Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Хадаханский детский сад «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

Ознакомление с окружающим:

 «Знакомство с бытом и культурой бурят»

(подготовительная группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Воспитатель:

                                      Бужгирова Елена Степановна

 

 

 

 

Задачи:

Образовательные: Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия разных народов; обогатить словарный запас существительными: орнамент, юрта, Сагалгаан – белый месяц, войлок, дымник, казан. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Развивающие: формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – штапм, выполняя элементы – волны, завиток.

 Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к традициям и обычаям бурят, побуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, народной культуре.

 

Материал: карта, демонстративные орнаменты, изображения юрты, макет юрты, кукла  юноши в национальном костюме, гуашь, штамп, национальная музыка, ноутбук. 

 

Образовательные области: Познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

 

 

                                                  Ход занятия

 

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут лена Степановна, а как вас зовут я вижу. Я приехала к вам из другого детского сада, и сегодня с вами я буду заниматься.  

-  Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Верно. Россия – очень большая страна (показ на карте).

- А где мы живем? (ответы детей)

- Мы живем в Иркутской области, в Усть-Ордынском Бурятском Автономном округе. В нашем округе живут люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, буряты и другие.

- Сегодня к нам в гости пришел бурятский мальчик Батор.

- Сайн байна! Меня зовут Батор, я пришел, чтобы рассказать вам о бурятском национальном празднике «Сагаалган».

Сагаалган — это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц, один из самых популярных праздников бурят. Обычно, этот праздник бывает в конце зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.

- Ребята, а что такое белая пища?

(молоко, сметана, творог, кефир….)

- Как вы думаете, что желают люди друг другу?

(благополучия, богатства, здоровья, удачи…)

 

 

 Сагаалган - это лучший повод навестить всех родственников и друзей, с которыми нечасто видишься в течение года.

- Ребята, а вы знаете, как раньше называлось жилище бурят?

(ответы детей…)

Отгадайте загадку:

 

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла –

Ни единого угла.  (Юрта)

 

 -Верно, юрта – жилище бурят – скотоводов. (выставляет макет юрты).

- Что вы можете о ней рассказать?

 (ответы детей). (круглая, без углов…)

- как вы думаете, юрту ставят или строят? (Ставят).

- Правильно, юрту ставят. Существует определенный порядок установки юрты. Прежде всего, буряты выбирали место для установки юрты.

Юрта – основное жилище кочевников – скотоводов. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок – прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась. Ребята почувствуйте какой войлок на ощупь, на что он похож?

Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту «дымник». В центре юрты располагается котел для приготовления пищи – казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные и дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто.

- Чем покрывали юрту?

(войлоком)

Давайте повторим вместе.

- Из чего изготовлен войлок?

(шерсти)

- Куда выходил дым?

(дымник) повторим

- Как назывался котел, для приготовления пищи?

(казан) повторим

 

- А теперь немного поиграем.

Подвижная игра «Юрта»

 

Юрта, юрта, круглый дом,

Побывайте в доме том!

(Дети становятся в круг).

Гости явятся едва –

(Подняли руки).

В печку прыгают дрова.

(Наклонились, подкладывают).

Печка жарко топится.

(Прыгают в круг).

Угостить торопится

(Прыжки назад).

Ладушки, ладушки,

(Хлопают в ладоши).

Круглые оладушки!

(Все кружатся).

 

-А сейчас давайте посмотрим, как украшены юрты. (Показ)

 

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они – одно из древнейших проявлений народного творчества.

- Как вы думаете, что такое орнамент?

Слово «орнамент» в переводе «узор», «украшение».

 

- На первой юрте изображен волнообразный орнамент. Этот орнамент обозначает волны реки.

А вторая юрта – эта юрта украшена растительными завитками.

Для орнамента буряты использовали красные, желтые, зеленые, синие и белые цвета. Любимые цвета народа.

- Ребята, а где еще вы видели бурятские орнаменты – узоры?

(на шапке, платьях, серьги, герб…)

 - ребята предлагаю создавать узор на шаблонах. У вас на столах лежат вот такие листочки, на что они похожи? ( на юрту)

Показ приемов рисования. (макаем штампом в гуашь и наносим на шаблон). Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете рисовать, только поторопитесь, как только она закончится, вы должны завершить работу.

- Ребята, посмотрите, какие получились нарядные юрты.

- Чем мы их украшали?

(Узором, орнаментом.)

Правильно, орнаментом.

Давайте еще раз повторим – орнамент.

- Давайте, покажем Батору.

Батор: Очень понравились ваши работы, я хочу в праздник Сгалгаана сказать  вам благопожелание на бурятском языке…

Воспитатель: это пожелание переводится с бурятского: Растите сильными,

здоровыми, трудолюбивыми. 

Итог занятия: сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями и обычаями бурятского народа, узнали как называется жилище бурят (юрта), что такое орнамент и где он используется.                                                                          (Отметить активных детей)

Ребята, спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Хадаханский детский сад «Солнышко»

Конспект занятия

Ознакомление с окружающим:

 «Знакомство с бытом и культурой бурят»

(подготовительная группа)

                              Воспитатель:

                                      Бужгирова Елена Степановна

Задачи: 

Образовательные: Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия разных народов; обогатить словарный запас существительными: орнамент, юрта, Сагалгаан – белый месяц, войлок, дымник, казан. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Развивающие: формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – штапм, выполняя элементы – волны, завиток.

 Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к традициям и обычаям бурят, побуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, народной культуре.

Материал: карта, демонстративные орнаменты, изображения юрты, макет юрты, кукла  юноши в национальном костюме, гуашь, штамп, национальная музыка, ноутбук.  

Образовательные области: Познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

                                                  Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут лена Степановна, а как вас зовут я вижу. Я приехала к вам из другого детского сада, и сегодня с вами я буду заниматься.  

-  Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Верно. Россия – очень большая страна (показ на карте).

- А где мы живем? (ответы детей)

- Мы живем в Иркутской области, в Усть-Ордынском Бурятском Автономном округе. В нашем округе живут люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, буряты и другие.

- Сегодня к нам в гости пришел бурятский мальчик Батор.

- Сайн байна! Меня зовут Батор, я пришел, чтобы рассказать вам о бурятском национальном празднике «Сагаалган».

Сагаалган — это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц, один из самых популярных праздников бурят. Обычно, этот праздник бывает в конце зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.

- Ребята, а что такое белая пища?

(молоко, сметана, творог, кефир….)

- Как вы думаете, что желают люди друг другу?

(благополучия, богатства, здоровья, удачи…)

 Сагаалган - это лучший повод навестить всех родственников и друзей, с которыми нечасто видишься в течение года.

- Ребята, а вы знаете, как раньше называлось жилище бурят?

(ответы детей…)

Отгадайте загадку:

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла –

Ни единого угла.  (Юрта)

 -Верно, юрта – жилище бурят – скотоводов. (выставляет макет юрты).

- Что вы можете о ней рассказать?

 (ответы детей). (круглая, без углов…)

- как вы думаете, юрту ставят или строят? (Ставят).

- Правильно, юрту ставят. Существует определенный порядок установки юрты. Прежде всего, буряты выбирали место для установки юрты.

Юрта – основное жилище кочевников – скотоводов. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок – прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась. Ребята почувствуйте какой войлок на ощупь, на что он похож?

Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту «дымник». В центре юрты располагается котел для приготовления пищи – казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные и дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто.

- Чем покрывали юрту?

(войлоком)

Давайте повторим вместе.

- Из чего изготовлен войлок?

(шерсти)

- Куда выходил дым?

(дымник) повторим

- Как назывался котел, для приготовления пищи?

(казан) повторим

- А теперь немного поиграем.

Подвижная игра «Юрта»

Юрта, юрта, круглый дом,

Побывайте в доме том!

(Дети становятся в круг).

Гости явятся едва –

(Подняли руки).

В печку прыгают дрова.

(Наклонились, подкладывают).

Печка жарко топится.

(Прыгают в круг).

Угостить торопится

(Прыжки назад).

Ладушки, ладушки,

(Хлопают в ладоши).

Круглые оладушки!

(Все кружатся).

-А сейчас давайте посмотрим, как украшены юрты. (Показ)

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они – одно из древнейших проявлений народного творчества.

- Как вы думаете, что такое орнамент?

Слово «орнамент» в переводе «узор», «украшение».

- На первой юрте изображен волнообразный орнамент. Этот орнамент обозначает волны реки.

А вторая юрта – эта юрта украшена растительными завитками.

Для орнамента буряты использовали красные, желтые, зеленые, синие и белые цвета. Любимые цвета народа.

- Ребята, а где еще вы видели бурятские орнаменты – узоры?

(на шапке, платьях, серьги, герб…)

 - ребята предлагаю создавать узор на шаблонах. У вас на столах лежат вот такие листочки, на что они похожи? ( на юрту)

Показ приемов рисования. (макаем штампом в гуашь и наносим на шаблон). Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете рисовать, только поторопитесь, как только она закончится, вы должны завершить работу.

- Ребята, посмотрите, какие получились нарядные юрты.

- Чем мы их украшали?

(Узором, орнаментом.)

Правильно, орнаментом.

Давайте еще раз повторим – орнамент.

- Давайте, покажем Батору.

Батор: Очень понравились ваши работы, я хочу в праздник Сгалгаана сказать  вам благопожелание на бурятском языке…

Воспитатель: это пожелание переводится с бурятского: Растите сильными,

здоровыми, трудолюбивыми.  

Итог занятия: сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями и обычаями бурятского народа, узнали как называется жилище бурят (юрта), что такое орнамент и где он используется.                                                                          (Отметить активных детей)

Ребята, спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

http://www.zateevo.ru/userfiles/image/Zarubezhie%20nashe/Yurta/yurta02.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Конспект занятия "Ознакомление с окружающим миром-Путешествие с колобком" во второй младшей группе

Ознакомление с окружающим миромТема: Путешествие с колобкомЦель: Закрепить знание детей о диких животныхПрограммное содержание:Задачи:1. Образовательные:- систематизирование и обобщение у детей знаний...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Звуковая культура речи» подготовительная группа

Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речиЗадачи:Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять д...

Конспект занятия «Ознакомление с природой в детском саду» «Полюбуйся: весна наступает…» Подготовительная группа

Цель: Расширять представления детей о весенних изменениях в природе.Задачи: - Формировать эстетическое отношение к природе средствами художественных произведений.- Воспитывать интерес к художественно-...

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Мы учимся быть актерами» для детей старшей группы «Буратино»

Цели:Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, движений).Задачи:Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем...