Главные вкладки

    Детское исследование: «Воздух видимый и невидимый»
    проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Крючкова Татьяна Алексеевна

    В данном исследовании происходит формирование представленией детей о воздухе и его свойствах. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл issledovanie_vozdyux.docx24.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 329 имени Героя Советского Союза А.С. Хлобыстова"

     «Воздух видимый и невидимый»

    (детское исследование естественнонаучной направленности)

    Подготовила воспитатель:

    Крючкова Т.А.

    Москва

    План проведения для детей 5-6 лет

    Актуальность исследования: Актуальность и эффективность выбранной темы заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательном процессе помогает вовлечь и заинтересовать детей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности, коммуникативные навыки. Для успешной реализации проекта необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и самостоятельно находить благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.

    Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Дошкольник привык   встречаться с воздухом везде, но в силу его возрастных способностей научиться самостоятельно изучать его свойства, узнавать то, о чём раньше не задумывался или не догадывался, ему ещё не по силам.  В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является – экспериментирование.

    Цель: 1.формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

               2. дать представление о его роли в жизни человека.

    Задачи:

    1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
    2. формировать элементы учебно-познавательных компетенций, связанных с научными методами познания.
    3. развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
    4. закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
    5. развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
    6. воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

    Оборудование: стакан, емкость с водой, стаканы с водой, трубочки от сока, приспособление для пускания мыльных пузырей - для каждого ребенка, воздушные шары.

    Формы работы с детьми:

    1. Беседа о воздухе и его значение в природе и жизни человека.
    2. Чтение художественной литературы о воздухе и его свойствах.
    3. Загадки про воздух, рассказывание пословиц и поговорок о воздухе.
    4. Выполнение экспериментальных опытов с воздухом и его свойствами.

    Ход занятия:

    Воспитатель говорит: «Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим о природе, о том, что всё взаимосвязано и всё в ней необходимо. Наша с вами беседа посвящена одному из важнейших веществ в природе, без которого невозможно жить на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуете отгадать, о каком веществе пойдёт речь.»

    Через нос проходит в грудь,

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, но все же,

    Без него мы жить не сможем.

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас!

    Дети: Воздух!

             Воспитатель читает детям сказку «Добрый воздух» Ириса Ревю.

    Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

    Дети: Нет, не видим.

    Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!

    Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и выдох, уточняет, что дети вдохнули воздух, им человек дышит.

    • Воспитатель задает детям вопросы:
    • Что помогает человеку дышать?
    • Есть ли воздух в групповой комнате?
    • Почему мы не видим?
    • Что еще бывает прозрачным?
    • Можем ли мы почувствовать воздух?
    • Что мы чувствуем, если дует ветер?

    Воспитатель обобщает ответы детей: воздух необходим для дыхания человеку, животному и даже растениям. Он прозрачный и прячется от нас, но его можно увидеть.

    Чтобы убедиться, что воздух действительно обладает всеми перечисленными свойствами, педагог предлагает детям провести опытно – исследовательскую деятельность.  

    Воспитатель демонстрирует опыты:

    Опыт 1.

    Воспитатель дает детям убедиться, что в прозрачном стакане ничего нет: перевернуть его вверх дном и строго вертикально опустить в прозрачную емкость с водой. Показать детям, что стакан погружен в воду, но она внутрь стакана не попадает. Помочь сделать вывод: в стакане находится воздух, он не пропускает воду внутрь стакана. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

    Опыт 2.

    Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Показать детям пузырьки, объяснив, что это из стакана выходит воздух.

    Повторив вывод о том, что воздух есть везде, только мы его не видим, воспитатель предлагает провести физкультминутку, в которой тоже говорится о воздухе.

    Текст

    Движения детей

    Воздух-невидимка,

    Руки вверху вправо-влево

    Выходи гулять!

    Руки к себе, от себя.

    Воздух-невидимка,

    Руки вверху вправо-влево

    Как тебя поймать?

    Хлопки руками в разных местах

    Если быстро-быстро в поле убегу

    Бегут на месте

    Чистого-пречистого воздуха найду!

    Потирают руки

    Если вместе с дедушкой по лесу пойду

    Шаги на месте

    Самого полезного воздуха найду!

    Руки накрест к плечам

    Если вместе с папой в горы я пойду

    Тянутся вверх на носочках

    Самого кристального воздуха найду!

    Выполняют «фонарики»

    После физкультминутки педагог просит детей подумать где можно найти много воздуха сразу и предлагает отгадать загадку:

    Воспитатель: Дети! А где же можно найти много воздуха сразу? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

    Круглый, гладкий, как арбуз…

    Цвет – любой, на разный вкус.

    Коль отпустишь с поводка,

    Улетит за облака. (воздушный шар)

    Дети: Воздушный шар!

    Воспитатель: Правильно!

    Опыт 3.

    Воспитатель предлагает надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Тем самым педагог объясняет, что воздух можно собрать в одном месте и использовать для любых целей.

    Воспитатель предлагает детям поиграть с шарами.

    После игры детям предлагается выпустить воздух из одного шарика.

    Опыт 4.

    Воспитатель предлагает детям подставить ладошку под струю воздуха, выходящего из воздушного шарика. Педагог обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Делается вывод, что воздух можно почувствовать.

     Заключительная часть.

    Воспитатель: Дети, воздух может быть помощником человека. От ветра работаю ветряные мельницы, ветряные электростанции, вырабатывает ток, вентилятор вращается освежает нас прохладным воздухом. Но воздух может быть и опасным. Сильный ветер ломает деревья и даже разрушает дома.

    Так о каком веществе мы с вами сегодня говорили и проводили эксперименты?

    Какие свойства есть у воздуха?

    Ребята, вы сегодня были молодцы. За это я хочу вас поблагодарить, и подарить «Мыльные пузыри».

    Ответы на вопросы:

    1. В планируемом исследовании использовались такие формы познавательно-исследовательской деятельности как беседы, чтение художественной литературы, опыты.
    2. Ключевыми вопросами стали: Что такое воздух? Какими свойствами обладает воздух?   Почему мы не видим воздух? Можем ли мы почувствовать воздух? Что мы чувствуем, если дует ветер?
    3. Для организации планируемого исследования использовались такие материально-технические средства как стакан, емкость с водой, стаканы с водой, трубочки от сока, приспособление для пускания мыльных пузырей, воздушные шары, «мыльные пузыри».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    воздух видимый и невидимый

    Познавательно- исследовательская деятельность в старшей группе...

    ОД (окружающий мир) "Воздух видимый и невидимый"

    в ходе образовательной деятельности дети узнают что внутри человека есть воздух, поупражняются в комбинировании различных техник при изображении  простейшего рисунка....

    Детский исследовательский проект по теме: "Воздух видимый и невидимый"

    Данный материал поможет работать над созданием детского индивидуального проекта...

    Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"

    Занятие - эксперементирование "Воздух видимый и невидимый". Для детей подготовительной группы....

    Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"

    Конспект занятия - эксперементирования "Воздух - видимый и невидимый...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности " Воздух видимый и невидимый"

    Интеграция образовательных областей: « Познание» ; «Коммуникация»:Программное содержание:Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Расширять з...