Конспект экскурсии "Осень золото роняет"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект экскурсии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Осень золото роняет39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

экскурсии на тему: «Осень золото роняет»

Возрастная группа. Старшая.

Задачи. Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить находить их в природе. Уточнить знания об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Дать сведения о лесе, как о сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса. Продолжать учить различать некоторые деревья, зимующих птиц. Учить различать некоторые деревья, зимующих птиц. Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.

Интеграция образовательных областей. Познавательная, речевая, социально – коммуникативная, здоровье.

Словарная работа. Многоярусный, лиственный, хвойный, лещина, лишайники, мхи, шатер, могучие, фитонциды.

Оборудование. Корзины для сбора природного материала, корзина с лесными орешками.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций о временах года, зарисовки в уголке природы, заучивание стихов, песен, толкование поговорок, пословиц, беседа о народных приметах, разучивание подвижных игр. Изготовление гербария, подборка иллюстраций с изображением деревьев, мхов, лишайников, грибов, составление конспекта прогулки, подборка стихов о природе, подборка подвижных игр, подборка упражнений к дыхательной гимнастике.

Ход экскурсии.

1. Организационная часть.

В: Сегодня мы с вами пойдем в лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу.

Д: Не топтать траву, не рвать растения, не сорить, не шуметь, не уходить далеко от взрослых.

(Дети и сопровождающие их взрослые отправляются на экскурсию либо в автобусе, либо пешком, если это не далеко)

2. Беседа об осеннем лесе.

В: Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится.

        Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

        Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

        Но не касаюсь сосен и елочек.

        Я … Осень

Что меняется в лесу с приходом осени? По каким признакам мы узнаем осень? Какая погода осенью?

Д: Становится холодно. Листья желтеют, краснеют и осыпаются. Часто идет дождь.

В: Хочу поговорить с вами о растениях. В лесу много деревьев, кустарников, грибов. Верхний шатер образуют могучие, высокие деревья. Они стремятся к свету, к солнцу, поднимаются все выше и выше и только на макушках широко распускают свои ветки. Под шатром высоких деревьев растут кустарники – барбарис, малина, шиповник, лещина. Нижний этаж занимают травы, мхи, лишайники, грибы. Лес – многоярусный. Посмотрите вокруг, какие деревья вы видите?

Д: Березу, дуб, осину, клен, липу.

В: А что растет на этих деревьях?

Д: Листья.

В: Правильно. Такой лес называется лиственным. А еще в наших лесах можно встретить ель, сосну. У них вместо листьев растут иголки – хвоя. И такие леса называются хвойными. Возьмите веточки ели и сосны и найдите различия между их хвоинками. Как они располагаются? Какова их длина? Отличаются ли они по цвету?

Д: (ответы)

Сосна может расти на В: Хвоинки не опадают все сразу, как листья у лиственных деревьев. Хвою сосны и ели меняют постепенно, в течение нескольких лет, поэтому они круглый год зеленые.

        Ель любит влагу, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса – темные. сухих песках, на моховых болотах, на голых склонах и даже на гранитных скалах. Она любит свет. Воздух в сосновых лесах сухой, легкий, целебный. В нем много кислорода, фитонцидов, других полезных элементов. Подышим этим воздухом.

        (Дети выполняют дыхательную гимнастику).

В: А теперь отгадайте загадки и послушайте стихи. Найдите деревья, о которых в них говорится.

        Стоят столбы белые, на них шапки желтые,

        Летом мохнатые, зимой сучковатые.

        Где они стоят, там и шумят.

        Что это за деревья?

Д: Березы.

        Все клены стали рыжие, но ни один не дразнится,

        Все равно мы рыжие – кому какая разница!

        

        Осень в лес к нам пришла, красный факел зажгла.

        Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, ее клюют

Д: Рябина.

        (Дети рассматривают деревья и их листья).

В: А теперь давайте поиграем.

3. Игра «Найдите дерево по листочку».

Каждый ребенок получает лист с какого-нибудь дерева. По сигналу дети находят деревья, с которых они упали.

4. Подвижная игра «У медведя во бору».

Дети ходят по полянке и поют песенку.

        У медведя во бору грибы, ягоды беру,

        А медведь сердит и на нас рычит.

С последним словом водящий – медведь – ловит убегающих детей.

В: Вспомните: какие птицы остаются у нас зимовать?

Д: Ворона, синица, воробей, голубь, сорока, галка, дятел.

5. Наблюдение за дятлом и сорокой.

Опишите дятла. Что он делает все время. Почему стучит клювом по дереву? Почему сороку зовут белобока? (ответ детей).

6. Игра «Летает – не летает».

Ведущий перечисляет названия зверей и птиц. Дети машут «крыльями», если названа птица, и не поднимают рук, если ведущий назвал животное.

7. Беседа о грибах.

В:         Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

        Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть – нет головы.

Д: Гриб.

В: Вспомните правила сбора грибов.

Д: Собирать можно только известные съедобные грибы, ядовитые обходить стороной, не топтать их, потому что они нужны лесным животным.

В: Грибы – это нижний ярус леса. Еще внизу можно встретить некоторых животных. Назовите их.

Д: Заяц, лиса, еж, мыши, волк.

8. Подвижная игра «Мышеловка»

Одни дети становятся парами и, держась за руки, поднимают вверх – мышеловки открыты. Другие дети – мышки – пробегают через мышеловки. Попавшаяся мышка ждет пару, затем вместе с ней образуют мышеловку.

9. Сюрпризный момент.

        Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?

        Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

        Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?

Д: Белка.

В: Белка нам оставила подарок.

Давайте поищем орешки под деревьями.

(Дети находят под сосной корзинку с лесными орешками).

10. Итог.

Вот и заканчивается наша экскурсия. Сегодня мы с вами говорили о лесе. Мы еще много будем говорить о нем, и еще не раз побываем здесь в разное время года. Нужно запомнить: лес – наш друг и помощник. И относиться к нему надо как к другу, бережно и внимательно.

        Давайте на память о лесе соберем разноцветные листья для гербария, шишки (Сбор листьев, шишек, мха, веточек и другого природного материала)

        Лес дремучий, до свиданья!

        Ты расти на радость людям!

        Мы дружить с тобою будем,

        Добрый лес, могучий лес,

        Полон сказок и чудес.

                                        С.Погореловский

(Возвращение детей в детский сад)

                                                                                               Галявиева Е. Н.

                                                                                          воспитатель д/с №36

                                                                             г. Нижнекамск Республика Татарстан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии "Осень золото роняет"

Цель открытого занятия: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведен...

Конспект НОД "Осень золото роняет"

Данный конспект поможет закрепить представления детей о характерных признаках осени, об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к приро...

конспект НОД по ознакомлению с окр миром для средней группы ""Осень золото роняет"."

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии и ознакомлением с окружающим миром, для формирования знаний о сезонных изменениях  в природе....

конспект НОД "Осень золото роняет"

Конспект НОД для средней группы...

Конспект занятия-прогулки для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Осень золото роняет»

Конспект занятия-прогулкидля детей среднего дошкольного возрастаТема: «Осень золото роняет»...

Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет"

Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет" в группе старшего дошкольного возраста. Цель занятия: расширить представления о характерных признаках осени в живой природе....

Конспект НОД в средней группе на тему: «Осень золото роняет»

Деятельность: познавательная, коммуникативная.Форма: проблемная ситуация.Задачи:ОО «Познание»  Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятел...