Конспект занятия на тему "Воздух видимый и невидимый"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24_poznavat-issled_deyat.docx44.55 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»

СЦЕНАРИЙ

Интегрированной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное  развитие»

Тема: «Человек и его тело»

Возрастная группа старшая  группа

Подготовила: Деренская О.А.,

Воспитатель ВКК

Орск, 24.04.2020 г.

Тема: «Воздух видимый и невидимый»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

Поддерживать интерес воспитанников к познавательной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием. Проявлять настойчивость и целеустремленность; воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку. 

Развивающие:

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Развивать сообразительность, внимание, любознательность.

Образовательные:

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный, невидимый, чистый воздух не имеет запаха, переносит запахи, безвкусный издает звук при колебании), способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.

Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.

Работа над словарем:

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Методы формирования сознания (беседа, игры, направленные на развитие познавательных процессов, рассказ воспитателя, загадка);
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (отгадывание загадок);
  3. Методы стимулирования поведения (поощрение);
  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
  5. Методы организации и осуществления познавательной деятельности

(проблемные вопросы).

Создание среды для организации и проведения ОД:  иллюстрации, знаки-символы.

Предварительная работа:

Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.

Виды детской деятельности вОД:

Коммуникативная

Двигательная

Познавательная

Планируемые  результаты из ООП ДО ДОО:

Личностные: Способен сосредоточенно действовать в течение 20-25 минут.

Интеллектуальные: Имеет первичные представления об объектах окружающего мира. Может участвовать в беседе.Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Создает изображения предметов по образцу.

Физические: Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

Критерии оценки деятельности детей вОД

  1. Активность  
  2. Самостоятельность
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
  4. Сопереживание
  5. Эмоциональность
  6. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
  7. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
  8. Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

- Материалы и оборудование:

Полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, тарелочка с водой, стакан, листы бумаги, карточки символы, листы бумаги.

Ход  интегративной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

Временной отрезок

1. Вводная часть.                                                          

Создание мотива для деятельности детей  

Организационный момент:

Психологический настрой.

Воспитатель:

Психогимнастика

Воспитатель:

 «Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ.

Плечиками чик-чик,

Глазками миг-миг.

За руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

Воспитатель:

-Ребята сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого оно и что в нем написано?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Мудрая сова. Лисенок, ежик и я сейчас находимся в стране знаний. Профессор страны знаний загадал нам загадку, а отгадать нам её никак не удается. Просим вас помочь.»

-Поможете, ребята?

Загадка

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это?

-В загадке говориться о невидимом веществе которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека.

Социально-коммуникативное развитие

5 минут

2.Основная часть.

Беседа, актуализация личного опыта детей

Проблемные вопросы

Воспитатель:

-Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо)

Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

-Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
- Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

Воспитатель достает мешочек.

- Что находиться в мешочке?

(ответы детей)

-Попробую наполнить мешочек тем невидимым, что находиться вокруг меня.

- Что теперь в мешочке? Какой он стал?

Дети: Упругий, мешочек наполнился.

-Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется - воздух.

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, проведем ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть его секреты.

Воспитатель:

-Знаками – символами  будем обозначать всё, что мы узнаем о воздухе.

- Ребята, а везде ли есть воздух?

Выслушиваю версии детей.

-Предлагаю  наполнить мешочки во всех местах комнаты.

-А теперь выпустите воздух. Где теперь воздух?

Дети: Он снова вокруг нас.

-Что мы сейчас узнали о воздухе?

Вывод: воздух есть повсюду, он нас окружает.

-Предлагаю изобразить, то, что мы сейчас узнали, детям с помощью символа.

-И я тоже его не вижу. Значит воздух, какой? Какими словами можно его назвать?

Дети: Невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно.

Это качество воздуха обозначим символом, чтобы про него не забыть.

Экспериментальная деятельность. Опыт1.

Воспитатель:

- Ребята, а вы хотите увидеть воздух?

Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыт. Для этого нам понадобится стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте, она сухая или мокрая (дети трогают и говорят, что она сухая).

-Как вы думаете, в стакане кроме ваты еще что-нибудь есть?

Выслушать предположения детей. --Предлагаю вам перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в миску с водой.

-Обратите внимание на то, что держать его нужно очень ровно.

-Ребята, как вы думаете, какой стала вата?

Дети: Вата стала мокрой.

(в-ль предлагает детям потрогать).

Дети: Вата осталась сухой.

-Если вата осталась сухой, значит туда не попала вода.

-Как вы думаете, что помешало воде намочить вату?

(ответы детей).

-Правильно, ей помешал воздух, который находиться в стакане.

Вывод: Воздух, который находиться в стакане не пускает туда воду.

Опыт2.

Воспитатель:

-А как вы думаете, если опуская стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдет?

- А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду).

-Что появляется в воде? (Пузырьки). Откуда они появились?

