Образовательный проект "Посуда. Продукты питания"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Пелипенко Наталья Алексеевна

Образовательный проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posuda.docx45.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

" Посуда. Продукты питания"

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Автор:

воспитатель Пелипенко Наталья Алексеевна        

г.Темрюк

2015 год

Паспорт проекта

Тема «Посуда. Продукты питания.»

Автор: Воспитатель Пелипенко Наталья Алексеевна

Участники: дети старшей группы  МБДОУ ДС КВ №5, воспитатели.

Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой, интегрированный.

Сроки реализации: февраль 2015г.

Цель:

        Продолжать знакомить детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности, посудой. Называть разные предметы, которые их окружают в помещениях, знать их назначение, называть их свойства и качества, доступные для восприятия.

Задачи:

        Закреплять знания детей о продуктах питания, блюдах, получаемых из этих продуктов, о профессии повара, предметах, облегчающих его труд.

        Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы полными и краткими ответами. Закреплять, уточнять и активизировать предметный словарь, словарь признаков по пройденным темам. Развивать грамматический строй речи. Продолжать знакомить с многозначность слов. Продолжать учить отгадывать словесные, силуэтные загадки; знакомить с народными пословицами и поговорками.

        Развивать мелкую моторику пальцев рук; координацию речи с движением; слуховое и зрительное восприятие; память, внимание, логическое мышление.

        Воспитывать любознательность; самостоятельность, формировать навыки сотрудничества. Воспитывать уважительное отношение к профессии повара.

МЕРОПРИТИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Работа с детьми:

1

Беседа с воспитанниками и просмотр слайдов на тему:"Посуда, продукты питания".

Воспитатель

2.

Информирование участников о цели проекта

Воспитатель

Работа с педагогами:

1

Изучение методической литературы по теме проекта.

Воспитатель

2

Консультация для педагогов

Воспитатель

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Работа с детьми:

1

Познание НОД «Такая разная посуда».

Воспитатель

2

Экскурсия на кухню детского сада.

Воспитатель

3

Сюжетно-ролевая игра «Готовим праздничный обед».

Воспитатель

4

  1. Беседа и составление правил этикета: «техника безопасности во время приема пищи»
  2. Изготовление посуды из папье-маше для сюжетно-ролевой игры «Семейный праздник».

Воспитатель

5

Развлечение: «Посуда, продукты питания»

Воспитатель

Работа с родителями

1

Консультация на тему: «Посуда. Продукты питания».

Воспитатель

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

1

Презентация итогов проекта на родительском собрании

Воспитатель

Проведенная работа позволила расширить детям кругозор о продуктах питания. Расширила знания о культурных-гигиенических навыках, которые необходимы в повседневной жизни.

Закрепила знания отвечать правильно на поставленные вопросы. Расширила знания словаря и грамматического строя речи. Научились отгадывать словесные, силуэтные загадки; познакомились пословицами и поговорками.

Конспект занятия в старшей группе

По теме: «Такая разная посуда».

Образовательная область: «Познание».

Программное содержание:

- продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;

- учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;

- закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;

- закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;

- развивать мышление, воображение;

- воспитывать бережное отношение к посуде.

Цели:

- закрепить знания детей о современной и старинной посуде;

- закрепить знания о различных видах посуды, её назначении;

- формирование лексико-грамматического строя и связной речи;

- развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение;

- воспитывать бережное отношение к посуде.

Задачи:

- активизировать словарь по теме «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании;

- совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже;

- активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.

Словарная работа: дуршлаг, самовар, железный, деревянный, стеклянный, блестящий, прозрачный.

Предварительная работа:

Экскурсия на кухню детского сада;

Чтение художественной литературы: «Муха – Цокотуха», « Федорино горе» К.И. Чуковского, Б. Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Лиса и журавль»;

Отгадывание загадок о посуде;

Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды;

 Дидактические игры по теме «Посуда».

Оборудование: наборы посуды - кухонная, чайная, столовая; продукты питания.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом около стола с посудой.

В группу плача входит Федора и ищет свою посуду. Увидев детей, спрашивает:

Федора: Дети вы откуда?

Дети:Из детского сада. А вы кто?

Федора:А я бабушка Федора. У меня большое горе, убежала от меня посуда: кастрюля, вилки, чашки, тарелки да ложки убежали от меня по дорожке. Убежала вся посуда, а мне без нее худо.

Воспитатель:

Давайте вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорино горе». Скажите, почему посуда убежала от Федоры? Посмотри на поломанную посуду Федоры. Чего не хватает у чашки, кастрюли, чайника?

(Воспитатель показывает изображения поломанной посуды).

 «Чашка без…(ручки)».

«Кастрюля без …(крышки)».

«Чайник без …(носика)».

1) Удобно ли пользоваться чашкой без ручки? Почему? Зачем у чашки делают ручку? У какой еще посуды есть ручка? (У сковороды, у кастрюли, у чайника, у молочника, у кофейника). Зачем нужны ручки у этих предметов?

2) Зачем нужна крышка у кастрюли? У каких ещё предметов ты видел крышки?

3) Можно ли пользоваться чайником без носика? Почему? У каких ещё предметов есть носик? (У лейки, у кофейника, у молочника). Для чего нужен носик?

Почему посуда вернулась к Федоре? Что бы случилось, если бы посуда не вернулась домой? Как Федора стала заботиться о своей посуде? (Мыла, чистила, окатила кипяточком, полоскала, не била…)

 Ой вы, бедные сиротки мои,

 Утюги и сковородки мои!

 Вы подите-ка, немытые, домой,

 Я водою вас умою ключевой.

 Я почищу вас песочком,

 Окачу вас кипяточком,

 И вы будете опять,

 Словно солнышко, сиять,

 А поганых тараканов я повыведу,

 Прусаков и пауков я повымету!

 Долго, долго целовала

 И ласкала их она,

 Поливала, умывала.

 Полоскала их она.

 Уж не буду, уж не буду

 Я посуду обижать.

 Буду, буду я посуду

 И любить и уважать!

(К. Чуковский)

Воспитатель:

Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?

Дети: Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.

Воспитатель:Ребята, а кто придумал посуду?

Дети: Посуду придумали древние люди, сначала она была каменная. Но ею было неудобно пользоваться: она была тяжелая. Тогда человек придумал деревянную посуду – она была легче, удобнее и красивее.

 В наше время люди пользуются металлической, стеклянной, фарфоровой посудой, которая не ломается и удобна в применении.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот как много всего вы знаете о посуде.

Федора: Ребята, а вы случайно не знаете, что мне нужно сделать, чтобы моя посуда воротилась домой.

Дети: Посуду надо любить, уважать, ее надо мыть, чистить, вытирать, на место убирать.

Федора: Дорогие дети, помогите мне ее найти и домой вернуть.

Воспитатель: Что ребята поможем Федориному горю?

Дети: Да, поможем.

Федора оглядывается, подходит к столу с посудой и радостно вскрикивает:

– Ой, вот она моя посуда! Спасибо вам ребятки, что помогли мне ее найти. Теперь я буду ее любить, холить, мыть и убирать, я с ней не расстанусь никогда, посуда бедная моя.

Воспитатель:Ребята, давайте присядем на стульчики и расскажем Федоре, что мы знаем о посуде.

Воспитатель: Какая посуда бывает по назначению?

Дети: Кухонная, столовая, чайная.

Воспитатель: Назовите кухонную посуду?

Дети: Кастрюля, сковорода, чайник, половник, тарелка, самовар.

Воспитатель: Из чего может быть изготовлена кухонная посуда?

Дети: Из чугуна, стекла, керамики, металла.

Воспитатель: Как ее используют ваши мамы?

Дети: В кастрюле мама варит суп, кисель, борщ, в сковороде – жарит картофель, котлеты, блинчики и т.д.

Федора:Ребята, а среди моей посуды есть еще один интересный предмет посуды. Посмотрите (показывает дуршлаг): он нужен, чтобы в нем мыть овощи, еще в него можно отварные макароны откинуть, чтобы вода слилась. Вы запомнили, как эта посуда называется?

Дети: Да, дуршлаг.

Воспитатель: Ребята, как будет называться посуда, из которой мы едим?

Дети:Столовая – обеденная.

Федора: Назовите, какую столовую посуду вы знаете?

Дети: Мелкая и глубокая тарелка, вилка, ложка, нож, салатница, селедочница, стакан.

Федора: Вот какие молодцы, сколько много назвали столовой посуды.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.

Игра с мячом.

Воспитатель называет слово кастрюля, сковорода – дети по очереди говорят, что можно в ней готовить. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, какой посудой пользуются, когда пьют чай?

Дети:Чайной посудой.

