План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическая рубрика выпуска: план-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе тема: «Мой дом родной, село родное».

Ф.И.О.: Кашаева Анастасия Анатольевна (воспитатель), Улендеева Василиса Анатольевна (старший воспитатель)

Наименование образовательного учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы с. Среднее Аверкино структурное подразделение «Детский сад Ивушка»

 Почтовый адрес: 446480 Самарская область, Похвистневский район, с. Среднее Аверкино, ул. Центральная, 64-а.

Телефон автора: 89276581715 (сот.), 8 (84656) 42669 (дом.)

e-mail автора: anastasiyakashaeva@yandex.ru 

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Тема:«Мой дом родной, село родное»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  1. Расширять представления детей о России, городе Самара, городе Похвистнево, их символике, достопримечательностях.
  2. Систематизировать знания о родном селе – Среднее Аверкино, его достопримечательностях.
  3. Закреплять представления о назначении конвертов, марок; правильного написания писем и их отправления;
  4. Систематизировать знания о ПДД.
  5. Создавать условия для познавательного общения в процессе рассматривания фотографий, иллюстраций.
  6. Активизировать в речи детей слова: флаг, герб, губернатор, глава города, страна, губерния, глава поселения, большая и малая родина.
  7. Развивать мелкую моторику рук посредством работы над созданием объемного голубя из бумаги.
  8. Создавать условия для проявления чувства любви к родному краю, его природе и жителям.
  9. Стимулировать двигательную активность детей посредством динамической паузы.

Методы и приемы:

  • практические: деление на подгруппы с помощью цветных марок, распределение фотографий и картинок на две группы, создание объемной фигуры голубя из бумаги по заранее приготовленному шаблону, динамическая пауза, интерактивная игра «Узнай село по картинкам».
  • наглядные: рассматривание глобуса, конверта с марками, фотографий с достопримечательностями города Самары и Похвистнева; слайдов с фотографиями улиц села, школы, природы родного края.
  • словесные: рассуждения, диалог, подбор прилагательных к слову «родина»; прослушивание стихотворения и песни, ответы на вопросы по содержанию прослушанных произведений.

Материалы и оборудование: глобус, картинки и фотографии с изображением герба, губернатора, достопримечательностямигорода Самары, фотографии достопримечательностей города Похвистнево, глава и герб города; конверт с наклеенными марками; интерактивная игра «Узнай село по картинкам», изображение капельки и слайдовая презентация к стихотворению «Дождик, дождик, где ты был?»; шаблоны голубей, клей – карандаш, салфеточки, клеенки (для изготовления голубей); экран  для показа слайдов, компьютер или ноутбук, колонки.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза  «Наша дружная семья», «Мы по городу идем»

Игровая

Игра «Распредели фотографии», игра «Узнай село по картинкам»

Конструирование

Создание объемной фигуры голубя из бумаги

Познавательно-исследовательская

Рассматривание фотографий с достопримечательностями города Самары, Похвистнева. Рассказ детей и педагога о значимых местах Самарской губернии и села Среднее Аверкино.

Коммуникативная

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного стихотворения и песни, ответы на вопросы, подбор прилагательных к слову «родина», составление предложений по выбранной фотографии.

Музыкальная

Слушание стихотворения «Дождик, дождик, где ты был» и песни «С чего начинается родина»

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Предлагает детям поприветствовать друг друга.

Здравствуй, небо!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, земля!

Здравствуй, планета Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

Спрашивает о том, кто такая большая семья, где может жить такая семья и как называется дом, в котором люди родились (родина).

Предлагает выбрать те предметы, которые показали бы местоположение нашей родины.

Просит показать на глобусе и на карте, где находится страна, в которой живут дети.

Предлагает ответить на вопрос: «Какая наша родина?».

Приветствуют друг друга.

Отвечают на вопросы.

Показывают на глобусе и на карте свою страну, называют ее.

Проявляют интерес к познавательной ситуации.

2

Беседует с  детьми о том, как и кто бы смог  рассмотреть с воздуха Россию и рассказать,  какая же большая наша Родина.

Предлагает пройти к пуфикам, организует просмотр презентации и слушание стихотворения «Дождик, дождик, где ты был?»

-Дождик, дождик, где ты был?

-Я по небу с тучкой плыл!

-А потом ты что – разбился?

-Ой, нет-нет, водой разлился,

Капал, капал вниз, упал -

Прямо в речку я попал!

 А потом я плыл далёко

В речке быстрой, синеокой,

Любовался всей душой

Нашей Родиной большой!

 

Ну а после испарился,

К тучке белой прикрепился,

И поплыл, скажу я вам,

К дальним странам, островам.

 

И теперь над океаном

Я всё вдаль плыву с туманом!

