«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через духовно-нравственное воспитание»
презентация на тему

Ушакова Евгения Владиславовна

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей. Однако, следует учесть, что прививать культуру отдельно от духовно-нравственных основ – большая ошибка, т.к. культура и нравственное воспитание неразрывно связанны друг с другом!

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

Для более полного приобщения подрастающего поколения к культуре страны и духовно-нравственным ценностям следует использовать развивающую предметно-пространственную среду. (соответствующую ФГОС ДО)

Народная культура несомненно ассоциируется с фольклором, поэтому в нашей работе этому направлению уделяется немало внимания. Однако следует обратить внимание на то, что среди наших детей есть представители и других национальностей. Поэтому работая на фольклорном материале русского народа, мы считаем важным не навязывать его, а преподносить тактично, перемежая с авторскими и национальными произведениями.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нам помогает традиционная народная культура. Веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Планета детства» Тамбовская область Тамбовский район р.п . Новая Ляда Приобщение дошкольников к русской народной культуре через духовно-нравственное воспитание Автор: воспитатель Ушакова Е.В., 2016г.

Слайд 2

Ключевые понятия Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми. Русская культура — это деятельность, поведение и мышление русского человека или русского общества, которая осуществляется на основе русских ценностей, норм, мировоззрения и менталитета.

Слайд 3

Цель и задачи Цель: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника и его приобщение к русской народной культуре через духовно-нравственное воспитание. Задачи: учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл; эмоционально обогатить детей теплом поэзии; формировать интерес к произведениям русского национального фольклора; формировать духовно-нравственные и патриотические чувства; воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.

Слайд 4

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Духовно – нравственное воспитание формируется с учётом новых требований к организации воспитательно -образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах: Федеральный закон «Об образовании в РФ»; Концепция модернизации Российского образования; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения детей дошкольного возраста. Рабочая образовательная программа для детей второй младшей группы (3 - 4 года)

Слайд 5

Развивающая предметно-пространственная среда Предметно-пространственная развивающая среда в группах создана с учетом возрастных, гендерных особенностей детей; содержательно насыщенна, трансформируема, многофункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Слайд 7

Образовательные области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Слайд 8

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ воспитателя Ушаковой Е.В.

Слайд 9

Образовательная область «Социально-коммуникативная»

Слайд 10

Образовательная область «познавательное развитие»

Слайд 11

Образовательная область «речевое развитие»

Слайд 12

Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Слайд 13

Образовательная область «физическое развитие»

Слайд 14

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников

Слайд 15

Взаимодействие воспитателя и специалистов МАдоу музыкальный руководитель+воспитатель : пробуждение творческой личности, активное участие в музыкально-творческой деятельности, активности детей, развитие их музыкального воображения и мышления; инструктор по физическому воспитанию+воспитатель : общая физическая подготовка детей, двигательная реабилитация. администрацией МАДОУ+воспитатель : оказанние помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.

Слайд 16

Русская Народная культура и духовно-нравственное воспитание Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нам помогает традиционная народная культура. Веселые игровые песенки, ласковые потешки , яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Слайд 17

Информационные источники: История педагогики (интернет-ресурс: http://www.gala-d.ru/parts.html). Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 15-17. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева . – 2-е изд., – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 300 с. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ статьи В. С. Хелемендик . М.: Политиздат, 1988. 256 с. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса (http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/metod.htm).

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней, поэтому предлагаю авторсике дидактические игры по народной культуре....

Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры".

В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно- образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй. Ведь с вос...

Педагогический опыт педагога по теме «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»

Обобщение педагогического опыта«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»...

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...