Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Кузенькины барометры".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лысенкова Галина Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада "Кузенькины барометры"

Познакомить детей с «живыми барометрами»: лягушка, паук, муравьи, вороны, ласточки. Учить определять погоду по поведению животных, птиц, насекомых. Закреплять названия растений: одуванчик, анютины глазки, календула, заячья капуста, акация, их особенности и внешние признаки. Воспитывать познавательный интерес к растительному и животному миру. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познание», «Безопасность»


«Кузенькины барометры»

Цель: Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде у детей

Программное содержание: Познакомить детей с «живыми барометрами»: лягушка, паук, муравьи, вороны, ласточки. Учить определять погоду по поведению животных, птиц, насекомых. Закреплять названия растений: одуванчик, анютины глазки, календула, заячья капуста, акация, их особенности и внешние признаки. Воспитывать познавательный интерес к растительному и животному миру. Развивать речь детей, активизировать словарь, учить строить гипотезы, делать выводы.

Словарная работа: Обогащать словарь детей новыми словами: барометр, атмосферное давление, испаряется, нахохлившись.

Материал: Игрушка би-ба-бо – домовёнок Кузя, сундучок, картинки, изображающие «живые барометры»: лягушка, паук, муравьи, вороны, ласточки; растения: одуванчик, календула, анютины глазки, заячья капуста, акация.

Предварительная работа: беседа о барометре, дидактические игры на развитие познавательных способностей: «Что где растёт?», «Пернатые друзья», «Когда это бывает?».Чтение стихов и загадок о животных и растениях, предсказывающих изменения погоды, изготовление альбома «Почемучки».

Примечание: занятие проводится во время прогулки.

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

Во время прогулки дети занимаются самостоятельной и индивидуальной деятельностью. Слышится стук.

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Где-то кто-то стучит. Давайте поищем.

Дети находят домовёнка Кузю.

Воспитатель: Ты кто такой?

Кузя: Вы что не узнали меня ? Это же я, домовёнок Кузя.

Воспитатель: А что же ты стучишь, ты заблудился?

Кузя: Нет, я не застал вас в группе и поэтому пришёл сюда, чтобы предупредить о скорой смене погоды.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на небо, погода сегодня ясная. Странно, я ничего не замечаю. Может вы, ребята, что - нибудь необычное видите? Кузя, почему ты решил, что погода меняется?

Кузя: Я ещё молодой, мне всего 300 лет, но я хорошо знаю, когда меняется погода, если даже небо чистое, без единого облачка.

Воспитатель: Кузя, ты определяешь погоду по барометру? Вот этот прибор.

Кузя: Нет, я не знаю этот прибор и пользоваться им не умею. Но я умею определять погоду по «живым барометрам»

Воспитатель: А наши дети умеют определять погоду по барометр, Давайте Кузе расскажем, что барометр предназначен для измерения атмосферного давления, изменения которого предвещают перемену погоды.

Ребята, вспомните, какое давление означает облачную и дождливую погоду?

Дети:  Низкое давление означает, что погода облачная и дождливая.

Воспитатель: А если давление высокое?

Дети: Если давление высокое, значит погода устойчивая и хорошая.

Кузя: Это конечно здорово, но узнавать о переменах погоды интереснее наблюдая за поведением «живых барометров».

Воспитатель: Как интересно, но кто же они такие, где ты с ними познакомился, расскажи нам поскорее.

Кузя: вы же знаете, что я жил в лесу у бабы Яги, у вороны в гнезде, там я и познакомился с «живыми барометрами» и вас с ними с радостью познакомлю. У меня есть волшебный сундучок, он нам и поможет.

Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,

Расписная крышка, медная задвижка.

1, 2, 3, 4, 5, можно начинать!

