Конспект непосредственной образовательной деятельности: "Зимующие птицы". Подготовительная группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нацыбулина Людмила Геннадьевна

Знакомство с зимующими птицами, их особенностями.Закрепление знаний о перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Зимующие птицы»

       Интеграция образовательных областей: познание,  коммуникация.  
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

      Цель: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес  к наблюдению за птицами; обогащать словарь: (зимующие, перелетные птицы, кормушка).

     Материалы и оборудование: фотографии зимующих и перелетных птиц;  картина «Птицы зимнего леса», запись «Голоса птиц».

     Ход занятия:

1. Вводное слово воспитателя:

                                     Заколдован  невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

                                     Словно белою косынкой

                                               Подвязалася  сосна.

                                                                               С.Есенин

- Ребята! Что за шум! Что за писк! Что за суета среди  деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц»). Это птицы зимнего леса. Давайте познакомимся с ними.

Воспитатель: Дети, на какие две группы мы делим птиц? (ответы детей: зимующие и перелетные) Чем эти птицы отличаются?

Правильно, ребята зимующие птицы - те, которые не боятся лютых морозов и метелей, и мы можем увидеть у нас круглый год. Назовите  зимующих птиц.

Ответы детей: сороки, воробьи, дятлы, синицы, голуби, вороны.

Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей: ласточки, журавли, гуси, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы, грачи.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать?

Ответы детей: клесты, снегири, чижи, щеглы, свиристели.

Воспитатель: А как эти птицы называются?

Ответы детей: кочующими.

2. Знакомство с зимующими птицами.                    

    - Рассмотрите картинку  «Птицы зимнего леса». Это бойкая птичья стайка путешествует в лесу. Птички в  этой стайке разные. Вот синицы. Вот поползень.  А это что за  длинноносая птица? (Пищуха) Что вы знаете  об этих птицах? Пищуху назвали так, потому что она все время тихонько попискивает. Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щелки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая  птица так не умеет. Все эти птицы собрались вместе еще осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдет одна птичка корм, на ее голос спешат другие.

О каких птицах мы с вами сейчас говорили? (О птицах, которые проводят с нами зиму)

Как их называют?  (Зимующие птицы)

Для чего нужны птицы?  (Они являются санитарами леса)

Игра «Узнай птицу по описанию»

  1. Маленькая подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, яйцевидным туловищем короткими и округлыми крыльями. Клюв к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись (Воробей).
  2. Эта красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое (Синицы).
  3. У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и  острый. (Дятел)
  4. У этой птицы верх головы,  крылья,  хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное.  Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета (Снегирь).
  5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клест).
  6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый (Сорока).
  7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое (Ворона).

Дид. игра:   Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша»

Грач — грачонок — грачата,

аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,

журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,

ласточка – ластак - ласточата

лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,

утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворонушек,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусек, гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка, журка,
трясогузка — трясогузонька,
аист — аистенок,
цапля — цапелька.

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?»

Ласточка — щебечет,
грач — кричит «гра»,
соловей — заливается, свистит, щелкает, поет.
кукушка — кукует,
журавль — курлычет,
жаворонок — звенит.

Воробей — чирикает
Ворона — каркает
Курица — квохчет
Утка — крякает
Сорока — трещит

Воспитатель: Ребята, чем же мы сегодня с вами занимались?

Дети: Мы говорили о зимующих и перелетных птицах.

Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы вспомнили, на какие

группы делятся птицы, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой, о том, как люди могут и должны им помогать.