Воспитатель: Назовите, какую чайную посуду вы знаете?

Дети: Блюдце, самовар, чайник, чайная ложка, заварочный чайник, сахарница.

Воспитатель: Из чего может быть изготовлена чайная и столовая посуда?

Дети: Из стекла, глины, пластмассы, фаянса и дерева.

Воспитатель:Почему стеклянная посуда требует бережного отношения?

Дети:Стекло очень хрупкое и такую посуду легко разбить.

Федора: Вот я сейчас проверю, как вы знаете, из чего посуда сделана?

(Федора показывает деревянные ложки). Из чего сделаны ложки?

Дети:Из дерева.

Воспитатель: Как про них можно сказать, какие они?

Дети:Деревянные.

Федора показывает по очереди. Чашка из фарфора?

Дети: Фарфоровая чашка.

Федора: Стакан из хрусталя?

Дети: Хрустальный стакан.

Федора: Кувшин из глины?

Дети: Глиняный кувшин.

Федора:Ну и умники, ваши дети, все знают. А вот умеют они отгадывать загадки?

Воспитатель: Конечно, умеют.

Федора: Вот сейчас мы и проверим (Федора загадывает загадки о посуде).

 Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

 Шипит и кипит,

 Всем чай пить велит.(Самовар)

Я пыхчу, пыхчу,

 Больше греться не хочу.

 Крышка громко зазвенела:

 «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

Носит воду

 Хозяину в угоду;

 При нем живет,

 Пока не упадет.(Чашка)

Неприступная на вид,

 Подбоченившись стоит,

 А внутри-то, посмотри

 Угощение внутри! (Сахарница)

 Если я пуста бываю,

 Про себя не забываю,

 Но когда несу еду,

 Мимо рта я не пройду. (Ложка)

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода.(Самовар)

Воспитатель:Ребята, у Федоры есть набор продуктов, давайте поможем ей разложить их в нужную посуду. (Дидактическая игра «Разложи посуду»)

Воспитатель:Куда мы положим хлеб?

Дети:В хлебницу.

Воспитатель: Масло?

Дети: В масленку.

Воспитатель:Куда можно положить салат?

Дети: В салатницу.

Воспитатель:Молоко?

Дети: В молочник.

Воспитатель: Куда насыпать сахар?

Дети: В сахарницу.

Воспитатель:Куда насыпать соль?

Дети:В солонку.

Воспитатель:А перец куда насыпим?

Дети:В перечницу.

Воспитатель:А куда можно положить конфеты?

Дети: В конфетницу.

Воспитатель: А вот суп можно налить во что?

Дети:В тарелку.

Воспитатель: Ребята, а что используют, чтобы налить суп в тарелку?

Дети: Половник.

Воспитатель: А кто мне скажет, почему половник имеет такую форму?

Дети: Длинная ручка для того, чтобы не обжечь руку, когда наливаешь горячий суп. А глубокое основание, для того, чтобы подчерпнуть суп из кастрюли.

Федора: Ох, и молодцы какие, все знают и меня научили все делать правильно и посуду свою беречь.

Воспитатель: Федора, а наши ребята еще знают стихи о посуде.

Чтение стихов

 Посуда

 Вот большой стеклянный чайник,

 Очень важный, как начальник.

 Вот фарфоровые чашки,

 Очень хрупкие, бедняжки.

 Вот фарфоровые блюдца,

 Только стукни – разобьются.

 Вот серебряные ложки,

 Голова на тонкой ножке.

 Вот пластмассовый поднос.

 Он посуду нам принес.

 (Н.Нищева)

 Машина каша

 Маша каши наварила,

 Маша кашей всех кормила.

 Положила Маша кашу

 Кошке – в чашку,

 Жучке – в плошку,

 А коту – в большую ложку.

 В миску курицам, цыплятам

 И в корытце поросятам.

 Всю посуду заняла,

 Все до крошки раздала.

 (Н. Нищева)

 Спор

 Раз заспорила посуда,

 Кто на свете всех важней.

 «Я важней»,- сказал всем чайник.

 Грею чай я для людей.

«А без нас не съесть им суп.

 Ложка – тоже людям друг».

 Тут кастрюли им в ответ:

 «Не сварить без нас обед!»

 Сковородка зашипела:

 «Вот что я сказать хотела.

 Жарю людям я котлеты,

 И картошку, и омлеты».

 Прекратите этот спор,

 Бесполезный разговор.

