Детское экспериментирование, как средство развития познавательных способностей
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Новикова Александра Васильевна

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза, сравнения, и классификации, обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_novaya.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района

Санкт – Петербурга

Детское экспериментирование,

как средство развития

познавательных способностей

Воспитатель

Новикова А.В.

 

Санкт-Петербург

2016- 2017

« Я слышу - и я забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и я понимаю!»

Главное достоинство  метода  экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные  процессы, так как  постоянно возникает необходимость  совершать операции синтеза, сравнения, и классификации, обобщения.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует  развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов  и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности .Дети любят экспериментировать , это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно - образное мышление и  экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически  единственным  способом познания мира.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Пожалуй нет ни одного педагога или психолога, который не говорил  бы о преимуществах данного метода. Обобщая собственный материал Н.Н.Подъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Природа- важнейшее средство воспитания и развития ребенка.

 Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой. Неповторимо каждое существо, разнообразны природные материалы: глина, песок, снег, вода. Дети общаются с природой в разное время года: когда лежит пушистый снег, когда цветут сады, радуются прохладе воды, журчанию ручейка. Ни один дидактический материал не сравнить с природой по силе развивающего воздействия на ребенка.

Дети с нарушением зрения имеют недостаточное представление о предметах, явлениях окружающей  действительности. Из-за нарушения зрения плохо видят и выделяют признаки, свойства предметов. Где невозможно получить зрительную, получают тактильную информацию, активно включают сохранные анализаторы. Дополнительную информацию получают за счет полисенсорной  взаимосвязи - (слухо-двигательной, тактильной, осязательной). Главной задачей будет создание на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Основные принципы организации коррекционно-педагогической деятельности:

- учет общих специфических, индивидуальных особенностей развития детей;

- комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям;

- дифференцированный подход в зависимости от состояния зрения, способов ориентации  в познании окружающего мира, включая применение специальных, форм методов работы, наглядных пособий.

Эксперимент, производимый ребенком, представляет собой преобразующее действие, позволяющее выяснить не только скрытые связи и свойства, но  и познать объекты в их динамическом взаимодействии. Эксперимент учит определенным приемам правильного решения задачи, позволяет много раз опробовать познаваемый объект, познать новую область действительности.

В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимает знания о явлениях неживой природы. Неживая природа непрерывно воздействует на развитие ребенка.

Задача  педагогов - оказать помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины связи и отношения явлений окружающего мира. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые  связи  и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе.

Особенно важно, чтобы ребенок приучался самостоятельно анализировать явления, находить его причину  и производить простейшие умозаключения. Эксперимент, проведенный ребенком позволяет:

- дать полную информацию об изучаемом явлении или предмете;

- повысить наглядность и доступность материала;

- сделать наиболее эффективным процесс ознакомления;

- удовлетворить любознательность ребенка.

И главное помнить: не столько рассказывать, сколько видеть и слышать самому. Знания приобретаются через деятельность. Терпеливо выслушивать детей. Знания и умения, полученные детьми при экспериментировании, помогут правильно пользоваться дарами природы, беречь, охранять природу.


Литература:

  1. Э.Куликовская «Детское экспериментирование» (Москва – 2005г.);
  2. С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» (Москва – 2005г.);
  3. А.И. Иванова «Ребенок в мире поиска» (Москва – 2004г.);
  4. О.Дыбина «Неизведанное рядом» (Москва – 2005г.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование как средство развития познавательных и коммуникативных способностей. .

Консультация знакомит родителей дошкольников с детским экспериментированием как средством развития познавательных и коммуникативных способностей....

Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников.

Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников....

Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;Детское экспериментирование как средство развития  творческих способностей детей дошкольного возраста ».Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Вусловиях быстро ...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Консультация "Особенности детского экспериментирования как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит...