"Времена года"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremena_goda_st.gr_.-otpravleno.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЛЕНИЕ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 28 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ  НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МИРОМ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  « ВРЕМЕНА ГОДА»












                                                              Выполнила воспитатель старшей группы

                                                                                Галушко Екатерина Борисовна

                                       Х. ТАНЦУРА КРАМАРЕНКО

КОНСПЕКТ  НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ М МИРОМ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ « ВРЕМЕНА ГОДА»

ЗАДАЧИ:

 Образовательные:

- Закреплять представление детей об основных признаках всех времён года, умение выражать в речи свои знания о них.

-Обогащать словарь детей.

- Формировать экологическую культуру детей, побуждать к природоохранной деятельности.

Развивающие:

- Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, повышение умственной и физической работоспособности.

- Развивать умение наблюдать явления природы.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, а так же любознательность и внимание.

Материал: загадки о временах года, загадки о ягодах, д/ игры: « Прилёт птиц», « Съедобное- не съедобное». « Подбеги к дереву, которое назову», картина» Зимняя подкормка диких животных», П/игра: « Медведь и пчёлы», гимнастика для пальцев» За ягодами», Физкультминутка» Вверх рука вниз рука».

                          ХОД  НОД

Воспитатель: Ребята. Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по временам года. А в какое время года мы попадем вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Вы готовы к путешествию?

Дети: Да!

Воспитатель: Дорога предстоит дальняя, в пути вас ждут испытания, не испугаетесь трудностей?

Дети: Нет!

Воспитатель: Тогда в путь! Но с начала нам нужно собраться с силами.

                              ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки. (
Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок. (
Приседания, хлопки в ладоши над головой.) 
Крутим-вертим головой, 
Разминаем шею. Стой! (
Вращение головой вправо и влево.)

 

Воспитатель: Я вижу все готовы к путешествию, тогда слушайте внимательно первую загадку.

Пришла, улыбнулась —

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады. (Весна)

Воспитатель: Да, это загадка о весне. Какие приметы весны вы знаете?

Дети: Природа оживает от зимней спячки.

           -Появляются почки на деревьях.

           -В лесу распускаются первые цветы- подснежники.

Воспитатель: Молодцы! Вы назвали почти все приметы весны, а вот и она сама!

Весна: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас у себя в гостях. Раз вы пришли ко мне , то ответьте на такой вопрос: « Сколько у меня сыновей и как их зовут?»

Дети: У Весны три сына - Март, Апрель и Март.

Весна: Молодцы! А какая главная моя примета?

Дети: Прилёт птиц из далёких тёплых стран.

Весна: Какие птицы возвращаются в наши края?

         

Д/ИГРА « ПРИЛЕТ ПТИЦ»

( Весна показывает карточки с изображением птиц, дети узнают и называют их).

Весна: Ребята, а вы знаете, что птицы возвращаются всегда в то место, где появились на свет, поэтому для них нужно строить домики. Как называют такие строения?

Дети: Скворечники!

Воспитатель: Дорогая Весна! Наши дети знают стихи о птицах, и сейчас их тебе прочтут.

  Журавушка  
Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным-весна!

                       (Е. Благинина)

Возвращаются певцы 
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке. 
                               (Г. Ладонщиков)

                 Грачи  
На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
"За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи -
Птицы работящие".

Весна: Какие вы молодцы! Я очень рада нашему знакомству, на все вопроы ответили правильно, за это дарю вам прекрасные цветы. Вы из них можете сплести веночки и подарить своим друзьям, а мне пора отправляться в свои угодья, ведь у меня очень много работы, До новых встреч, друзья!

Воспитатель: Ребята, весна ушла заниматься своими делами, а наше путешествие продолжается и вас ждет вторая загадка:

Оно за весною

К нам в гости идёт,

С собою приносит

Немало забот.

Горячие, долгие

Дарит деньки,

Чтоб зрели скорей

На полях колоски. (Лето)

Воспитатель: Так какое время года идее за весною? Кто догадался , о ком идет речь?

Дети: За весною идет Лето

Воспитатель: Совершенно верно. За весною всегда приходит Лето. А какое Лето? Что нам приносит Лето?

Дети: Ясные солнечные дни.

          - Много жарких деньков.

          -Дни становятся длиннее.

          -Можно купаться в реке и загорать.

Воспитатель: Вы все правильно назвали, а вот и Лето.

Дети: Здравствуй , Лето!

Лето: Здравствуйте, дорогие мои ребята! Соскучились по мне? Хотите чтобы я скорее пришла к вам?

Дети: Конечно , мы хотим купаться, загорать.

Лето: Я знаю, что вы любите купаться и загорать. .А скажите мне, какие правила безопасности на воде вы знаете?

Мы правила купания все соблюдаем на воде,

Поэтому мы знаем, что никогда не быть беде.

Мы малыши послушные, родителей мы любим,

И оттого знаем правила, и никогда их не забудем

Лето: Итак, дошкольникам необходимо четко усвоить следующие правила безопасности на воде:

  • Нельзя заходить или заплывать глубоко в воду.
  • Нельзя плавать в воде без присмотра взрослых.
  • Нырять в воду можно только там, где хорошее дно, достаточная глубина, и где тебе разрешают взрослые, которые должны быть рядом.
  • Правила для тех, кто не умеет плавать или плохо плавает - когда купаешься, используй надувной круг, жилет, нарукавники.
  • Не надо долго находиться в воде, можно сильно замерзнуть.
  • Не заплывай далеко от берега даже на надувном круге или в жилете – это опасно. Они могут лопнуть ты и начнешь тонуть.
  • Если ты видишь, что кто-то тонет или кому-то плохо, сообщи об этом взрослым.

Лето: Запомнили, ребята! Обещаете их обязательно выполнять?

Дети: Обещаем.

Лето: И последнее для вас задание, отгадайте, что в корзине, а подсказками для вас будут мои загадки.

( Лето загадывает загадки о лесных и садовых ягодах)

На поляне, у пеньков, 

Много красных огоньков. 

Огоньки-горошки 

Соберем в лукошко.

Ответ:           (Земляника)

 

Поспевает жарким летом 

И становится при этом 

Он таким, как круглый мяч, 

Но его не пустишь вскачь. 

Он тяжелый и большой, 

Спелый, крепкий, наливной, 

Сладкий, сочный и упругий, 

Замечательный на вкус, 

Всем полезен нам…..          ( арбуз)

Две сестры летом зелены, 
К осени одна краснеет,
 
Другая — чернеет.
                            (
Смородина)

Как на стёжке на дорожке 
Вижу алые серёжки.
 
За одною наклонилась,
 
А на десять набрела!
 
Я клонилась, не ленилась,
 
Кружку с верхом набрала.
 
                                 
(земляника)

Воспитатель: А мы с вами . ребята, сейчас сделаем гимнастику для пальцев, чтобы нам удобно было собрать ягод в лесу для своих товарищей.

Пальчиковая гимнастика « За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, ( соединяем пальцы рук в в теремок»)

В лес идём мы погулять, ( пальчиками шагаем по столу)

За черникой. за малиной, за брусникой, за рябиной, ( загибаем пальцы рук на каждую ягоду сначала на одной руке, потом на другой)

Землянику мы найдём, и братишке отнесём. ( Ладошки складываем лодочкой и « угощаем»).


Лето: Мне пора прощаться с вами, а за правильные ответы я дарю вам корзину с ягодами. Желаю вам хорошо отдохнуть, загореть, набраться сил и бодрости. До новых встреч!

                       Подвижная игра « Медведь и пчелы»

Воспитатель: Отдохнули? Тогда в путь! Вас ждут новые задания. Слушайте загадку.

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)

Воспитатель: Все догадались, о каком времени года идет речь? Конечно же это наша красавица Осень А вот и она.

Осень: Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть вас в своих владениях. Что вас привело ко мне? Ведь сейчас не мое время править.

Дети: Мы путешествуем по всем временам года.

Осень: Значит вы любите путешествовать, на вопросы отвечать умеете?

Дети: Да!.

Осень: Я догадываюсь, что приметы моего прихода вы все знаете, а я хочу узнать у вас , что делают люди. Когда я прихожу?