 Вся посуда нам нужна,

 Каждая для нас важна.

 Масло мы кладём в маслёнку,

 Насыпаем соль в солонку.

 Хлеб мы в хлебницу кладём,

 Суп из супницы берём.

 Есть у нас и чайник с чаем.

 Мы за чаем не скучаем

 И из сахарницы яркой

 Насыпаем сахар сладкий.

 Есть молочник с молоком

 И кофейник с ободком.

 Есть в конфетнице конфеты

 И для Маши, и для Светы.

 Много разной есть посуды

 И нужна она нам всюду!

 И готовим, и едим,

 И продукты в ней храним.

 (А.Валасина)

Федора:Спасибо вам дети за стихи. За это я хочу вас отблагодарить.

Федора раздает угощение всем детям.

 Дети: Спасибо бабушка Федора.

Федора: Мне пора идти наводить порядок в доме, до скорой встречи.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе»

в старшей группе

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе»

Задачи:

- развивать и обогащать сюжет игры в «Кафе»;

- развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;

- формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, какая сегодня Вика красивая, нарядная. Вика, расскажи нам, может у тебя какой – то праздник?

Вика:

- Да, у меня сегодня день рождения! Мне исполняется 6 лет!

Воспитатель:

- Да, день рождения – это настоящий праздник. Расскажите пожалуйста, а как мы отмечаем день рождения? Где? (ответы детей)

Воспитатель:

- Молодцы. А давайте сегодня отметим день рождения Вики в детском кафе! Вы согласны? (ответы детей)

Воспитатель:

- Давайте вспомним, кто же работает в кафе! (ответы детей)

Воспитатель:

- А что должен делать повар в кафе? (ответы детей)

- А за что отвечает администратор? (ответы детей)

- Какие обязанности у официанта? (ответы детей)

- Чем занимается уборщица? (ответы детей)

Ну что, пора нам отправляться в кафе, которые будет называться «Виктория». Давайте с вами определим, кто кем будет в нашем кафе (распределение ролей).

А вы знаете, как надо себя вести за столом?

Дети:

- В гостях и дома за обедом

Говорить нельзя с соседом

Не нужно чавкать и сопеть,

А также головой вертеть,

Есть спокойно, аккуратно

Будет всем вокруг приятно

Дополнительные ответы детей.

Воспитатель:

- А как следует себя вести в кафе?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:

- Молодцы, вижу вы знаете, как надо себя вести и за столом и в общественных местах. Давайте уже отправлять с вами в кафе, а оно у нас не простое, а волшебное, и чтобы в него попасть, мне надо будет сказать волшебные слова (дети встают в круг, воспитатель в центре с «волшебным» зеркалом):

Вот волшебное стекло,

Отражает все оно

Чтобы в сказке очутиться,

Посмотрись, дружок, в него,

Улыбнись, перевернись,

Хлопни, топни – обернись.

Получилось?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- А на чем мы поедем туда? (Ответы детей)

Воспитатель: А давайте на автобусе.

-Дети: Да!

Воспитатель: Значит нам еще надо распределить профессии водителя и кондуктора. (Далее дети выбирают водителя и кондуктора).

Давайте теперь займем свои игровые места и подготовимся к нашей игре.

Вика, веди своих гостей в кафе.

Дети садятся на автобус. Далее беседа кондуктора с пассажирами. Дети играют по собственному замыслу.

Воспитатель: Молодцы ребята, как здорово у вас все получается! А сейчас заходим в кафе. Вика, веди своих гостей.

Далее в кафе.

Администратор:

- Здравствуйте, добро пожаловать в кафе «Виктория». Занимайте свободный столик, я пришлю к вам официанта!

Посетители:

- Спасибо

Официант:

Здравствуйте, меню, пожалуйста!

Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, передает повару и т.д.Поздравляют именинника с днем рождения.

- Спасибо!

В конце игры дети просят счет, расплачиваются и благодарят персонал кафе. Идут на остановку и садятся на автобус. (Дети играют по собственному замыслу)

Заключение:

- Что мы сегодня делали? (ответы детей)

- Хорошо играли? (ответы детей)

- Что больше всего понравилось, а что не очень?

Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку, в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты для игры на свои места.

«Экскурсия на кухню детского сада»

(Лексические темы: «Труд взрослых», «Посуда: чайная, столовая, кухонная»)

Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде.

Предварительная работа: беседа с заведующей производством о предстоящей экскурсии;

инструктаж детей о правилах поведения на кухне.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию на кухню нашего детского сада, которая расположена на первом этаже. Кто может ответить: что такое «кухня»? (ответы)

Воспитатель:: Кухня – это помещение, где готовят пищу. Хочу еще раз напомнить, что это место повышенной опасности, ведь в кухне находятся горячие плиты, горячая еда. Поэтому, прошу вас, быть очень осторожными: не толкайте друг друга, чтобы не обжечься об плиту или об кастрюлю.  

На кухне детей встречает заведующая производством и повара.

Воспитатель:: Проходите, ребята, нас уже ждут. Поздоровайтесь. Нас встречает главный повар – Ольга Евгеньевна и её помощник, повар Тамара Ивановна.

Воспитатель:: Ольга Евгеньевна, покажите нам, пожалуйста, ваше рабочее помещение.

Заведующая производством: Ребята, это помещение называется кухня. Здесь каждый день наши повара готовят для вас вкусную еду. Что вы ели сегодня на завтрак? (ответы) Приготовили кашу наши повара. Для этого они пришли в детский сад очень рано, когда и вы и ваши родители еще спали в своих теплых кроватях. Повар Тамара Ивановна включила электрическую плиту и поставила на неё огромную кастрюлю. Затем налила в кастрюлю молоко, насыпала крупу, сахар и, помешивая большой поварешкой,  стала варить для вас вкусную полезную кашу.

Воспитатель:: Ольга Евгеньевна, покажите нам, пожалуйста, посуду в которой варят детям на завтрак.

Заведующая производством: Вот в этой большой кастрюле наши повара варят для детей какао.

Воспитатель:: Дети, как вы думаете, почему на кухне детского сада такие большие кастрюли? (ответы детей) А у вас дома есть такие кастрюли? (ответы) Почему? (ответы)

Воспитатель:: Ольга Евгеньевна, а что сегодня ждет наш ребят на обед и ужин? (ответ) А  какая кухонная посуда будет использоваться поварами? (ответ) Какую кухонную посуду вы ещё используете, чтобы готовить еду?

Заведующая производством: Кухонная посуда нужна разная. Мытые фрукты мы складываем в специальный таз, а дома ваша мама использует для этого небольшую миску или тарелку. Чтобы долить воду, используем ковш, а когда приходит ваша няня, то с помощью большого половника, повар наливает борщ в ведро для первого блюда. Нам на кухне нужна не только кухонная посуда, но и разные полезные приборы и приспособления. Для поджаривания котлет есть у нас специальная электрическая сковорода. Для чистки картофеля имеется картофелечистка. Для процеживания сваренных макарон нужен большой дуршлаг. Есть на кухне терки, чтобы натереть сыр или морковку для супа. И, конечно, на кухне не обойтись без ножей и разделочных досок.

Воспитатель:: Дети, почему на кухне детского сада несколько электрических плит? (ответы детей) Скажите, чем отличаются плиты у вас дома от плит в детском саду? (ответы детей)

Воспитатель:: А кто из вас может сказать, из какого материала сделана кухонная посуда? (ответы) Верно, почти вся посуда сделана из металла, значит кухонная посуда какая? (ответы: металлическая, прочная)

Заведующая производством: Ребята, а я хочу вам напомнить о том, что металлическая кухонная посуда очень сильно нагревается и долго не остывает, поэтому наши повара и ваши мамы пользуются специальными прихватками, чтобы не обжечь руки об горячую посуду. Будьте и вы осторожны, когда приходите дома на кухню, в то время когда варится обед.

Воспитатель:: Ребята, наша экскурсия заканчивается. Предлагаю каждому из вас назвать по одному предмету кухонной посуды, о которой нам рассказала Ольга Евгеньевна. (ответы детей)

Воспитатель:: Поблагодарите наших поваров за их нелегкий труд, за вкусные обеды. Приглашайте к нам в группу в гости.

        

Беседа и составление правил этикета:

«техника безопасности во время приема пищи»

в старшей группе

В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом. В подготовительной группе -дети знакомы со многими правилами поведения, в том числе и правилами культуры поведения во время еды.

Вот некоторые из них:

 -Никогда не спеши первым занять место за столом.

-Если блюдо с угощением (например, с фруктами), которое ты хочешь попробовать, стоит далеко от тебя, не тянись за ним, а вежливо попроси, чтобы тебе его передали.