Кузя: Слушайте! Многие насекомые, рыбы, птицы и животные способны предсказывать изменения погоды. Оказывается, перед дождём воздух становится влажным, у насекомых увлажняются и тяжелеют крылышки, они не могут летать высоко и ласточки, пытаясь поймать их, летают низко. В народе так и говорят: «Ласточки низко летают к непогоде»- вот вам и первый портрет (картинка с изображением ласточки)

А вы знаете, ребята, что вороны тоже обладают даром предвидения погоды: перед ненастьем они , нахохлившись, сидят против ветра и громко каркают.

Кузя: Вот вам загадка – эти пресмыкающееся, очень хорошие синоптики, их предсказания всегда точны. Когда сухо и тепло, они сидят в воде, а когда собирается дождь – вылезают, вода с поверхности их кожи не испаряется. Правильно – это лягушки (показывает картинку).

Кузя: как вы думаете, кто плетёт паутину?

Дети: Паутину плетёт паук.

Кузя: Да, паутину плетёт паук – это значит быть хорошей погоде, а если паук  затаился – быть дождю (показывает картинку)

Кузя: Ребята, а вы наблюдали за муравьями, их домами? Расскажите из чего муравьи сооружают свои дома, на что они похожи? Вспомните, всегда ли много муравьёв возле муравейника?

Дети: иногда возле муравейника много муравьёв, а в другой раз их не видно.

Кузя: Вы правильно заметили. Знайте – если в хорошую погоду муравьёв не видно - быть дождю, муравьи перед дождём тщательно заделывают. Закрывают все входы в муравейник (показывает картинку)

5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

 ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня )

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  ( дети останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

  (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

  (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу!

   (  трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

  (  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Кузя: Ребята, вы  же помните, что я жил у бабы Яги, так вот она мне рассказывала, что даже растения могут оповещать человека об изменениях погоды, например, клевер, заячья капуста засыпают, сворачивают свои листочки. Ребята, может вы сами наблюдали за растениями?

Дети: Перед дождём закрывают свои цветы одуванчики, календула, анютины глазки.

Кузя: Может быть вы знаете какие кустарники пахнут сильнее перед дождём?

Дети: Перед дождём начинает сильнее пахнуть акация и над ней вьётся очень много насекомых.

Кузя: Какие же вы молодцы, я вижу вы и сами умеете наблюдать за «живыми барометрами» и никакие перемены погоды не застанут вас врасплох. Берегите, охраняйте «живых барометров», никому не позволяйте уничтожать их. Ну а мне пора, а то мой друг Нафаня, наверное, заждался меня, волнуется. Я рад был встрече с вами и хочу подарить вам вот этот конверт, он не простой, а с сюрпризом. До свидания

Воспитатель: Посмотрите какой яркий конверт, интересно, что в нём? Здесь какое-то письмо, это стихотворение английского врача, знатока природы и народных примет Э. Дженнера «Приметы дождя», послушайте:

В ночи сверкнули огоньки – лягушка изменила цвет,

Зажгли лощину светлячки. На ней коричневый жилет.

В барометре упала ртуть, и жабы выползли в траву.

Вот ветер начинает дуть.

Стал будто ниже свод небес, к земле прижаты облака,

И режет уши песнь сверчка, ей вторит редкий крик дрозда.

Рыбёшка занята игрой, хватает мушек над водой

Всё ниже ласточки полёт.

У очага пригрелся кот, усы пушистой лапой трёт.

Из сети выглянул паук – да быть дождю!

Пора смириться, с тем, что пикник не состоится.

Воспитатель: Ребята, мне очень хочется  у вас узнать, что интересного, необычного и нового вы узнали из рассказа домовёнка Кузи

Ответы детей:

Воспитатель: Это ещё не все сюрпризы от Кузи, он для вас приготовил вот эти наклейки с разными насекомыми, птицами, животными, цветами.( Раздаю наклейки ).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поискать на нашем участке «живые барометры» , понаблюдать за их состоянием и поведением и то, что мы увидим, заметим давайте зарисуем в нашем альбоме «Почемучки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности «Коммуникация» с использованием ИКТ. Тема: "Навстречу Олимпиаде".

Тема: «Навстречу Олимпиаде». Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Задачи: Образовательные: -Обогащение и уточнен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...