказывать, спорить и т. д. Таким образом, выполняется главная функция исследовательского поведения – функция развития.  После проведения нескольких совместных занятий по познавательному циклу можно начинать работу клуба. В клубе знатоков дети самостоятельно выбирают тему для исследований по предложенным картинкам (например, с изображениями воды, света, воздуха, вулканов, звуков, молока и т.д.). Совместно обговаривают план работы по понравившейся теме и устанавливают примерный срок выполнения. Далее в течение определенного времени «знатоки» занимаются самостоятельным поиском информации, иллюстраций, материалов для проведения экспериментальной части работы. Главные исследователи вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта  и назначают время для доклада. Выступающие с «научным» докладом, дети надевают мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы, некоторое приобщение к миру взрослых. Конечным результатом работы по теме становится папка (альбом) с иллюстрациями, с зарисованными опытами и, конечно, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов (метод моделирования).

Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данного проекта. Поэтому очень важно в начале года провести родительское собрание, на котором заслушивается консультация «Движущие силы исследовательского поведения детей», цель которой заинтересовать родителей в поддержке данного проекта и всемерно оказывать помощь детям и педагогам. Их задачей является содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.

После проведения такой плодотворной исследовательской работы целесообразно в конце учебного года устроить выставки детских работ «Моя научная работа», фотовыставки «Хотим все знать». А также непременно отметить активность и поощрить каждого участника клуба «Медалями «Хочу все знать!», а родителей «Благодарственным письмом за поддержку своего ребенка в исследовательской работе» от научного руководителя (воспитателя группы)  Клуба знатоков «Я познаю мир».

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

          Воспитательно-образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении строится на использовании примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.  Формирование экологической культуры представлено:

О.А. Соломенникова. Экологическое воспитание.- М., 2008., а также   А.И.  Савенков Методика исследовательского обучения.

Представление образовательных результатов.

Представления образовательных результатов происходят:

- на родительских собраниях;

- во время проведения индивидуальных бесед с родителями;

- обобщение опыта и представление его на педагогических советах, семинарах, мастер-классах, МО, публикациях.

Мониторинг.

Мониторинг осуществляется воспитателями 2 раза в год (в начале и конце учебного года). По результатам мониторинга заполняются диагностические карты, отражающих уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: умения сформирован, не сформированы, формируются. Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения исследовательской деятельности как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности.

Связь со специалистами.

Для достижения более эффективных результатов ведется работа в системе с другими специалистами ДОУ:

- педагог-психолог (проводит консультации с родителями, беседы с детьми, на своих занятиях, по возможности, предварительно обследует с детьми те предметы или объекты, которые впоследствии будут подвергаться исследованию на специальных занятиях);

-    учитель-логопед, который работает с детьми не только по устранению дефектов речи, но и над коммуникативной ее стороной;

- посещение автором проекта открытых занятий, семинаров по исследовательской деятельности старших дошкольников.

Ожидаемые результаты.

В связи с поставленными задачами предполагаются следующие результаты:

- в отношении детей:

* умение слушать;

* умение обратиться к взрослому с вопросом;

* умение ребенка отвечать на вопросы;

* умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

* умение обрабатывать собранный материал (анализировать и систематизировать);

* умение представить доклад (обобщать);

- в отношении родителей:

* повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведение исследовательской деятельности;

* повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям:

- в отношении детей:

* через их совместную работу по поиску и сбору информации;

* по умению анализировать и систематизировать информацию;

* по умению общаться со сверстниками и взрослыми;

- в отношении родителей:

* через повышение родительской активности и заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;

* через активное участие в предлагаемых формах работы.

Заключение

          В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.  

         Начальный опыт работы по проекту позволяет сделать вывод об его эффективности и возможности  использования в дальнейшей работе. Такой вывод делается исходя из результатов обследования детей, проводимых воспитателями группы и педагогом-психологом ДОУ, в конце предыдущего учебного года. Сравнение диаграмм результатов обследования показывает, что гипотеза, поставленная в данном проекте, полностью подтверждается.

Таким образом, включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

В дальнейшем в работе с детьми планируется ввести методы и приемы исследовательской работы в НОД по познавательному развитию (ФЭМП). В первую очередь это будут НОД по ознакомлению с цифрами и составом чисел до 10, так как именно эта часть работы по ФЭМП вызывает у определенной группы детей трудности в усвоении данного материала. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Итак, можно сделать вывод, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Оценка возможных рисков:

-отказ родителей сотрудничать с воспитателями;

-недостаточность финансирования;

-большая нагрузка у педагога.

Список литературы

  1. Башорина Ю.В. Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении // www.bestreferat.ru
  2. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002
  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв.ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с. (Серия «Вместе с детьми»).
  5. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  6. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 56 с.
  8. Куликовская И.Э., Совгир Н,Н Детское экспериментирование, 2003.
  9. Концепция дошкольного воспитания
  10. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
  11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
  12. Т.А. Сидорчук. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ). http://www.natm.ru/triz/articles/sid001.htm
  13. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
  14.  Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...