тезис по экологии
статья по окружающему миру на тему

Фонарева Оксана Викторовна
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_po_ekologii.docx6.88 КБ

Предварительный просмотр:

Природа как средство всестороннего воспитания  и обучения  детей дошкольного   возраста.

Природа - это уникальная книга.

Ее тираж - один экземпляр.

Только один! И поэтому, читая ее,

Нужно беречь каждую страницу.

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.  

     Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

У детей формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. На основе приобретенных знаний формируются реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Так, в процессе ухода за растениями уголка:- дети получают представление о многообразии растительного и мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.- учатся сравнительному анализу: сравнивая животных, они учатся находить сходство и различие между ними; общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, проявлять добрые дела и поступки, когда это необходимо, а этому способствуют знания детей о том как ухаживать за растениями и животными, как создать им условия для благоприятного роста и развития. Таким образом, в процессе экологического воспитания, у детей воспитывается любовь к природе и бережное к ней отношение.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.  Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, ребенок должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым.

Для этого в дошкольном учреждении должна быть правильно построена экологическая среда. И так, что же подразумевается под правильностью построения:

На территории

  • Наличие всех форм растений ( деревья, кустарники, травы), меньше вытоптанных участков.
  • Трёхъярусное озеленение по периметру.
  • Отбор пород деревьев обладающих разными качествами ( шумозащитные, пылезащитные, солнцезащитные и т.д.)

Экологические пространства.

1.Огород

2. цветник, располагается при входе. На каждом участке, газоны наблюдаемые из окон.

3. Хвойный лес.

4. Площадка природы (птичий столб 3-4 м высотой, на верху скворечник, кормушки делаются на уровне детей, так же должен присутствовать искусственный водоем для водопоя). Допускается размещение клумбы с цветами.

5.Теплица или мини-теплица.

6. Мини поле (злаковые культуры).

7. Экологическая тропа (все интересные объекты объединяются в один маршрут).

8.Метеоплощадка (термометр, барометр, вертушка) растения, которые закрываются в определенное время, например: цикорий, календула.  

9. Уголок не тронутой природы.

Внутри д/с.

  • Групповые уголки природы
  • Комнаты природы.
  • Лаборатория или кабинет природы (должен быть оборудован столами для занятий, плюс оборудования для опытов)
  • Зимний сад(не только программные, но и экзотические растения) цитрусовые, чайное дерево, лавр, кофейное дерево, гранат и т.д.
  • Музей природы - коллекции минералов, почв, песка, глины, ракушек, модели ЭКО систем луга, леса, поля. Иллюстративный материал, карты Нижегородской области, России с животными, птицами, растениями.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В нашем детском саду мы постарались создать это эмоциональное отношение. На территории у нас имеются все формы растений и трёхъярусное озеленение, т.е. деревья, кустарники, трава.  Так же есть огород с теплицей, цветники, газоны, хвойный лес. Мини-поле со злаковыми культурами мы сделали на огороде. Очень деткам нравится наша метеоплощадка, на ней, они чувствуют себя маленькими исследователями. И конечно есть уголок не тронутой природы.

В будущем мы планируем создать птичью столовую (птичий столб) и мини –ферму ( в этом нам помогут родители, на лето они принесут домашних животных, пока мы остановились на кролике и курочке).

К сожалению, площадь детского сада не позволяет нам создать зимний сад, отдельные комнаты и лаборатории, но в каждой группе есть уголок природы и мини-лаборатории. Зимой создаем огород на окне, где детки ухаживают за растениями и ведут дневник наблюдения. В перспективе у нас создания мини-музея.

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Литература:

1.Зуева В.А. "Экологическое образование детей"

2. Николаева С.Н." Теория и методика экологического образования детей"

3. Серебрякова Т.А. "Экологическое образование в дошкольном возрасте"

4. Интернет ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной техники рисования дошкольников.

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной техники рисования дошкольников....

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной технике рисования.

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной технике рисования ."Влияние нетрадиционной техники рисования на положительные эмоции детей"...

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

Тезисы доклада к родительскому собранию Тема:ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ К ПРИРОДЕ

Трудно привести  к  добру  нравоучениями — легко примером. ...

Тезисы к педагогическим чтениям "Создание развивающей образовательной среды в условиях новых требований" 2013 год

В данных тезисах раскрываю основные идей своего опыта работы "Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения спортивным играм и упражнениям"...

Тезисы к выступлению на родительском собрании

Тезисы к выступлению на родительском собрании в младшей группе...