Хватит, ветер, дальше дуть -

Нужно плыть в обратный путь.

 

Чтобы с речкой повстречаться,

Чтоб с ней в лес родной помчаться!

Любоваться чтоб душой

Нашей Родиной большой.

 

Так что, ветер, друг ты мой,

С тучкой мы спешим домой!

Нас ты, ветер, подгоняй -

Тучку к дому направляй!

 

Ведь по дому я скучаю...

Ну-ка, тучку раскачаю!

К дому ух как тороплюсь…

Скоро-скоро к вам вернусь!

Просит ответить на вопросы по услышанному стихотворению, поделиться впечатлениями

Рассуждают, просматривают презентацию и слушают стихотворение

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями

Высказывают предположения и приходят к выводу, как и кто же может рассмотреть и рассказать им о нашей Родине. Выражают свои мысли.

3

Сообщает, что капелька оставила им  конверт.

Просит рассмотреть конверт и ответить на вопрос: «Что должно быть на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?»

Интересуется у детей о том, что еще обязательно указывается на конвертах.

Просит детей  выбрать марки.

Рассматривают конверт и марки, отвечают на вопрос педагога, выбирают марки

Называют  правила отправления письма, заполнения информации на конверте.

Проявляют интерес к дальнейшему участию в совместной деятельности.

4

Предлагает посмотреть, что лежит в конверте.

Достает фотографии, просит разделиться на две группы,  распределить фотографии, относящиеся к городу Самара и городу Похвистнево и повесить на разные доски.

Слушают внимательно задание, делятся на подгруппы, выполняют задание

Способны разделиться на подгруппы и распределить фотографии – достопримечательности городов Самара и Похвистнево.

5

Просит каждую группу объяснить, к каким городам относятся предложенные фотографии и объяснить, почему капелька прислала именно фотографии с достопримечательностями данных городов.

Подводит наводящими вопросами к понятию « большая родина», «родной край».

Отвечают на вопросы, объясняют свой выбор.

Способны классифицировать и обобщать знания о достопримечательностях указанных городов

6

Предлагает рассказать каждой подгруппе по очереди, что изображено на каждой фотографии.

Сообщает детям о том, что в 2016 году Самарской губернии исполняется 165 лет.

Отвечают на вопросы полным ответом.

Расширяют знания  о достопримечательностях городов. Способны поделиться своими знаниями со сверстниками, тем самым расширить их кругозор.

7

Беседует с детьми о соблюдении пешеходами  правил дорожного движения.

Проводит динамическую паузу «Мы по городу шагаем»

Отвечают на вопросы.

Выполняют соответствующие словам движения под музыку

Систематизируют знания о ПДД. Проявляют двигательную активность.

8

Предлагает прослушать песню «С чего начинается родина».

Задает вопросы по содержанию песни: «О чем данная песня?», «Какие чувства вы испытали при прослушивании?»

Предлагает ответить на вопрос: «Что вы можете назвать своей малой родиной?»

Сообщает интересные сведения из истории образования села, жизни местных жителей, о народностях, проживающих на ее территории.

Прослушивают песню, отвечают на вопросы.

Проявляют чувства любви к родному краю, его природе и жителям.

9

Организует проведение интерактивной игры «Узнай село по картинкам » с помощью компьютера и экрана для показа слайдов.

Выполняют задания интерактивной игры

Систематизируют знания о родном селе – Среднее Аверкино, его достопримечательностях

10

Задает вопросы о том человеке, который стоит во главе села, как называется правильно его должность.

Организует диалог о мире и дружбе людей.

Предлагает сделать объемного голубя из бумаги по схеме.

Высказывают свои мнения, проявляют интерес к изготовлению голубя

Могут изготавливать из бумаги по схеме голубя, развивают мелкую моторику рук.

11

Предлагает рассмотреть получившиеся работы и подарить главе поселения  голубей как символ мира и дружбы между народами села Среднее Аверкино.

Просит детей сообщить капельке о том, что нового они узнали на занятии, что повторили, что было интересно и особенно понравилось.

Благодарит за активность и проделанную работу.

Оценивают получившиеся работы, высказывают свое мнение о проведенном занятии и приобретенных знаниях.

Рефлексируют свою деятельность и работу сверстников.


Литература

  1. Гнедова Н.А. Растем и развиваемся. Арт-терапия в среде дошкольной образовательной организации (из опыта работы): методическая разработка – Самара: «Издательство АСГАРД», 2015 год
  2. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2015



Предварительный просмотр:

Тематическая рубрика выпуска: план-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе тема: «Мой дом родной, село родное».

