Главные вкладки

    Конспект занятия на тему "Воздух видимый и невидимый"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    конспект занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 24_poznavat-issled_deyat.docx44.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»

    СЦЕНАРИЙ

    Интегрированной образовательной деятельности

    Образовательная область «Познавательное  развитие»

    Тема: «Человек и его тело»

    Возрастная группа старшая  группа

    Подготовила: Деренская О.А.,

    Воспитатель ВКК

    Орск, 24.04.2020 г.

    Тема: «Воздух видимый и невидимый»

    Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

    Воспитательные:

    Поддерживать интерес воспитанников к познавательной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием. Проявлять настойчивость и целеустремленность; воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку. 

    Развивающие:

    Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

    Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

    Развивать сообразительность, внимание, любознательность.

    Образовательные:

    Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный, невидимый, чистый воздух не имеет запаха, переносит запахи, безвкусный издает звук при колебании), способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.

    Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.

    Работа над словарем:

    Приемы руководства деятельностью детей:

    1. Методы формирования сознания (беседа, игры, направленные на развитие познавательных процессов, рассказ воспитателя, загадка);
    2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (отгадывание загадок);
    3. Методы стимулирования поведения (поощрение);
    4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
    5. Методы организации и осуществления познавательной деятельности

    (проблемные вопросы).

    Создание среды для организации и проведения ОД:  иллюстрации, знаки-символы.

    Предварительная работа:

    Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.

    Виды детской деятельности вОД:

    Коммуникативная

    Двигательная

    Познавательная

    Планируемые  результаты из ООП ДО ДОО:

    Личностные: Способен сосредоточенно действовать в течение 20-25 минут.

    Интеллектуальные: Имеет первичные представления об объектах окружающего мира. Может участвовать в беседе.Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

    Создает изображения предметов по образцу.

    Физические: Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

    Критерии оценки деятельности детей вОД

    1. Активность  
    2. Самостоятельность
    3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
    4. Сопереживание
    5. Эмоциональность
    6. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
    7. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
    8. Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий.

    Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

    - Материалы и оборудование:

    Полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, тарелочка с водой, стакан, листы бумаги, карточки символы, листы бумаги.

    Ход  интегративной деятельности

    Части НОД  

    Содержание

    Области

    Временной отрезок

    1. Вводная часть.                                                          

    Создание мотива для деятельности детей  

    Организационный момент:

    Психологический настрой.

    Воспитатель:

    Психогимнастика

    Воспитатель:

     «Мы руками хлоп-хлоп,

    Мы ногами топ-топ.

    Плечиками чик-чик,

    Глазками миг-миг.

    За руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся»

    Воспитатель:

    -Ребята сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого оно и что в нем написано?

    «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Мудрая сова. Лисенок, ежик и я сейчас находимся в стране знаний. Профессор страны знаний загадал нам загадку, а отгадать нам её никак не удается. Просим вас помочь.»

    -Поможете, ребята?

    Загадка

    Он невидимый, но все же

    Без него мы жить не сможем

    Окружает нас с тобой,

    Не поймать его рукой.

    Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это?

    -В загадке говориться о невидимом веществе которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека.

    Социально-коммуникативное развитие

    5 минут

    2.Основная часть.

    Беседа, актуализация личного опыта детей

    Проблемные вопросы

    Воспитатель:

    -Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо)

    Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

    -Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
    - Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
    - Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

    Воспитатель достает мешочек.

    - Что находиться в мешочке?

    (ответы детей)

    -Попробую наполнить мешочек тем невидимым, что находиться вокруг меня.

    - Что теперь в мешочке? Какой он стал?

    Дети: Упругий, мешочек наполнился.

    -Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется - воздух.

    Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, проведем ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть его секреты.

    Воспитатель:

    -Знаками – символами  будем обозначать всё, что мы узнаем о воздухе.

    - Ребята, а везде ли есть воздух?

    Выслушиваю версии детей.

    -Предлагаю  наполнить мешочки во всех местах комнаты.

    -А теперь выпустите воздух. Где теперь воздух?

    Дети: Он снова вокруг нас.

    -Что мы сейчас узнали о воздухе?

    Вывод: воздух есть повсюду, он нас окружает.

    -Предлагаю изобразить, то, что мы сейчас узнали, детям с помощью символа.

    -И я тоже его не вижу. Значит воздух, какой? Какими словами можно его назвать?

    Дети: Невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно.

    Это качество воздуха обозначим символом, чтобы про него не забыть.

    Экспериментальная деятельность. Опыт1.

    Воспитатель:

    - Ребята, а вы хотите увидеть воздух?

    Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыт. Для этого нам понадобится стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте, она сухая или мокрая (дети трогают и говорят, что она сухая).

    -Как вы думаете, в стакане кроме ваты еще что-нибудь есть?

    Выслушать предположения детей. --Предлагаю вам перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в миску с водой.

    -Обратите внимание на то, что держать его нужно очень ровно.

    -Ребята, как вы думаете, какой стала вата?

    Дети: Вата стала мокрой.

    (в-ль предлагает детям потрогать).

    Дети: Вата осталась сухой.

    -Если вата осталась сухой, значит туда не попала вода.

    -Как вы думаете, что помешало воде намочить вату?

    (ответы детей).

    -Правильно, ей помешал воздух, который находиться в стакане.