-Не выбирай из общей тарелки лучший, на твой взгляд, кусочек, а бери тот, который к тебе ближе.

-Кушанья на тарелке не смешивай в бесформенную массу.

-Рот и руки следует вытирать бумажными салфетками. После еды бумажную салфетку положи в тарелку.

-Во время еды старайся быть аккуратным. Ешь не торопясь, не разговаривай с полным ртом. Если тебя о чём-то спросили, то, прежде чем ответить, сначала прожуй и проглоти пищу.

-Учись правильно пользоваться столовыми приборами. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

-Если ты уронил вилку или ложку, не поднимай их. В такой ситуации нужно попросить другой прибор и не стараться объяснить свою неловкость, привлекая к себе внимание.

-За столом не делай замечаний соседям.

-Мясное блюдо (котлету, суфле) нарезай в тарелке маленькими кусочками. Съешь один кусочек — отрежь следующий. Всю порцию нарезать не следует: мясо быстро остынет, а тарелка будет выглядеть неряшливо.

-Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.

-Рыбные косточки вынимаются вилкою или руками.

-Гарнир — картофель, макароны, овощи — набирай на вилку, помогая при этом кусочком хлеба.

-Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.

-Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.

-Косточки от ягод в компоте не выплёвывай на блюдце, а вынь изо рта ложечкой и положи на блюдце.

-После еды грязные вилку, ложку клади только в свою тарелку.

-За столом сиди прямо, не наваливайся на него грудью и не ставь локти на стол.

-Если тебе нужно выйти из-за стола, попроси разрешения.

-После еды дети встают из-за стола, благодарят, и желают приятного аппетита всем, кто ещё остался за столом.

Помогает научиться соблюдать правила этикета правильная сервировка стола, этому педагоги группы обучают детей во время подготовки к завтраку, обеду, ужину.

Усвоить правила этикета детям помогает ряд всевозможных игр: настольные, сюжетные, а также беседы и чтение художественной литературы.

Консультация для родителей:

«Посуда. Продукты питания»

Рассмотрите вместе с ребенком дома посуду: тарелку, чашку, блюдце, ложку, нож, чайник, кастрюлю, сковороду.

• Закрепите название предметов и слова, определяющие их значение.

• Рассмотрите с ребенком, из каких частей состоит посуда (крышка, ручка, носик, стенки, дно).

• Покажите, где дома хранится посуда (в шкафу, в столе, в буфете, в серванте).

• Рассмотрите с ребенком посуду, объясните, что посуда бывает двух видов: в которойготовят пищу и из которой едят.

• Сравните посуду (большие ложки и маленькие, глубокие тарелки и мелкие).

• Обратите внимание ребенка, что посуда может биться.

• Почитайте ребенку сказку «Три медведя».

Рассмотрите картинки, обратите его внимание на посуду и мебель, её величину.

Поиграйте с ребёнком.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

(Дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули)

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

(Присели, одну руку поставили на пояс)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Потянулись, сомкнули руки над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

(Взявшись за руки, идут по кругу)

Н. Нищева

Игры по теме

1. «Подбери пару» - Вырежьте из цветного картона блюдца и кружки основных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и трех размеров (большие, средние, маленькие). Предложите ребенку подобрать пару, по цвету и размеру. Ребенку необходимо назвать или показать цвет и размер чашки с блюдцем.

2. «Чего не стало» - Поставьте перед ребенком 5 – 6 предметов посуды. Попросите его закрыть глаза и уберите один предмет. После чего, попросите ребенка открыть глаза и сказать чего не стало.

3. «Расставь по величине» - Поставьте перед ребенком 3 кастрюли разной величины. Предложите ему расставить их по величине, сначала большую, потом поменьше, среднюю и маленькую.

4. «Собери целое» - Вырежьте из картона чайник, кастрюлю, чашку. Отрежьте у них крышку, ручки, носик. Попросите ребенка отремонтировать посуду, поставить на место недостающие детали. Предложите ему назвать недостающие детали.

5. «Составь картинку» - Найдите любые картинки с изображением посуды, наклейте их на картон и разрежьте на 2, 3, 4 части. Предложите ребенку собрать картинку из частей. И назвать что на ней нарисовано.

Играем с пальчиками

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

(Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке)

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

(Загибают по одному пальчику на левой руке)

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

(Разжимают кулачок)

Все до крошки раздала.

