Воспитание причастности детей к благополучию в природе и ответственности за сохранение её богатств и красоты
статья по окружающему миру на тему

Ковтун Нина Викторовна

Давайте будем беречь планету,

Другой такой ведь  на свете нету,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_prichastnosti.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание причастности детей к благополучию в природе и
ответственности за сохранение ее богатств и красоты.

Давайте будем беречь планету, Другой такой ведь на свете нету, Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду ее никому не дадим.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, лучше, будит в нем лучшие чувства.

Особенно велика роль природы в воспитании детей. И вот я уже два года пытаюсь воспитать у детей потребность любить, понимать и охранять природу. Для этого мы знакомим с природой, происходящими с ней в разные времена года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Любовь к природе, навыки бережного отношении к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способность формирования у детей лучших черт характера, таких как: человечность, милосердие, патриотизм, трудолюбие и уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природное богатство.

Ребенку необходимо рассказать о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. Детей следует познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшения экологических условий сказываются на человеке и живой природе.

Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу человеку. Необходимо донести до детей, что невыполнение привычных требований в наши дни, может уберечь, а иногда спасти жизнь.

Главная задача - бережное отношение к природе , понимание природы и соблюдение правил поведения в природе, важным фактором экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.

Познакомить детей с природой, научить любить и охранять ее, помогает уголок мы природы, где мы содержим разнообразные комнатные растения и животных.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, и это облегчает работу, так как ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами и растениями. В процессе ухода дети получают представления о многообразии живой природы на Земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия нужно для них создавать. Мы учим детей сравнительному анализу: сравнивая животных находить сходства и


различия между ними; общее и различное между растениями; помогать замечать интересные особенности внешнего вида и поведения животных.

При рассматривании комнатных растений обращаем внимание ребят н красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растение украшает ее. Детям необходимо знать, что существуют и ядовитые растения, которые растут в лесу, на полях и лугах.

Мы считаем, что должны давать не только определенные знания, но научить детей любить и беречь природу, родные места, свою Родину и всю Вселенную. Ведь природа - это окружающий нас мир, это источник материальных благ человека. Она многообразна, имеет поля, луга, бескрайние степи, леса, прозрачные реки, озера. Неисчислимые богатства дает нам природа, надо только правильно обращаться с ней. Мы видели, что природа приобщает детей к красоте, помогает познать прекрасное, и стремились создать такую обстановку, чтобы насладиться этим прекрасный ощущать прилив сил, испытывая творческое наслаждение, вдохновение. Природа бала и есть неисчерпаемой темой народных сказок, музыки, искусства, художественных ремесел. Природа сопровождает нас всю жизнь где бы мы ни были.

Вокруг нас произрастают тысячи целебных и лечебных растений. Разные звери, птицы, насекомые, микроорганизмы поддерживают равновесие в природе. Мы строили нашу работу так, чтобы наши дети узнали, как все они, так или иначе, «работают» на человека. Как они нам дают пищу и теплую одежду, другие «следят» за тем, чтобы воздух был чист, реки прозрачны, другие поставляют лекарства, «заботятся» о нашем здоровье, четвертые доставляют нам радость своей красотой или другими своими необычными качествами.

К экологическому воспитанию относится и то, что в детей мы закладываем первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия с природой: человек, как живое существо, нуждающиеся в жизненно необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу, и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Понимая, что у детей любовь к природе выражается в элементарной заботе о животных и растениях, мы сделали труд п уходу и выращиванию растений наиболее доступным. Знакомя детей с природой, мы учитывали возрастные особенности детей и организовали их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевали новыми навыками.

Мы стремились подойти к итогу: воспитать у детей потребность любить, понимать и охранять природу. Это было очень сложно, но интересно.

Для того чтобы наши дети бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения природой необходимо стараться те знания, которые дети получают на занятиях по


ознакомлению с миром природы, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности.