Ф.И.О.: Кашаева Анастасия Анатольевна (воспитатель), Улендеева Василиса Анатольевна (старший воспитатель)

Наименование образовательного учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы с. Среднее Аверкино структурное подразделение «Детский сад Ивушка»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Тема:«Мой дом родной, село родное»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  1. Расширять представления детей о России, городе Самара, городе Похвистнево, их символике, достопримечательностях.
  2. Систематизировать знания о родном селе – Среднее Аверкино, его достопримечательностях.
  3. Закреплять представления о назначении конвертов, марок; правильного написания писем и их отправления;
  4. Систематизировать знания о ПДД.
  5. Создавать условия для познавательного общения в процессе рассматривания фотографий, иллюстраций.
  6. Активизировать в речи детей слова: флаг, герб, губернатор, глава города, страна, губерния, глава поселения, большая и малая родина.
  7. Развивать мелкую моторику рук посредством работы над созданием объемного голубя из бумаги.
  8. Создавать условия для проявления чувства любви к родному краю, его природе и жителям.
  9. Стимулировать двигательную активность детей посредством динамической паузы.

Методы и приемы:

  • практические: деление на подгруппы с помощью цветных марок, распределение фотографий и картинок на две группы, создание объемной фигуры голубя из бумаги по заранее приготовленному шаблону, динамическая пауза, интерактивная игра «Узнай село по картинкам».
  • наглядные: рассматривание глобуса, конверта с марками, фотографий с достопримечательностями города Самары и Похвистнева; слайдов с фотографиями улиц села, школы, природы родного края.
  • словесные: рассуждения, диалог, подбор прилагательных к слову «родина»; прослушивание стихотворения и песни, ответы на вопросы по содержанию прослушанных произведений.

Материалы и оборудование: глобус, картинки и фотографии с изображением герба, губернатора, достопримечательностямигорода Самары, фотографии достопримечательностей города Похвистнево, глава и герб города; конверт с наклеенными марками; интерактивная игра «Узнай село по картинкам», изображение капельки и слайдовая презентация к стихотворению «Дождик, дождик, где ты был?»; шаблоны голубей, клей – карандаш, салфеточки, клеенки (для изготовления голубей); экран  для показа слайдов, компьютер или ноутбук, колонки.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза  «Наша дружная семья», «Мы по городу идем»

Игровая

Игра «Распредели фотографии», игра «Узнай село по картинкам»

Конструирование

Создание объемной фигуры голубя из бумаги

Познавательно-исследовательская

Рассматривание фотографий с достопримечательностями города Самары, Похвистнева. Рассказ детей и педагога о значимых местах Самарской губернии и села Среднее Аверкино.

Коммуникативная

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного стихотворения и песни, ответы на вопросы, подбор прилагательных к слову «родина», составление предложений по выбранной фотографии.

Музыкальная

Слушание стихотворения «Дождик, дождик, где ты был» и песни «С чего начинается родина»

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Предлагает детям поприветствовать друг друга.

Здравствуй, небо!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, земля!

Здравствуй, планета Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

Спрашивает о том, кто такая большая семья, где может жить такая семья и как называется дом, в котором люди родились (родина).

Предлагает выбрать те предметы, которые показали бы местоположение нашей родины.

Просит показать на глобусе и на карте, где находится страна, в которой живут дети.

Предлагает ответить на вопрос: «Какая наша родина?».

Приветствуют друг друга.

Отвечают на вопросы.

Показывают на глобусе и на карте свою страну, называют ее.

Проявляют интерес к познавательной ситуации.

2

Беседует с  детьми о том, как и кто бы смог  рассмотреть с воздуха Россию и рассказать,  какая же большая наша Родина.

Предлагает пройти к пуфикам, организует просмотр презентации и слушание стихотворения «Дождик, дождик, где ты был?»

-Дождик, дождик, где ты был?

-Я по небу с тучкой плыл!

-А потом ты что – разбился?

-Ой, нет-нет, водой разлился,

Капал, капал вниз, упал -

Прямо в речку я попал!

 А потом я плыл далёко

В речке быстрой, синеокой,

Любовался всей душой

Нашей Родиной большой!

 

Ну а после испарился,

К тучке белой прикрепился,

И поплыл, скажу я вам,

К дальним странам, островам.

 

И теперь над океаном

Я всё вдаль плыву с туманом!

Хватит, ветер, дальше дуть -

Нужно плыть в обратный путь.

 

Чтобы с речкой повстречаться,

Чтоб с ней в лес родной помчаться!

Любоваться чтоб душой

Нашей Родиной большой.

 

Так что, ветер, друг ты мой,

С тучкой мы спешим домой!

Нас ты, ветер, подгоняй -

Тучку к дому направляй!

 

Ведь по дому я скучаю...

Ну-ка, тучку раскачаю!

К дому ух как тороплюсь…

Скоро-скоро к вам вернусь!

