Конспект ОД "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Григорьева Татьяна Алексеевна


В занятии обобщаются и закрепляются знания о сезонных изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_puteshestvie_v_osenniy_les.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ласточка»

ОД для детей средне-старшего дошкольного возраста

«Путешествие в осенний лес»

к педагогическому совету

«Познавательное развитие дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна (воспитатель высшей квалификационной категории)

2015 – 2016 учебный год

с. Акатьево, Коломенский район

Цель: обобщение и закрепление знаний о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные: 
- закреплять и пополнять знания детей об осенних явлениях в природе;
- различать и называть животных – обитателей леса (медведь, волк, лиса, ёж, заяц), выделять наиболее характерные особенности их жизни.

Развивающие:

- развивать познавательные способности через художественное слово;

     - уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас;

     - совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание;

- развивать воображение;

- предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.

 Воспитательные:
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
- создавать эмоциональное настроение, используя театрализованное сопровождение;

- воспитывать положительные эмоции, развивать умения сострадать и оказывать помощь;

     - воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей;

- воспитывать навыки учебной деятельности (способность слушать и понимать речь воспитателя, обращённую ко всем детям, умение сосредотачиваться).

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материалы и оборудование:

- интерактивная доска;

- материал слайд - шоу;

- элемент костюма зайца;

- аудиозапись «Времена года. Осень» А. Вивальди;

- атрибуты  осени  для музыкального зала;

- осенние листья по количеству детей;

- осенний листок для игровой ситуации;

- корзинка с грибочками для сюрпризного момента.

 Предварительная работа:

- беседы об  осени, чтение стихов и рассказов об  осени, загадывание загадок о лесных жителях, заучивание стихов, разучивание песен об осени;

- разучивание слов и движений динамической паузы «Листочки», «Осень» «Звероритмики» (движения имитирующие повадки зверей, птиц, в соответствии с четверостишьями),  подвижной игры «Зайка»;

-  художественно-продуктивная деятельность  на   темы:  «Осенний лес», «Золотая осень», «Идет дождь»;

- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто, где живет?», «С какого дерева листок?», «Дикие животные», «Птицы», «Грибы»;

- наблюдения в природе, за трудом взрослых;

- трудовая деятельность детей;

- экспериментально-исследовательская деятельность детей;

- рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотографий, открыток с изображением осени;

- беседы из личного опыта детей.

Методика проведения

Вводная часть

Дети заходят в зал.

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь подарите свои улыбки друг другу.

Ведение в игровую ситуацию.

Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и отгадайте загадку:
Солнышко не хочет землю согревать,
Листья пожелтели, стали опадать,
Часто дождик льётся, птицы улетают,
Отгадайте, дети, когда это бывает.
(Слайд 1.)
Дети.
 Осенью.

Воспитатель. А кто мне назовет осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Слайд 2.)

Осень, осень - листопад                     (руки вверх)

Листья желтые летят                         (руки вниз)

Ветер дует, задувает                         (разводят руки)

Туча солнце закрывает                     (закрывают глаза)

Дождик капает с утра                       (сжимают кулаки)

Осень – грустная пора                     (разводят руки в стороны)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам залетел осенний листочек! Его осень покрасила в золотой цвет! Он приглашает нас в лес. Сейчас мы отправимся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. 

Воспитатель.  Я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Закрывайте глазки, говорите волшебные слова: «Раз, два, три – повернись, и в лесочке окажись». 

Основная часть

Воспитатель. Вот мы и в лесу. (Слайд 3.) Как красиво кругом. Ребята, посмотрите, кто-то к нам спешит. (Воспитатель надевает на ребенка шапочку зайца.)

Ребенок- зайчонок:

На лесной полянке нынче

Среди зайцев вышел спор

Одни твердят, меняем шубку

Другие - что это вздор

Одни твердят, что если осень

То шубку всем менять пора

Другие спорят, слишком рано.

Так что же делать детвора?

Воспитатель. Конечно зайка, осень пришла, послушай, сейчас тебе ребята назовут  приметы осени:

1 ребенок:

Тонкая березка.

В золото одета.

Вот и появилась

Осени примета

2 ребенок: 

Птицы улетают

В край тепла и света,

Вот вам и другая

Осени примета.

3 ребенок:

Сеет капли дождик

Целый день с рассвета.

Этот дождик тоже

Осени примета

4 ребенок: 

Звери тоже суетятся

Некоторые спать ложатся

Поменяли шубки это -

Тоже осени примета.

Воспитатель. Ребята, что называется лесом?

Дети. Лес, это место, где растет много деревьев.

Воспитатель. А какие деревья вы знаете?

Дети. Береза, осина, дуб, рябина, клен, елка, липа.

Воспитатель. Ребята, хотите поиграть?

Дети. Да.

Воспитатель. Садитесь на пенечки,  я предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листок?».

Дидактическая игра «С какого дерева листок?» (Слайды 4-12.)

Воспитатель. Давайте теперь погуляем по лесу. Какая красивая поляна. Сколько разноцветных листочков на земле. Долго Осень наряжала деревья. А мимо ветер пролетал, подул на красивые деревья, листики оторвались от веточек и упали на землю красивым осенним дождем. Как называется это явление природы?