Воспитатель :Хорошо подумайте, не торопитесь.

Дети: У людей много работы в саду и  огороде. Нужно все убрать с полей и огородов и сделать заготовки на зиму.

Осень: А какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

Дети:

     Кончил дело — гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Мала пчелка, да и та работает.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, один — отрежь.

Осень: А грибы ваши родители на зиму заготавливают?

Дети: Да!

Осень: И вы им помогаете отбирать съедобные грибы от не съедобных?

Дети: Да.

Осень: Вот сейчас мы и проверим ваши знания о грибах.

Д/игра» Съедобное – не съедобное»

Осень: Да, вы действительно много знаете о грибах, я рада за вас. Ну и последнее, самое сложное задание: дуб ,береза, ольха, ель – как можно их назвать одним словом?

Дети: Деревья.

Осень: Какие деревья сбрасывают листья когда я прихожу. А какие нет?

Дети: Дуб, берёза, ольха – сбрасывают листья осенью, а ель всегда зелёная.

Осень: Как ещё можно их назвать?

Дети: Дуб, берёза, ольха – лиственные деревья, их так называют, потому что у них есть листья. Ель – хвойное дерево, потому что у неё вместо листьев хвоя.

Осень: У меня для вас есть игра

( проводится игра)

Д/игра « Подбеги к дереву, которое назову»

Осень: Мне очень понравилось знакомство с вами, Жду вас ещё к себе в гости, До свидания, мои юные друзья. Дарю вам самые яркие и красивые листья.

( Осень обсыпает детей листьями, дети собирают их в красивые букеты).

Воспитатель: Осень ушла, и вы конечно уже догадались, о каком времени года будет моя загадка. Вот именно поэтому, я вам хочу прочесть стихотворение.» Зимушка- зима»

 В ледяной карете мчится зимушка-зима
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежной белизной.
И мороз возводит арки над тропой лесной. 

Воспитатель: Ребята, только вслушайтесь,  какими красивыми словами описал поэт всё красоту зимнего пейзажа. Замечательная пора! Тише, тише, кто-то идёт . О-о, да это сама Зимушка – Зима.

Воспитатель: Здравствуй Волшебница – Зима! Мы к тебе в гости пришли, можно мы полюбуемся твоей красотой?

Зима: Проходите, я вас уже давно жду,

Воспитатель: А разве ты знала, что мы придем?

Зима: Мне сорока – белобока сообщила эту новость вот я и обрадовалась, и приготовила для вас задания, справитесь с ними, отпущу вас домой . да ещё и подарками одарю. Готовы?

Дети: Готовы!

Зима: Посмотрите. Вот сколько следов!  И тут кто-то прошёл, и здесь кто- пробежал, и там кто- то побывал! Запуталась с совсем, ребята!  Помогите мне узнать, где чьи следы, какие звери побывали на этой полянке?

Д/игра « Найди зверюшек»

( Дети находят по схематическим изображениям следы зверей)

Зима: Следы зверей узнали .А как вы думаете, чей след здесь не должен находиться ? Почему?

Дети: Здесь след медведя, он зимой впадает в спячку,

Зима: А если медведя кто-то разбудил, что он будет делать, как его называют?

Дети: Медведь будет « шататься» по лесу, и поэтому его называют « медведь-шатун».

Зима: И последнее задание для вас. Рассмотрите картину и ответьте на вопросы:

( Дети рассматривают картину « Зимняя подкормка диких животных» и отвечают на вопросы)

1. Кто изображен на картине?

2. Что делает лесник?

3. Зачем он привез в лес сено?

4. Кто его будет есть?

5. Как устроена кормушка?

6. Что лежит на земле возле кормушки?

7. Кому нужны ветки деревьев?

Зима: Я очень довольна вашими ответами, и дарю вам разноцветные льдинки, которыми вы украсите деревья и кустарники на вашем участке в детском саду. А мне пора ! До новых встреч, друзья!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие! Нам пора возвращаться в детский сад. Вы все молодцы! Не забудьте своими подарками поделиться с ребятами других групп.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Наглядное пособие Времена года, время

Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...

Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»

Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...