«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через духовно-нравственное воспитание»
презентация на тему
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей. Однако, следует учесть, что прививать культуру отдельно от духовно-нравственных основ – большая ошибка, т.к. культура и нравственное воспитание неразрывно связанны друг с другом!
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Для более полного приобщения подрастающего поколения к культуре страны и духовно-нравственным ценностям следует использовать развивающую предметно-пространственную среду. (соответствующую ФГОС ДО)
Народная культура несомненно ассоциируется с фольклором, поэтому в нашей работе этому направлению уделяется немало внимания. Однако следует обратить внимание на то, что среди наших детей есть представители и других национальностей. Поэтому работая на фольклорном материале русского народа, мы считаем важным не навязывать его, а преподносить тактично, перемежая с авторскими и национальными произведениями.
Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нам помогает традиционная народная культура. Веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключевые понятия Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми. Русская культура — это деятельность, поведение и мышление русского человека или русского общества, которая осуществляется на основе русских ценностей, норм, мировоззрения и менталитета.
Цель и задачи Цель: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника и его приобщение к русской народной культуре через духовно-нравственное воспитание. Задачи: учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл; эмоционально обогатить детей теплом поэзии; формировать интерес к произведениям русского национального фольклора; формировать духовно-нравственные и патриотические чувства; воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Духовно – нравственное воспитание формируется с учётом новых требований к организации воспитательно -образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах: Федеральный закон «Об образовании в РФ»; Концепция модернизации Российского образования; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения детей дошкольного возраста. Рабочая образовательная программа для детей второй младшей группы (3 - 4 года)
Развивающая предметно-пространственная среда Предметно-пространственная развивающая среда в группах создана с учетом возрастных, гендерных особенностей детей; содержательно насыщенна, трансформируема, многофункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Образовательные области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ воспитателя Ушаковой Е.В.
Образовательная область «Социально-коммуникативная»
Образовательная область «познавательное развитие»
Образовательная область «речевое развитие»
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «физическое развитие»
Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников
Взаимодействие воспитателя и специалистов МАдоу музыкальный руководитель+воспитатель : пробуждение творческой личности, активное участие в музыкально-творческой деятельности, активности детей, развитие их музыкального воображения и мышления; инструктор по физическому воспитанию+воспитатель : общая физическая подготовка детей, двигательная реабилитация. администрацией МАДОУ+воспитатель : оказанние помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.
Русская Народная культура и духовно-нравственное воспитание Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нам помогает традиционная народная культура. Веселые игровые песенки, ласковые потешки , яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.
Информационные источники: История педагогики (интернет-ресурс: http://www.gala-d.ru/parts.html). Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 15-17. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева . – 2-е изд., – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 300 с. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ статьи В. С. Хелемендик . М.: Политиздат, 1988. 256 с. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса (http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/metod.htm).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-118118-1351528658.jpg)
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней, поэтому предлагаю авторсике дидактические игры по народной культуре....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-546023-1418200176.jpg)
Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры".
В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/11/picture-252092-1457674033.jpg)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/12/picture-951497-1681325106.jpg)
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно- образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй. Ведь с вос...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/25/picture-384000-1508954708.jpg)
Педагогический опыт педагога по теме «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»
Обобщение педагогического опыта«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-596894-1424884353.jpg)
«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».
Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1127298-1552835196.jpg)
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.
В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...