Конспект НОД по познавательному развитию «Самара - город мой» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

В ходе НОД дети расширяют свои знания о городе Самара, приобщаются к истории родного края. У детей формируется любовь к малой Родине.

 

Направление:

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- социально-коммуникативное развитие

-физическое развитие

 

Ведущая образовательная деятельность:

- познавательное развитие

 

Интегрированные  виды деятельности:

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- социально-коммуникативное развитие

- физическое развитие.

 

Методы и приемы

Практические: физкультминутка, игры

Наглядные:  музыкальное сопровождение.

Словесные: беседы о городе Самара, вопросы, ответы.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Просвет

муниципального района Волжский Самарской области

Конспект НОД по познавательному развитию  «Самара - город мой» в подготовительной к школе группе

                                                         Автор: воспитатель  Любаева О.В.

2016 год

Цель: развитие познавательных интересов дошкольников к истории родного края; развитие умения правильно отвечать на поставленные вопросы; формирование у детей любви к родному городу.

Задачи:

  1. расширять знания детей о родном городе;
  2. развивать чувство уважения к труду людей и заботу о родном городе; 3. познакомить детей с историей возникновения города.

Материалы и оборудование:

  • иллюстрации о городе Самара;
  • портрета Ю.А.Гагарина, Л.Н. Толстого;
  • музыкальная запись о Самаре;
  • фишки для игры «Угадайка» Предварительная работа:

  1. Слушание песен о Самаре, таких как «Ах, Самара - городок», «Самара - Родина моя!»
  2. Чтение стихов о родном городе
  3. Рассматривание иллюстраций
  4. Беседы о Самаре
  5. Сюжетно - ролевая игра «Путешествие на пароходе по р. Волге»

Ход НОД

Звучит песня о Самаре. Иллюстрации развешаны по группе, а также разложены на столах иллюстрации о Самаре настоящей и о Самаре новой.

Воспитатель: Дети, сегодня я хочу вам рассказать о том, как появился на Земле наш город Самара. Но прежде чем говорить об истории города, давайте вспомним,


что мы о ней знаем. Поиграем в игру «Угадайку». Кто больше наберет фишек, тот победит. Фишка дается за каждый правильный ответ.

•        Как называется наш город? (Самара)

  • Как называют людей, живущих в Самаре? (самарчане)
  • На какой реке стоит наш город? (р. Волга)
  • Как  еще  называют нашу реку Волга?  (Волга - матушка,  Волга -кормилица)

•        Как называли древние люди реку Волга? (одни называли Ра, что значит
«щедрая, добрая, все отдающая», другие же Итиль - «главная, полноводная, могучая,
широкая», а третьи Волгой, что означает «светлая»)

Воспитатель: В 1568 году от слияния рек Волги и Самары за несколько месяцев был срублен бревенчатый городок для защиты волжского пути от нападения врагов. У Самарской крепости были высокие деревянные стены с дозорными вышками. Вокруг крепости селились ремесленники, беглые крестьяне, торговцы. В 1888 году крепость стала называться городом. Территория города расширялась очень медленно.

Посмотрите, как жили люди в Самаре. (Показать иллюстрации с видами старого города.)

Город расположен в удобном месте. Через него проходит главная железная дорога страны. Самара стоит на реке Волга. Знает ли вы, что такая большая и широкая река начинается с маленького ручейка? Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. По дороге к Каспийскому морю ручеек вбирает в себя другие ручейки, и маленькие ручейки постепенно превращаются в многоводную и очень красивую реку. Волга - матушка, Волга - кормилица, Волга - красавица, называют ее в народе.

Река Волга течет медленно и спокойно. Весной от таяния снегов воды в ней становится намного больше, и она широко разливается, затопляя речные поймы. Крупным притоком Волги является Самара.

В ветреную погоду река волнуется, бурлит. Волны бьют о берег, о борта теплоходов.


Давайте, мы с вами изобразим эти волны. Для этого нужно построится в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и опускать в тот момент, когда следующая пара поднимет руки, чтобы получилась волна с бегущей волной.

Теперь давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо».

Игра «Хорошо - плохо»

Задача 1. Плывет по Волге теплоход, на нем путешественники. Любуются красотою

реки, слушают про нее рассказы, истории, фотографируют, пьют воду, банки в

Волгу кидают. Один турист  пакет с кислым молоком дальше всех бросил. Как вы

думаете, что хорошо, а что плохо в этой картине?

Задача   2.   Стоит   на   берегу   город.   В   нем   огромный   автомобильный   завод.

Автомобили делают удобные, красивые, людям на радость. Из Волги берут воду для

завода, а отработанную, с красками, с вредными порошками, сливают обратно. Но

зато автомобили очень хорошие. Что хорошо, а что плохо?