    Вывод: Воздух, который находиться в стакане не пускает туда воду.

    Опыт2.

    Воспитатель:

    -А как вы думаете, если опуская стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдет?

    - А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду).

    -Что появляется в воде? (Пузырьки). Откуда они появились?

    -Это воздух выходит из стакана и его место заняла вода.

     - Посмотрите, вата стала мокрой. Как вы думаете, почему?

    - Воздух вышел, а его место заняла вода.

    - С помощью опыта мы увидели пузырьки воздуха.

    Опыт 3.

    Воспитатель:

    - Ребята, вы любите яблоки? Какое яблоко на вкус?

    Ответы детей.

    - Ребята, а у воздуха есть вкус?

    Как мы можем это проверить? Ответы детей.

    - Наберите ртом воздух, у него есть вкус? Ответы детей.

    Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный.

    Обозначение на листе секретов.

    Опыт4.

    Воспитатель:

    - Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах?

    -Как мы можем это проверить?

    -Вдохните воздух носом.

    -Что вы чувствуете?

    Вывод: Чистый воздух не имеет запаха.

    Обозначение на листе секретов.

    -А сейчас? (воспитатель распыляет в сторону освежитель воздуха).

    - Воздух пахнет цветами. Почему?

    Дети: Вы распылили освежитель воздуха.

    -Но ведь я распылила его не на вас, а в сторону окна, почему же вы смогли почувствовать запах?

    Дети:- Воздух передал.

    В: Значит, какой мы можем сделать вывод?

    Ответы детей.

    Вывод: воздух передает запах.

    Обозначение на листе секретов.

    - А что нам нужно сделать, чтобы воздух в нашей комнате снова стал чистым?

    Дети: Открыть окно и проветрить группу.

    Физ. Минутка с элементами дыхательной гимнастики. «Самолет».

    Мы отважные пилоты

    За штурвалом самолета. (Руками изображают, как крутят штурвал).

    Самолетик-самолет (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох).

    Отправляется в полет (задерживается дыхание).

    Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, выдох).

    Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание).

    Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).

    И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание).

    Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).

    Мы летаем высоко (руки поднять вверх).

    Мы летаем далеко! (Ладошки складывают, как  если бы человек смотрел в бинокль).

    Мы летали, утомились

    И на стульчики приземлились! (Присесть).

    Опыт5.

    Воспитатель:

    - Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете?

    Дети:- Дыхание.

    В:- Как вы думаете, что использует человек для дыхания?

    -Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

    - Ребята, а как вы думаете, воздух можно услышать?

    - Вы что-нибудь слышите?

    Вывод: Воздух не имеет звука.

    Воспитатель:

    - Ребята, предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха. Приложим к губам край листа тонкой бумаги и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук.

    -Что происходит с бумагой?

    Дети:- Она дрожит.

    - Край бумаги дрожит и заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук.

    -Приложите край листа бумаги и скажите па - па. Губы ощущают дрожание.

    -Что происходит с краем листа бумаги?

    -Он дрожит и заставляет дрожать, колебаться воздух.

    Приложите пальцы к горлу и скажите, ощущаете дрожание горла.

     Голосовые связки, которые находятся у нас в горле, заставляют дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи. Вывод: Благодаря воздуху человек говорит. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух.

    Познавательное развитие

    Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие

    Речевое развитие

    17 минут

    3.Заключительная часть.

    Оценка деятельности детей.

    Подведение итогов деятельности.

    Рефлексия:

    -Чем мы занимались сегодня на занятии?

    -Что вам понравилось?

    - Ребята,  кому мы сегодня помогали? 

    - Какой эксперимент вам показался самым интересным?

    - Какое задание вам показалось самым трудным?

    -Что вы напишете в письме о воздухе?

     - Благодаря чему вам удалось справиться со всеми заданиями? (потому что уже много знаем и умеем; мы дружно работали и были настоящей командой)

      Вот и молодцы, хорошо поработали.

    «А теперь мы улыбнемся,

    крепко за руки возьмемся,

    и друг другу на прощанье

    мы подарим пожелания.

    Будьте все здоровы».

    Социально-коммуникативное развитие

    3 минуты

    Длительность интегративной деятельности: 25минут

    Список использованной литературы:

    Интернет – ресурс

    https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/01/30/zanyatie-po-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-temu-vozduh

    https://kladraz.ru/blogs/yulija-leonidovna-maksakova/konspekty-igrovyh-zanjatii-s-doshkolnikami.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    воздух видимый и невидимый

    Познавательно- исследовательская деятельность в старшей группе...

    ОД (окружающий мир) "Воздух видимый и невидимый"

    в ходе образовательной деятельности дети узнают что внутри человека есть воздух, поупражняются в комбинировании различных техник при изображении  простейшего рисунка....

    Детское исследование: «Воздух видимый и невидимый»

    В данном исследовании происходит формирование представленией детей о воздухе и его свойствах....

    Детский исследовательский проект по теме: "Воздух видимый и невидимый"

    Данный материал поможет работать над созданием детского индивидуального проекта...

    Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"

    Занятие - эксперементирование "Воздух видимый и невидимый". Для детей подготовительной группы....

    Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"

    Конспект занятия - эксперементирования "Воздух - видимый и невидимый...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимые чернила. Симпатические»

    Формирование элементарных представлений детей  старшего докольного возрвста о невидимых чернилах....