Сдувают «крошку» с ладошки.

Развлечение для детей старшей группы:

«Посуда, продукты питания»

Упражнения на координацию речи и движения:

Скачет сито по полям,  (Поскоки.)

А корыто по лугам.

За лопатою метла (Ходьба.)

Вдоль по улице пошла.

И кастрюля на бегу (Бег на носочках.)

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Из окошка вышел стол (Ходьба с высоким подъемом ног.)

И пошёл, пошёл, пошёл!

3. Загадки.

Он округлый, но не шар,

Медный — не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди… (самоваром)!

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (половник)!

Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (тарелке).

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (чашку).

На плите кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (чайник).

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка.)

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её… (кастрюлей).

Будет вкусная еда

С золотою коркою,

Если пользуешься ты…

Верно, (сковородкою)!

4. Пение с пальчиковой гимнастикой «Каша», «Тарелка», «Чашка» («Логопедические распевки» Гавришева, Нищева с. 20,21).

5. «Виды посуды».

— Хлопни в ладоши, если услышишь чайную посуду. Присядь, если услышишь столовую посуду (чайная чашка, столовая ложка, блюдце, вилка, суповая тарелка, супница, хлебница, сахарница и прочее)

6. Физминутка «Чайник» (Н. Нищева).

Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.)

Он посуду нам принёс.

7. Проговори скороговорки.

Выпил Яшка

Чаю чашку,

Мало чашки

Чая Яшки. (Ю. Чичев)

Старик Скороговоров

Купил скороварку,

Разбил сковородку,

Забыл скороговорку. (И. Тополева)

Взял Валерка тарелку.

Взял Валерка поднос.

Мне тарелку Валерка

На подносе принес. (А. Левшин)

8. Пальчиковая гимнастика «Машина каша» (Н. Нищева).

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке.)

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыпляткам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

9. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения (по выбору детей 4-5 упражнений).

«Блинчик»: широкий язык положить на нижнюю губу. Продержать 10-15 секунд.

«Свернем блинчик трубочкой»:дети сворачивают «блинчик» в трубочку.

«Толкушка»:упираться языком в щеки, не надувая их. Рот закрыт.

«Раскатаем тесто»: широкий язык лежит на нижней губе, зубами слегка покусываем язык.

«Вкусное варенье»: широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Затем круговые движения языком по губам по часовой и против часовой стрелки и показать с помощью лица, как детям нравится варенье.

«Кислая конфета»: мимика лица.

«Разбили чашку».

Дыхательное упражнение «Пьём коктейль через трубочку»: (вдох) вытянуть губы узкой воронкой, выдох.

«Дуем на горячий чай»: вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

«Пыхтящий чайник»: произносить «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!».

10. Слушание песни «Хозяйка однажды с базара пришла» (музыка Э. Селинь, слова Ю. Тувима).

11. Упражнение на развитие чувства ритма «Полька» М. Глинки – игра на ложках.

12. Хоровод «Горшочек каши» на любую народную мелодию.

Раз, два, три, раз, два, три, (Дети, держась за руки, идут по кругу.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем.

Наливаем молоко. (Выходит молоко в центр круга.)

Варить кашу нелегко.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Сыпем соль, раз, два, три, (Выходит соль.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Сыпем сахар, раз, два, три, (Выходит сахар.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Насыпаем мы крупу. (Выходит крупа.)

Сколько нужно, не пойму.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Каша варится пых-пых (Руки к верху, приседаем.)

Для друзей и для родных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная организованно образовательная деятельность. Тема: Образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания.

Учит детей образовывать и употреблять относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания; расширить представление о продуктах питания; Учить детей включать в предложения отно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ЗПР Тема: "Продукты питания"

Закрепление знаний и представлений детей о продуктах питания;  откуда берутся продукты;  что из разных продуктов можно приготовить;  как нужно хранить тот или иной продукт питания; поле...

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Лексическая тема: «Продукты питания»

Программные задачи:1. Вспомнить  названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи,  и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.2. Учить проговаривать сло...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Коммуникация» с использованием ИКТ на тему: «Продукты питания» для детей 5-6 лет с ТНР.

Дать знания о продуктах питания: о салатах, о первых блюдах, вторых блюдах, напитках, столовых приборах....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Продукты питания»

Применяемая технология:  технология  обучения здоровому образу жизни, технология исследовательского обученияЦель:    Формирование и активизация словаря по теме....