-Это воздух выходит из стакана и его место заняла вода.

 - Посмотрите, вата стала мокрой. Как вы думаете, почему?

- Воздух вышел, а его место заняла вода.

- С помощью опыта мы увидели пузырьки воздуха.

Опыт 3.

Воспитатель:

- Ребята, вы любите яблоки? Какое яблоко на вкус?

Ответы детей.

- Ребята, а у воздуха есть вкус?

Как мы можем это проверить? Ответы детей.

- Наберите ртом воздух, у него есть вкус? Ответы детей.

Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный.

Обозначение на листе секретов.

Опыт4.

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах?

-Как мы можем это проверить?

-Вдохните воздух носом.

-Что вы чувствуете?

Вывод: Чистый воздух не имеет запаха.

Обозначение на листе секретов.

-А сейчас? (воспитатель распыляет в сторону освежитель воздуха).

- Воздух пахнет цветами. Почему?

Дети: Вы распылили освежитель воздуха.

-Но ведь я распылила его не на вас, а в сторону окна, почему же вы смогли почувствовать запах?

Дети:- Воздух передал.

В: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Ответы детей.

Вывод: воздух передает запах.

Обозначение на листе секретов.

- А что нам нужно сделать, чтобы воздух в нашей комнате снова стал чистым?

Дети: Открыть окно и проветрить группу.

Физ. Минутка с элементами дыхательной гимнастики. «Самолет».

Мы отважные пилоты

За штурвалом самолета. (Руками изображают, как крутят штурвал).

Самолетик-самолет (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох).

Отправляется в полет (задерживается дыхание).

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, выдох).

Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание).

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).

И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание).

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).

Мы летаем высоко (руки поднять вверх).

Мы летаем далеко! (Ладошки складывают, как  если бы человек смотрел в бинокль).

Мы летали, утомились

И на стульчики приземлились! (Присесть).

Опыт5.

Воспитатель:

- Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете?

Дети:- Дыхание.

В:- Как вы думаете, что использует человек для дыхания?

-Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

- Ребята, а как вы думаете, воздух можно услышать?

- Вы что-нибудь слышите?

Вывод: Воздух не имеет звука.

Воспитатель:

- Ребята, предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха. Приложим к губам край листа тонкой бумаги и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук.

-Что происходит с бумагой?

Дети:- Она дрожит.

- Край бумаги дрожит и заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук.

-Приложите край листа бумаги и скажите па - па. Губы ощущают дрожание.

-Что происходит с краем листа бумаги?

-Он дрожит и заставляет дрожать, колебаться воздух.

Приложите пальцы к горлу и скажите, ощущаете дрожание горла.

 Голосовые связки, которые находятся у нас в горле, заставляют дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи. Вывод: Благодаря воздуху человек говорит. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух.

Познавательное развитие

Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

17 минут

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей.

Подведение итогов деятельности.

Рефлексия:

-Чем мы занимались сегодня на занятии?

-Что вам понравилось?

- Ребята,  кому мы сегодня помогали? 

- Какой эксперимент вам показался самым интересным?

- Какое задание вам показалось самым трудным?

-Что вы напишете в письме о воздухе?

 - Благодаря чему вам удалось справиться со всеми заданиями? (потому что уже много знаем и умеем; мы дружно работали и были настоящей командой)

  Вот и молодцы, хорошо поработали.

«А теперь мы улыбнемся,

крепко за руки возьмемся,

и друг другу на прощанье

мы подарим пожелания.

Будьте все здоровы».

Социально-коммуникативное развитие

3 минуты

Длительность интегративной деятельности: 25минут

Список использованной литературы:

Интернет – ресурс

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/01/30/zanyatie-po-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-temu-vozduh

https://kladraz.ru/blogs/yulija-leonidovna-maksakova/konspekty-igrovyh-zanjatii-s-doshkolnikami.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воздух видимый и невидимый

Познавательно- исследовательская деятельность в старшей группе...

ОД (окружающий мир) "Воздух видимый и невидимый"

в ходе образовательной деятельности дети узнают что внутри человека есть воздух, поупражняются в комбинировании различных техник при изображении  простейшего рисунка....

Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"

Занятие - эксперементирование "Воздух видимый и невидимый". Для детей подготовительной группы....

Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"

Конспект занятия - эксперементирования "Воздух - видимый и невидимый...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимые чернила. Симпатические»

Формирование элементарных представлений детей  старшего докольного возрвста о невидимых чернилах....

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Воздух видимый и невидимый"

Интеграция образовательных областей: « Познание» ; «Коммуникация»:Программное содержание:Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Расширять з...

Конспект НОД «Воздух видимый и невидимый»

Данная разработка рассчитана на детей младшего дошкольного возраста ипредназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Интеграция образовательных областей: «Познавательно...