Дети. Листопад.

Воспитатель. Смотри, зайка, листья облетели, значит пришла осень.

Воспитатель. Ребята, давайте сейчас с помощью волшебства превратимся в осенние листочки. (Дети поднимают листочки.)

Динамическая пауза «Листочки»

Мы – листочки,

Мы – листочки, (дети стоят свободно, руки вверх)

Мы – осенние листочки.

Мы – на веточке сидели, (покачиваются)

Ветер дунул – полетели. (разбегаются)

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали. (бегают, кружатся)

Перестал дуть ветерок

Мы  присели все в кружок. (приседают)

Воспитатель. Давайте, ребята, укроем листочками корни деревьев, чтобы они не замерзли зимой, и чтобы не замерзли насекомые, заснувшие в корнях.

(Дети кладут листья под деревья.)

Воспитатель. Ребята, а почему в лесу так тихо? Не слышно совсем пения птиц.

Дети. Многие птицы улетели на юг.

Воспитатель. Как называются эти птицы?

Дети. Перелетные. Это – гуси, грачи, утки, ласточки, скворцы.

Воспитатель. А как называются птицы, которые остаются зимовать?

Дети. Зимующие. Это – синицы, воробьи, вороны, галки, голуби.

Воспитатель. Как мы можем помочь зимующим птицам, пережить зиму?

Дети. Повесить кормушки и сыпать туда зерно.

Воспитатель. Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные животные. Каких животных вы знаете?

Дети. Волк, лиса, медведь, ёж, белка, кабан, лось. (Слайды13-21.)
Воспитатель.
 Как их назвать, одним словом?

Дети. Звери.

Воспитатель. Садитесь на пенечки, и мы поговорим о том, как осенью готовятся к зиме звери.

Воспитатель. Чем занята белочка?

Дети. Заготавливает ягоды, грибы, шишки.

Воспитатель. Где прячет белка свои запасы?

Дети. В дупле.

Воспитатель. Как еще белочка готовится к зиме?

Дети. У нее шубка становится гуще и бледнее.

Воспитатель. Какую вы знаете пословицу о белочке?

Дети. Белку ловить – ножки отбить. Натаскала белка орехов в дупло – будет ей всю зиму тепло.

Воспитатель. Что же делает медведь осенью?

Дети. «Нагуливает жир» и ложится спать.

Воспитатель. Как называется домик медведя?

Дети. Берлога.

Воспитатель. Какую вы знаете пословицу о медведе?

Дети. Медведь всю зиму лапу сосет.

Воспитатель. Кто спрятался в норке?

Дети. Ежик.

Воспитатель. Почему ежик ложится спать?

Дети. Он питается мелкими грызунами, змеями, добычу трудно добывать, поэтому еж впадает в спячку.

Воспитатель. Какую вы знаете пословицу о еже?

Дети. Еж мал, но и медведя из берлоги выживет.

Воспитатель. Какие изменения происходят у лисы?

Дети. У нее шубка стала гуще и бледнее.

Воспитатель. Как называется домик лисы?

Дети. Нора.

Воспитатель. Какую вы знаете пословицу о лисе?

Дети. Лиса семерых волков проведет.

Воспитатель. Как волк готовится к зимней стуже?

Дети. Волки собираются в стаи.

Воспитатель. Как называется домик волка?

Дети. Логово.

Воспитатель. Какую вы знаете пословицу о волке?

Дети. Волка ноги кормят.

Воспитатель. А кто спрятался за березой?

Дети. Зайчик.

Воспитатель. Как он готовится к зиме?

Дети. Шубка у него стала белой и густой.

Воспитатель. Почему это произошло?

Дети. Чтобы быть незаметным на снегу и не замерзнуть зимой.

Воспитатель. Как называется домик зайца? Как спит зайка ночью?

Дети. Заросли. Зайка зарывается глубоко в снег.

Воспитатель. Какую вы знаете пословицу о зайце?

Дети. Заяц самого себя боится. Пуганый заяц и пенька боится.

Воспитатель. Хотите еще поиграть?

Дети. Да.

Дидактическая игра « Четвертый лишний»  (Слайды 22-25.)

Ежик, заяц, медведь, корова.

Белка, заяц, лиса, дятел.

Лиса, волк, медведь, заяц.

Воспитатель. Выходите, ребята, на полянку потанцевать.

Звероритмика

Заключительная часть

Воспитатель. Ну, вот зайка мы и собрали тебе доказательства, что в твой лес тоже пришла осень.

Зайка.                                   

Вот спасибо вам друзья

То, что осень понял я

Медлить больше не могу

Шубку я менять бегу.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я под елочкой нашла. (Воспитатель показывает детям корзиночку с «грибочками».) Это Осень для вас угощение приготовила.

Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки и скажите: «Раз, два, три, повернись, и в детсаде окажись!» Ну, вот мы и дома. Понравилось вам путешествие в осенний лес?

Дети. Да. Угощайтесь осенними грибочками, и угостите и наших гостей. 

(Дети угощают гостей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»

Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....

Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"

В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа

Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...

Конспект по ФЭМП «Осень. Деревья осенью»

Активизация интереса к математике в процессе организованной образовательной деятельности....