На протяжении двух лет велась активная работа с родителями по это разделу. Во-первых, это информационно - наглядная агитация папки - передвижки, информационные ширмы. Выставка детских работ по природе Беседы с родителями на тему по ознакомлению детей с природой. Помощь родителей по оснащению группы растениями и животными, оборудование участка. Рекомендации родителе по оснащению, по посещениям с детьми различных уголков природы по сезонам (Летний сад, Нева, парки, леса и т.д.).

«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» - так сказал В. А. Сухомлинский о наших детях.

Ребенок, контактируя с природой, получает различную информацию, накапливает цветовые, звуковые, осязательные впечатления. Какими вырастут наши дети, зависит от нас.

Богат и разнообразен мир природы, но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения , нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно заботиться об охране.

Каждый гражданин обязан беречь природу, охранять ее богатства, но чтобы люди осознали значимость этого дела, необходимо уже с детства прививать человеку знания о его месте в природе. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее, и, не в коем случае, не вредить ей.

Главнейшей задачей воспитания наших детей является воспитание нравственно-этического отношения к природе, а будет оно сформировано лишь в том случае, если ребенок воспринимает красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, познавая образы художественной литературы, сопоставляя их с действительностью. Хорошо, если каждому из нас удастся помнить слова Ю. Бондарева: «Природа - средство нравственно-этического воспитания, она дарит человеку способность ощущения любви к сущему - радость ходить по зе охватывает душу, ветерок счастья навеянного золотым днем истинной красоты бытия».


НОД, используемые в процессе обучения по данной теме.

  1. «Воспитание причастности детей к благополучию в природе» - это ряд образовательной деятельности, на протяжении которых, каждый ребенок становится частью природы выполняет роль и экспериментатора, так как очень многое должен сделать сам, и испытуемого - то есть специальные задания для воспитателя:

• открытое рисованное сочинение: работы для детей оформляются на заранее приготовленных листочках, где нужно рисовать и писать. Можно создать небольшую выставку детских работ. Чтобы с ними могли познакомиться и родители, и педагоги, и дети.

• рисованное письмо «счастливая природа»: каждый ребенок по своему понимает понятие «счастье» и исходя из этого создает собственную «счастливую природу». Это задание требует самостоятельности, наблюдательности, терпения воспитанников.

  1. Введение заданий экологического характера в другие НОД: интеграцию курса можно проводить на таких НОД как: чтение, развитие речи ИЗО, труд. Детям предлагают различные варианты заданий: прокомментировав стихотворение от лица природы, сделать к нему рисунок, сделать аппликацию «Какой бы я хотел видеть Землю» и т. п.
  2. Занятия типа викторин, мнемотаблицы., дидактических игр. Отгадывание загадок.
  3. При создании заданий следует обратить особое внимание на формирование нормативного аспекта отношений. Дошкольники действуют в альтернативной обстановке, руководствуясь, главным образом, непосредственно возникающим мотивами - переживаниями и чувствами, имеющимися знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде».

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде». ЦЕЛЬ: обсудить  с родителями проблему трудового воспитания в семь...

Воспитание у детей любви к родной природе

Консультация для воспитателей.Главной задачей консультации является сохранение природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения...

Методический семинар «Воспитание у детей заботливого отношения к природе посредством использования развивающих игр»

Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу....

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ» /в форме игры «Счастливый случай»/

Программное содержание: Закрепить знания детей о растениях и животных. Продолжать воспитывать у детей и родителей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмыс...

Консультация для родителей « Воспитание у детей положительного отношения к природе».

Консультация для родителей« Воспитание у детей положительного отношения к природе»....

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе».

«Воспитание у детей любви к родной природе».Одна из главных проблем сегодняшнего дня – экологическое воспитание. Которое предполагает правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотно...

Воспитание у детей любви к родной природе, как одно из составляющих патриотического воспитания в рамках Школы молодого воспитателя.

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребёнка.    К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить  в детях живое чувств...