Космическое путешествие
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Волкова Вероника Юрьевна

Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с космосом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_o_kosmose_v_starshey_gruppe_15_god.docx.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №248» общеразвивающего вида

                                                                                                                                                                                                                                                                                               Конспект  непосредственной образовательной деятельности детей  в старшей группе.

«Космическое путешествие»

Подготовил(а):  воспитатель

1 квалификационной категории

Волкова Вероника Юрьевна

Барнаул 2015г.

                                         ТЕМА: « КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»                                                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:

«Познавательное развитие”, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

ЦЕЛЬ:  Сформировать у детей представление о солнечной системе, способствовать  развитию любознательности и интереса к космосу  через различные виды деятельности.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

Создать условия для обобщения  представлений детей о космосе и строении нашей солнечной системы. Создать условия для развития интегративных качеств: любознательность, эмоциональную отзывчивость, способность решать интеллектуальные задачи.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Способствовать  развитию монологической речи (отвечать на вопросы полным предложением). Способствовать закреплению представлений о геометрических фигурах , ориентировке в пространстве и на листе бумаги.

Совершенствовать развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение).

Совершенствовать  изобразительные навыки в нетрадиционной технике.

Способствовать развитию интереса к космосу и истории его освоения.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Приобщать детей к толерантности, умению взаимодействовать в команде.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

Практические: опыты, моделирование (макет солнечной системы), рисование планет;

Наглядные: показ и демонстрация (слайды о космосе);

Словесные: чтение стихотворений, рассказ воспитателя, заучивание считалки;

Игровые: Дидактические игры: «Постройка ракеты», « Рассади инопланетян по космическим кораблям», « Все планеты встаньте в ряд», «Назови качества космонавта»; Физминутка «Космонавтом можно стать»;

Воображаемая ситуация: полёт в космос;

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

Космос, солнечная система - галактика, название планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; Астероиды , комета, глобус, космонавт, созвездия.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседа с детьми о празднике «День космонавтики -12 апреля», рассматривание иллюстраций на тему космос, изготовление поделок к выставке «Этот загадочный космос», конструирование макета Солнечной системы (коллективная работа), разучивание стихотворений о космосе.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Диапроектор,  ноутбук, магнитофон, запись «космической музыки»;

Демонстрационный материал:

Картины с изображением Ю. Гагарина,  собак (Белка и Стрелка), планет, созвездий, спутников и космических летательных аппаратов.(возможен показ слайдов).

 Модель солнечной системы, глобус, обручи, гимнастические палки и схема ракеты, пульт управления  на каждого ребёнка (планшет с листом бумаги и карандаш).

Раздаточный материал:

На каждого ребёнка космические эмблемы «пропуск на космический корабль» в виде геометрической фигуры.

Листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши.

Картон с прорезанным кругом, гуашь красного, желтого и оранжевого цвета, губки, оборудование для рисования.

ХОД  НОД:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ НОД.

Воспитатель: - «Дети, придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть каждое утро длиться до вечера.»

- «Давайте возьмёмся за руки и пожелаем, друг другу  «доброго утра» и улыбнемся.»

- « Ребята, какой праздник мы отмечаем в апреле?»

Дети: - «День космонавтики – 12 апреля»

Воспитатель:                                                                                                                                                     - «Правильно, 54 года назад 12 апреля 1961 года впервые в космос полетел наш советский космонавт Ю.А. Гагарин.»

 - «С самых давних времён люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много – много времени пока люди научились строить летательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки.» (показ слайда)

 -  «На них вы увидите первых собак, которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как другие собаки слетали успешно в космос, туда отправился первый человек (показ) Ю.А.Гагарин.

С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем День космонавтики – праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.»

Чтение стихотворения: (ребёнок)

Покорить простор вселенной

Очень человек хотел

И тогда в далёкий космос

Первый спутник полетел

А потом поднялся в космос

И прославился навек

Вслед за спутником в ракете

Самый первый человек.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НОД.

