воздух видимый и невидимый
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Веретельникова Наталия Юрьевна

Познавательно- исследовательская деятельность в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon исследования49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Воздух видимый и невидимый»

Задачи

Образовательные:

  • уточнять представление детей о том, что воздух — реально существующий газ;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Развивающие-.

  • развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные'.

  • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа: наблюдения за ветром, беседы о воздухе, изготовление вееров, слушание аудиозаписей (воздух, ветер), чтение сказки С. Путина «Сказка о воздушном шарике».

Раздаточный материал воздушные шарики, пластиковые емкости с водой, пластиковые стаканы (пустые, бесцветные), кисти, краски, трубочки, губки, карточки красного и зеленого цветов

Демонстрационный материал: Цветы в горшках, губки, иллюстрация, пластиковая емкость.

Словарная работа: рыхлая, кляксография

Ход занятия

       Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я веселая клоунесса, а зовут меня Карамелька. Посмотрите сколько у меня  шаров и какая красивая волшебная палочка. Мне их подарил самый главный волшебник. А как вы думаете, как его зовут?

   Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнаете, кто этот волшебник.

Через нас проходит в грудь 
И обратно держит путь 
он не видимый ,и все же 
Без него мы жить не можем!
Что это ?(воздух)

  Воспитатель: Правильно, ребята. Но посмотрите, один из шариков что-то грустный. Что нужно сделать, чтобы его развеселить? (надуть его)
     Воспитатель: Посмотрите сколько у меня в коробке воздушных шаров. Давайте мы с вами их попробуем надуть.

  Воспитатель: Какие красивые шарики у нас с вами получились. Ребята, мы с вами надули шарики, а чем мы его надули? А откуда мы его взяли? Вывод: Воздух есть внутри  в нас. Давайте мы с вами обозначим это картинкой.

Воспитатель: Посмотрим вверх, посмотрим вниз, посмотрим вправо, посмотрим влево. Мы видим воздух?

Давайте возьмем целлофановые пакеты и попробуем поймать воздух. Что в них находится? Вы его видите?

Вывод:  Воздух есть вокруг нас. Обозначим это свойство воздуха картинкой.

Воспитатель. Да, воздух — невидимка, без которого не было бы жизни на земле.

Опыт № 2

Воспитатель. Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается. Почему? (.Потому что мы вдыхаем и выдыхаем воздух.) А теперь закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. (Дети выполняют.) Что вы почувствовали? (Не хватает воздуха.) Ребята, есть такая профессия называется- ловцы жемчуга  Они должны уметь надолго задерживать дыхание и погружаться без специального снаряжения на глубину до 30 метров. Дыхание они могли задерживать примерно на 7 минут. Это очень долго.

Вывод: воздух необходим для дыхания всем людям, животным, растениям. Давайте мы с вами обозначим это картинкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами два цветка и каждому из них нужен воздух, и корням в том числе. В одном горшке с цветком земля хорошо разрыхленная, во- втором- земля чрезмерно полита водой.

- Как вы думаете, в каком горшке с цветком в земле больше воздуха?

- А давайте мы с вами это и проверим.

Опыт с губкой

Посмотрите у меня две губки одна мокрая, другая сухая. Чем они похожи? А чем отличаются?

-Ребята, как вы думаете, в сухой губке есть воздух? Как это можно проверить?

(Если опустить губку в емкость с водой, воздух будет выходить наружу, вытесняемый водой.) –Что происходит?

-Воздух легкий, он выходит из губки, мы его видим. Вода заняла его место. Значит, воздух прятался в отверстиях сухой губки.

_ Проверим, есть ли воздух в этой губке.

-Выходит из губки воздух? Почему?

Вывод: В рыхлой земле содержится больше воздуха, так как он легко проникает в промежутки между комочками земли. В сырой почве все промежутки уже заполнены водой. Воздух не проходит к корням растения.

- Что нужно сделать , чтобы воздух проник к корням растения? Давайте мы с вами это обозначим символом.

Воспитатель. Представьте, что бы произошло, если бы на Земле не стало воздуха? (Предположения детей.)

Ребята, посмотрите. Нашему шарику стало скучно, ему захотелось с вами поиграть. Хотите с ним поиграть?

Физкультминутка «Шарик»

Воспитатель подбрасывает воздушный шар. Пока он летит, можно шевелиться, коснулся пола — все должны застыть и не улыбаться.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, шарик с нами играл, играл и попал в тазик с водой. Что с ним произошло?

Попробуйте утопить наш шарик. (Дети выполняют.) Почему он не тонет?

Давайте проверим это еще другим способом. Посмотрите у меня два пакета, один с воздухом, а другой с водой. Какой из них легче?

Вывод: воздух легче воды.

Воспитатель. Ребята, где еще используется это свойство воды? (Надувной круг не дает человеку утонуть.) Давайте обозначим это картинкой.

Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы и нарисовать  рисунок. (На столах палитры с разведенной гуашью).Давайте мы с вами нарисуем воздушные шарики. Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ,

Восп: Какие красивые картины у вас получились.

Подведение итогов

Ребята, вы такие молодцы! Давайте с вами вспомним, какие опыты мы с вами проводили. Посмотрите на доску и вспомните, какими картинками мы обозначали свойства воздуха. На прощанье хочу вам подарить воздушные шарики. А сама я полечу к волшебнику воздуху, чтобы рассказать ему про вас и отдать волшебную палочку. До свиданья!!!!

Использованная литература

ДыбинаО. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: Сфера, 2002.

Нищева Н.В. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-320 с.

     Тугушева Г. П., Чистякова А.Е.  Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.- СПб: ДЕТСТВО- ПРЕСС,2016.-128с.

     Путин С. Сказка о воздушном шарике. — Интернет-ресурс: http://www.grafomanam.net/poems/view__poem/207908


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОД (окружающий мир) "Воздух видимый и невидимый"

в ходе образовательной деятельности дети узнают что внутри человека есть воздух, поупражняются в комбинировании различных техник при изображении  простейшего рисунка....

Детское исследование: «Воздух видимый и невидимый»

В данном исследовании происходит формирование представленией детей о воздухе и его свойствах....

Детский исследовательский проект по теме: "Воздух видимый и невидимый"

Данный материал поможет работать над созданием детского индивидуального проекта...

Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"

Занятие - эксперементирование "Воздух видимый и невидимый". Для детей подготовительной группы....

Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"

Конспект занятия - эксперементирования "Воздух - видимый и невидимый...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Воздух видимый и невидимый"

Интеграция образовательных областей: « Познание» ; «Коммуникация»:Программное содержание:Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Расширять з...