Просит ответить на вопросы по услышанному стихотворению, поделиться впечатлениями

Рассуждают, просматривают презентацию и слушают стихотворение

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями

Высказывают предположения и приходят к выводу, как и кто же может рассмотреть и рассказать им о нашей Родине. Выражают свои мысли.

3

Сообщает, что капелька оставила им  конверт.

Просит рассмотреть конверт и ответить на вопрос: «Что должно быть на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?»

Интересуется у детей о том, что еще обязательно указывается на конвертах.

Просит детей  выбрать марки.

Рассматривают конверт и марки, отвечают на вопрос педагога, выбирают марки

Называют  правила отправления письма, заполнения информации на конверте.

Проявляют интерес к дальнейшему участию в совместной деятельности.

4

Предлагает посмотреть, что лежит в конверте.

Достает фотографии, просит разделиться на две группы,  распределить фотографии, относящиеся к городу Самара и городу Похвистнево и повесить на разные доски.

Слушают внимательно задание, делятся на подгруппы, выполняют задание

Способны разделиться на подгруппы и распределить фотографии – достопримечательности городов Самара и Похвистнево.

5

Просит каждую группу объяснить, к каким городам относятся предложенные фотографии и объяснить, почему капелька прислала именно фотографии с достопримечательностями данных городов.

Подводит наводящими вопросами к понятию « большая родина», «родной край».

Отвечают на вопросы, объясняют свой выбор.

Способны классифицировать и обобщать знания о достопримечательностях указанных городов

6

Предлагает рассказать каждой подгруппе по очереди, что изображено на каждой фотографии.

Сообщает детям о том, что в 2016 году Самарской губернии исполняется 165 лет.

Отвечают на вопросы полным ответом.

Расширяют знания  о достопримечательностях городов. Способны поделиться своими знаниями со сверстниками, тем самым расширить их кругозор.

7

Беседует с детьми о соблюдении пешеходами  правил дорожного движения.

Проводит динамическую паузу «Мы по городу шагаем»

Отвечают на вопросы.

Выполняют соответствующие словам движения под музыку

Систематизируют знания о ПДД. Проявляют двигательную активность.

8

Предлагает прослушать песню «С чего начинается родина».

Задает вопросы по содержанию песни: «О чем данная песня?», «Какие чувства вы испытали при прослушивании?»

Предлагает ответить на вопрос: «Что вы можете назвать своей малой родиной?»

Сообщает интересные сведения из истории образования села, жизни местных жителей, о народностях, проживающих на ее территории.

Прослушивают песню, отвечают на вопросы.

Проявляют чувства любви к родному краю, его природе и жителям.

9

Организует проведение интерактивной игры «Узнай село по картинкам » с помощью компьютера и экрана для показа слайдов.

Выполняют задания интерактивной игры

Систематизируют знания о родном селе – Среднее Аверкино, его достопримечательностях

10

Задает вопросы о том человеке, который стоит во главе села, как называется правильно его должность.

Организует диалог о мире и дружбе людей.

Предлагает сделать объемного голубя из бумаги по схеме.

Высказывают свои мнения, проявляют интерес к изготовлению голубя

Могут изготавливать из бумаги по схеме голубя, развивают мелкую моторику рук.

11

Предлагает рассмотреть получившиеся работы и подарить главе поселения  голубей как символ мира и дружбы между народами села Среднее Аверкино.

Просит детей сообщить капельке о том, что нового они узнали на занятии, что повторили, что было интересно и особенно понравилось.

Благодарит за активность и проделанную работу.

Оценивают получившиеся работы, высказывают свое мнение о проведенном занятии и приобретенных знаниях.

Рефлексируют свою деятельность и работу сверстников.


Литература

  1. Гнедова Н.А. Растем и развиваемся. Арт-терапия в среде дошкольной образовательной организации (из опыта работы): методическая разработка – Самара: «Издательство АСГАРД», 2015 год
  2. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ЦВЕТЫ» (Старший дошкольный возраст)

Занятие ставит своей целью обобщение материала по теме "Цветы", обучение описательному рассказу по плану....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему "Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие очень интересное и позновательное, после его проведения с детьми, захочется постоянно  проводить такие занятия....

Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Зимушка- Зима"

Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Всемирный день рек» для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие систематизирует знания детей о реке, ее назначении, знакомит детей с рекой родного края, формирует экологическую культуру детей....

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миромна тему «Транспорт» с детьми 6 лет     Цель: продолжать знакомить с названием разного вида транспорта, ...

ПРОЕКТ по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Просторы Ямала»

Данный проект разработан для детей подготовительной к школе группы с цельюформирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем....

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром по теме " Посуда" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Данный материал позволит расширить и систематизировать представления детей о видах посуды, ее назначениии, материалах из которых она изготовлена. Презентация составлена на мтериалах сети интернет, нах...