Воспитатель:                                                                                                                                          - « Дети, а хотите стать космонавтами и полететь на другую планету?      Это не так просто.

Космонавтом хочешь стать-

Должен много-много знать!

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Вот и нам с вами придётся потрудиться – подготовится к полёту. Нужно узнать. Что такое космос, отгадать космические загадки, рассказать каким должен быть космонавт.

Вы готовы пройти испытания?»

Дети: - « Да!»

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ:

Воспитатель:

- «Прежде чем отправиться в космос нам нужно узнать о нашей галактике и о солнечной системе, в центре нашей галактики расположена самая большая звезда. Какая? Правильно – Солнце, а вокруг неё движутся 9 планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Чем же Солнце удерживает все 9 планет вокруг себя?»

ОПЫТ: « Солнечная система»

Воспитатель:

- «Представьте, что жёлтая палочка-Это Солнце, а 9 шариков на ниточках – это планеты. Вращаем палочку и все планеты летят по кругу, если её остановить, то и все планеты остановятся.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?:

Дети: - « Движение»

Воспитатель:

- «Правильно. Солнцу помогает вечное движение.»

Стихотворение:

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там 9 различных планет,

И солнце – звезда в самом центре системы

И притяжением связаны все мы.

( показ слайда)

Воспитатель:

- «Солнечная система это наш дом, в котором расположены планеты в определённой последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру « Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте»

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз…Меркурий,

Два… Венера,

Три…Земля,

Четыре…Марс,

Пять…Юпитер,

Шесть…Сатурн,

Семь…Уран,

За ним…Нептун,

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием …Плутон.

СЛЕДУЮЩИИ ЭТАП ПОДГОТОВКИ:

«Постройка ракеты»

Воспитатель раздаёт детям эмблемы в  форме геометрических фигур «Космический пропуск», двух видов: с углами (прямоугольник, квадрат, четырёх угольник) и без углов (круг, овал)  

Дети делятся по этим признакам  на две команды.

Детям даётся схема постройки ракеты из гим.палок, Дид.игра: «Построй ракету»

Воспитатель:

-  «Чтоб дать название вашей  ракете нужно угадать загадки.»

Космические загадки:

1. Он вокруг земли плывёт

И сигналы подаёт

Это вечный путник

Под названьем….Спутник.

2. Когда ты в космосе мой друг

Творятся чудеса вокруг.

Паришь ты- вот так новость

Ведь – это…Невесомость.

Для всех команд:

Он космос покоряет

Ракетой управляет

Отважный, смелый астронавт

Зовётся просто…Космонавт.

СЛЕДУЮЩЕЕ ИСПЫТАНИЕ:

Воспитатель:

-  «Чтобы попасть на борт ракеты, надо назвать, какими качествами должен обладать космонавт?»

«Игра наоборот»

Назвать качества космонавта:

Злой - добрый, отзывчивый                      (любознательный)

Слабый – сильный, выносливый

Грустный - весёлый

Нервный - спокойный

Трусливый – смелый, находчивый, храбрый

Неуклюжий – ловкий, спортивный

Ленивый – трудолюбивый, настойчивый

Воспитатель:

- « Молодцы ребята, к космическому полёту готовы! Все космонавты по местам. Надели воображемые скафандры и сели в ракеты.

Начинаем обратный отсчёт : от10 до 1 , пуск!»

Воспитатель:

-  « А сейчас мы продолжим полёт с помощью ручного управления»,( дети берут в руки пульты и карандаши)

Воспитатель даёт команды:

- впереди планета Марс, её надо облететь, переводим пульт управления в верхний правый угол;

- навстречу движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в левый нижний угол;

-  переходим на автоматическое управление, переводим пульт в середину;

Воспитатель:                                                                                                                 - « Наконец  наша ракета вышла на орбиту в космическом пространстве, посмотрите, как красиво! (показ слайда – звёздное небо)

Ребята, а вы знаете, кто такие астрономы – это учёные, которые наблюдают и изучают звёзды и обнаружили на небе новые созвездия и дают им названия.»»

