Приобщение к культуре - важная составляющая нравственного воспитания
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Смирнова Ольга Владимировна

Город - это лаборатория и приемник, хранитель культуры, высший показатель цивилизованности, в нем происходит сгущение культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приобщение к культуре17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение к культуре важная составляющая нравственного воспитания.

«Культура-совокупность ценностей, которые передаются из поколения в поколение».

На каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека. Однако есть категории (реальные нравственные ценности), которые нельзя исключать из нравственной структуры личности: красота, добро, истина. Существует мнение, что уровень культуры общества зависит от того, как оно представляет себе ответы на вопросы:

-Что такое красота?

-Что такое добро?

-Что такое истина?

Правильное представление о высших моральных ценностях должно складываться с раннего детства. Поэтому трудно переоценить важность и необходимость нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. С течением времени ребенок постепенно овладевает  принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими  себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Задача взрослого- определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости, о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в  свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации- в поступках, в поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Но опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. В этом случае благоприятной основой для последующего  усвоения знаний послужит формирование эмоциональной базы, практики поведения.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных  средств и методов.

Наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, т.к. способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

Другим средством нравственного воспитания является природа. Природа дает возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

При воспитании нравственного поведения необходимым средством является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

Окружающая ребенка обстановка так же становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Замечательным примером воспитывающей окружающей обстановки является культурное пространство Санкт-Петербурга. Петербургская культура- явление уникальное. «Петербург- это русские Афины. Стольный город русской духовной культуры»- так сформулировал Н.П. Анциферов свои впечатления от встречи с городом.