Воспитатель: Дети, хотите еще поиграть? Тогда я буду задавать вам вопросы, а вы

отвечайте.

  • Когда дети купаются в реке? (летом)
  • Когда по реке плывут опавшие листья? (осенью)
  • Когда река покрывается льдом, и дети катаются на коньках? (зимой)
  • Когда по реке начинают плавать пароходы? (весной)
  • Дети,  на  каком  транспорте  можно  попасть  в  наш  город?   (прилететь  на самолете, приехать на поезде, электричке, автобусе, приплыть на пароходе)
  • Где приземляются самолеты? (в аэропорту)
  • Куда приходит поезд? (на железнодорожный вокзал)
  • Куда приезжает автобус? (на автовокзал)

Воспитатель: В городе Самаре живет очень много людей - детей и взрослых. Чем

же они занимаются? Кем работают ваши родители?

(Дети отвечают)

Воспитатель:    В нашем городе вкусные конфеты и различные сладости, шьют

удобную одежду и обувь, делают другие красивые и необходимые для людей вещи.


Чтобы все самарчане имели жилье, надо построить дома, для детей – детские сады, для школьников – школы, и еще нужно много всего, чтобы люди могли жить и работать. Кто же все это построил?

Все это создавали наши прадеды, деды, сейчас строят ваши родители. А придет время – строить будете вы.

Жизнь человека на Земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их имена долго вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы. Воспитатель: В нашем городе есть улицы, названные в честь великих людей? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает портреты великих людей, задает наводящие вопросы.)

Воспитатель: Кто-нибудь узнал этого человека? (Воспитатель показывает портрет Ю.А.Гагарина.)

Это Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт Земли, который облетел на корабле «Восток» вокруг нашей планеты. Этот корабль сделали в нашем городе на заводе «Прогресс». День первого полета человека в космос, 12 апреля, стал днем космонавтики. Имя Гагарина носит одна из улиц нашего города, есть парк его имени.

Воспитатель: Кто знает имя этого человека? (Воспитатель показывает потрет Л.Н.Толстого)

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он написал Азбуку для детей и много добрых интересных рассказов о детях и для детей. Толстой жил в нашем городе, помогал бедным людям. Правда, было это давно. В нашем городе есть улица имени Толстого.

Воспитатель: Дети, давайте на карте найдем наш город. Страна большая, а город маленький. Так что же больше страна или город? Чей он город Самара? Дети: Наш. Мы – хозяева города.

Воспитатель:    Хозяева должны беречь свой город, заботиться о нем. Как вы считаете, самарчане хорошие хозяева или не очень хорошие? Почему вы так думаете? (Дети отвечают)


Если бы все – и дети, и взрослые – не бросали на улице обертки от конфет, стаканчики от мороженого, бутылки и пакеты, не ломали бы скамейки, то город был бы чистым, удобным и красивым.

Человек сам решает, как ему поступать, хорошо или плохо. И вы тоже сами решаете: можно ли бросать мусор, вставать на скамейку ногами. Каким будет наш родной город, зависит от нас.

С каждым годом хорошеет наш город. Мы все должны гордиться, что живем в таком большом и красивом городе.

Дети, я предлагаю нарисовать наш город, можете нарисовать свою улицу, свой дом. Затем мы все вместе полюбуемся видами нашего города.

Литература:

  1. Атлас Самарской области. Люби и знай свой край. – Самара, 2004.
  2. Агалакова В., Агалаков Д. Открой свою Самару. – Самара, 2005.
  3. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М., 2006.

4.        Кабитов П.С., Репинецкий Л.И. Моя Самара. Книга путешествий. – Самара, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану». (Подготовительная к школе группа).

-Непосредственно образовательная деятельность знакомит дошкольников с природным явлением – вулканом;-обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем м...

Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино?" в подготовительной к школе группы

Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино" в подготовительной к школе  группы...

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе  Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...

Конспект Квест - игры на тему: «Прославляем город Советский» в подготовительной к школе группе

Закрепить знания детей о знаменитых людях, которые способствуют процветанию  нашего города.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе

Конспект НОД  по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе ...

Конспект ОД по познавательному развитию, развитию конструктивных способностей в подготовительной к школе группе «Приключения в сказочном городе Светофорске»

Цель: формировать навыки безопасного поведения на улицах города.Задачи:Образовательные:1.Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости с помощью плана-карты, схем, словесной установки.2. Закрепи...

Конспект ООД по познавательному развитию с элементами рисования в подготовительной к школе группе «История Георгиевской ленточки»

Конспект ООД по познавательному развитию с элементами рисования в подготовительной к школе группе «История Георгиевской ленточки»...