Стихотворение: (ребёнок)

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

(показ слайдов)

Воспитатель:

- «Сложите руки трубочкой друг за другом, как будто смотрите в телескоп, и посмотрите внимательно на это созвездие.

А теперь мы очень гладко все заходим на посадку!»

Динамическая пауза: «Космонавты высаживаются на планеты»

На полу разложены обручи разного размера и цвета и дети выполняют команды:

Воспитатель:

- «Члены экипажа космического корабля «Спутник» встаньте в круг, вокруг  большой, красной планеты .»

-«Члены экипажа космического корабля «Невесомость» высадитесь на большую жёлтую планету.»

Физминутка: «Если детям помечтать, космонавтом можно стать!

                         Если очень захотеть, можно в космос полететь!

                         Дотянуться до звезды, прокатится до Луны,

                         Если очень захотеть, можно в космос полететь!

                         Приземлиться на планете, где бывают только дети!»

Воспитатель:

- «Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вращаются вокруг Солнца, жизни нет, на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Единственная  обитаемая планета – это наша планета…Земля.»          (показ слайда)

Воспитатель:

- «Но представьте, что мы с вами прилетели в другую галактику, и жители других планет сейчас нуждаются в нашей помощи, нужно помочь им найти свои космические корабли.»

Дидактическая игра: «Рассади инопланетян по космическим кораблям»

Воспитатель:

- « Взгляните на лист и ответьте мне, дети:

Кто на какой летает ракете?»

( На листе бумаги у каждой команды нарисованы инопланетяне и их корабли из геометрических фигур.  Нужно соединить линей изображения ракеты и инопланетянина из одинаковых геометрических фигур, и объяснить почему)

Воспитатель:

- «Вот молодцы  ребята, вы помогли инопланетянам найти свои космические корабли, а теперь на память о нашей встрече давайте нарисуем для них макет нашей солнечной системы, чтобы и они могли когда-нибудь посетить нас на нашей планете Земля.» (Детям  раздаются трафареты планет и небесных тел (кометы, спутники).

- «Все планеты встаньте в ряд: (повторение считалки о планетах) дети выстраиваются по порядку.

А теперь все планеты вращаются по своим орбитам вокруг солнца.

-Молодцы ребята мы повторили, как устроена наша солнечная система и где и на каком месте от Солнца находится каждая из планет.

На каком месте стоит  Меркурий? Земля?»

Ребёнок: - « На первом, третьем, и т.д.»

 Воспитатель:                                                                                                                      - «    Ребята так - как в космосе невесомость, и мы не сможем рисовать кистью и красками, мы будем наносить краску губкой через трафарет.»

Рисование губкой «Планеты»

(На большом листе  тёмного цвета, дети прикладывают трафарет и с помощью губки наносят краску в соответствии с выбранной планетой, затем ватной палочкой прорисовываются кратеры.)

Воспитатель:

- « Наша миссия в другой галактике закончена, и нам пора отправляться домой, космонавты занимайте места в космических кораблях, начинаем обратный отсчёт:  10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск. Пульт управления на середину: наш курс планета Земля.»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НОД.

Воспитатель:

 - « А мы живём с вами на планете…Земля.

За чудесами мы стремимся,

Но нет чудесней ничего,

Чем полетать и возвратиться

Под крышу дома своего!»

- «Космический полёт прошел успешно, все прошли испытания и стали отличными космонавтами.

         В следующий раз мы с вами отправимся в другое космическое путешествие, а куда мы полетим, каждый из вас внимательно посмотрит космические энциклопедии, и придумаете маршрут к понравившимся планетам.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Физкультурное занятие "Космическое путешествие"

Конспект физкультурного занятия  в средней группе....

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"

Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости  средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...

Игра – путешествие, посвященная день рождению Ю.А. Гагарина «Космическое путешествие»

Игра – путешествие,посвященная день рождению Ю.А. Гагарина«Космическое путешествие»...