Конспект НОД "растения просят помощи"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Дергачева Ольга Анатольевна

Конспект НОД по ознакомлению с природным окружением Экологическая беседа "Растения просят помощи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_beseda.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Приложение 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 171 «Черничка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомление с природным окружением для старшей группы.

Экологическая беседа: «Растения просят помощи»

Составил: Дергачева О. А.

Воспитатель 2 кв. категории

Новосибирск 2015

Цель: Формирование чувства ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, расширение кругозора детей; развитие познавательного интереса к жизни леса, а также памяти, связной речи, внимания

Задачи:

  1.  Познакомить детей с охраняемыми растениями;
  2.  Познакомить с различными видами деятельности по охране растений;
  3.  Воспитание экологической культуры и любви к родной природе.

Интеграция образовательных областей: формирование целостной картины мира, чтение художественной литературы, развитие речи.

Словарная работа: Проталинка, кислород, первоцветы. 

Предварительная работа: Наблюдения в природе, опыты, беседы о растениях, чтение художественной литературы, загадки о природе, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: Рисунки охраняемых растений, плакаты по охране растений, репродукции картин художников - пейзажистов.

Ход деятельности.

Воспитатель: Какую роль играют растения в природе? Для чего они нужны человеку и животным? Растения – это зеленый наряд планеты. Это «легкие» планеты: они выделяют в воздух кислород, который необходим для дыхания. Растения дают пищу животным и человеку, снабжают людей строительными материалами, сырьем для тканей.

Давайте вместе рассмотрим репродукции картин. Что изображено на них? Лес, поле, луг… Наша родная природа. Вам нравятся эти картины? Чем? Природа- это еще и красота, без которой не может обойтись человек. И видим мы в природе прежде всего красоту окружающих нас растений. К сожалению, они порой находятся в опасности. Многие из них погибают от рук человека, от загрязнения почвы, воды, воздуха. Не случайно создана Красная книга природы, куда занесены исчезнувшие, исчезающие, редкие, находящиеся под охраной государства растения.

За один солнечный день один гектар леса поглощает из воздуха 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода. Лес растет очень долго, вырастить его трудно, а люди часто губят его, не задумываясь.

Чем грозит елям приближение Нового года? Как мы можем им помочь? Мы будем разъяснять людям, что вместо ели можно украсить новогодним букетом из еловых веток. Это сбережет жизнь многим деревьям.

Пройдет зима, и весной снова у друзей растений полно забот. Зазеленеют луга и леса, и потянутся люди к  весенней красоте природы за солнцем, воздухом и букетами. Придет беда к растениям – первоцветам, и тогда им срочно понадобится наша помощь, потому что цветов в лесах остается все меньше и меньше. А ведь цветущие растения – в поле, в лесу и на лугу – украшают нашу Землю, радуют людей.

Их дела полны отваги:

Заселяют гарь в лесу,

Забираются в овраги,

Не щадя свою красу.

Посмотри, как ярко светят,

Сколько здесь их расспроси.

И они тебе ответят: «Как Иванов на Руси»!

Какие же растения появляются весной первыми? О каком из них говорится в загадке? Цветок изменчив: то красный венчик, то синий венчик. (Медуница.)

Нежные цветы медуницы украшают лесные поляны весной. Не стоит собирать ее в букеты, любуйтесь ею в лесу. Какие же еще цветы можно увидеть в пробуждающемся лесу?

Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник.)

Выглянул подснежник в полутьме лесной –

Маленький разведчик, посланный весной.

Пусть еще над лесом властвуют снега,

Пусть лежат под снегом сонные луга,

Пусть на спящей речке неподвижен лед.

Раз пришел разведчик, и весна придет!

                                                          (Е. Серова)

В мае появляются ландыши, их любят за аромат и скромный вид. Охапками несут люди из леса букеты, пустеют поляны, мрачнеет лес.

Родился ландыш в майский день.

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень –

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем, а вдруг

Услышим - я и ты?

Давайте никогда не будем собирать эти цветы в букеты и разъясним это правило своим друзьям.

Кто из вас видел сон- траву? Где вы ее видели? Это очень красивый и нежный цветок. (Показать иллюстрацию.)

Прострел, или сон- траву, можно увидеть ранней весной в светлом сосновом бору. Красивые фиолетовые цветки его похожи на колокольчики, а листья будто разрезаны на узкие полоски. Все растения покрыты нежным серебристым пушком.

Почему это растение называют сон – травой? Его поникшие цветки будто спят. Разрезные листья вырастают только к концу цветения. Сон – траву собирают охапками, поэтому она не успевает дать семена и быстро исчезает.

Иногда, присев на полянке, мы ощущаем тонкий аромат. Это бледно- голубая фиалка. Знай, что тебе повезло, это очень редкие цветы! Полюбуйся ими и не спеши потрогать рукой. Кто может показать фиалку на картинке? (Демонстрация.)

Весной достается от людей и некоторым цветущим деревьям. Знаете каким?

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке ветками шепча.

Легкая, как облачко, белая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки посидеть под ним.

И могла цвести она много- много дней.

- Это чья черемуха? Да она – ничья!

Белая снегурочка около ручья.

Мимо тетя ехала. Оглядясь вокруг, сразу от черемухи отломила сук.

Городские школьники шли в далекий путь.

Увидав черемуху, стали ветки гнуть.

Прибежали девочки – и снегурки нет.

Лишь в пыли валяется вянущий букет.

А была черемуха чистая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

                                                (З. Александрова)

Так давайте не будем ломать деревьев. Не станем собирать цветы в букеты. Будем залечивать раны на деревьях, поливать растения, ограждать молодые деревья, сажать новые деревья и кустарники. Будем останавливать тех, кто наносит растениям вред, чтобы не было случаев, подобных этому:

 -  Ах, как я люблю природу! –

Говорил Сережа. –

Очень я люблю сирень

И рябину тоже.

И хотелось бы спросить

Тихо у Сережи:

 - Кто сломал в саду сирень

И рябину тоже?

                                          (Р. Сеф)

В заключение беседы предложить детям сажать на участке цветы и кустарники и ухаживать за ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в области познавательного развития (ФЦКМ) во второй младшей группе "Бусик просит помощи"

Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе по лексической теме "Транспорт". Дети, выполняя разнообразные задания, помогают герою - автобусу "отремонтировать" его друз...

Конспект НОД в средней группе по экологии "Лес просит помощи"

Конспект НОД по экологии, направленный на развитие основ экологической культуры. Для этого использовано игровое путешествие, для оказания посильной помощи детьми и повторения правил поведения в лесу....

Конспект театрализованной экологической сказки «Лесные жители просят помощи»

Конспект театрализованной экологической сказки«Лесные жители просят помощи»....

Конспект занятия в старшей группе "Золотая рыбка просит помощи"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста...

"Райдер просит помощи" конспект занятия по развитию речи

quot;Райдер просит помощи" конспект занятия по развитию речи...

Конспект занятия "Баба- Яга просит помощи".

Занятие на закрепление физических качеств: быстрота, ловкость....