Конспект интегрированного занятия "Чудо ложки". (старшая группа детского сада).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Смирнова Наталия Геннадьевна

Конспект по образовательной области "Познание". Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozhki.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром.

«Чудо- ложки».

ГБОУ школа 851

Сумская ул. 4А

Смирнова Н.Г.

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. Познакомить детей с историей ложки;

2. Воспитывать интерес к народным ремеслам;

3. Развивать речь, пополнять активный словарь;

Словарная работа: ложкари, ложечники, баклуши, артель, резчики, красильщики, лачилы, ложки (лжица, межеумок, бутырка, баская, носатая, черенок, ярко-алая киноварь, черная сажа, золотое узорочье;

Материал: Презентация, интерактивная доска, ноутбук, сундучок, деревянные ложки, заготовки для выполнения граттажа (листа А4 раскрашенная восковыми мелками красного, оранжевого и желтого цветов и покрытая черной гуашью с добавлением капли жидкого мыла) и заостренные палочки - шпажки, аудио-запись «Наша хохлома» из сборника Ю. Чичкова «Ромашковая Русь», песни «А я чайничала, самоварничала»;

Предварительная работа: Чтение сказки Т. Кирюшатовой «Лошкарь Прошка и козья ножка», чтение рассказа М. Бартенева «Как трудно бить баклуши», выполнение граттажа «Хохлома» и «Гжель», дидактическая игра о ремеслах «Дело мастера боится», создание в группе мини-музея «Народные ремесла», рассматривание картины «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Содержание деятельности:

Воспитатель (вносит сундучок) : Отгадайте загадку:

Круглое лицо вытянуто, как яйцо,

Длинная ножка. Чем щи хлебают?  (Н. Майданик)

Дети: Ложка.

Воспитатель: Посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку. (достает ложку из сундучка) . Вот она, ложка. Она о себе может сказать «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». Ребята, что интересного вы знаете о ложках?

Дети: (рассказывают о том, что мы читали о ложках)

Воспитатель: Я приглашаю вас поближе познакомиться с историей ложки, садитесь.

2 слайд: Стоит в глубине керженских лесов Нижегородского края город Семенов, который называют «ложкарной столицей». Здесь поставлен памятник мастеру Семёну-ложкарю.

3 слайд: Ложку человек придумал еще в древности. Сначала ее пытались сделать из костей животных, из камня, но есть такой ложкой было неудобно, а позже ложки стали вырезать из дерева.

4 слайд: Первые этапы изготовления заготовок для ложек доверяли даже детям. Вспомните, как называются эти заготовки? (Баклуши) . А как называл свой нож для вырезания ложек ложкарь Прошка из сказки? (Козья ножка)

5 слайд: Мастера-ложечники или ложкари работали коллективно, такой коллектив назывался «артель».

6 слайд: Артельщики работали дружно, слаженно, очень производительно.

7 слайд: У каждого артельщика была своя специализация: резчики, красильщики, лачилы. Как вы думаете, чем занимались резчики, (красильщики, лачилы? (Ответы детей) .

8 слайд: Готовые изделия везли продавать на ярмарку. Что такое ярмарка?

 (Ответы детей) . Скупщики торговали ложками даже за границей.

9 слайд: У каждого мастера был свой почерк. В городе Семенове помнят и чтут резчика Н. С. Мерзлова, он оставлял свои изделия неокрашенными, делал ложки из разных пород деревьев. Мастер любил изобретать различные формы черенков ложек.

10 слайд: Всякая ложка на Руси имела свое название. Например, ложечку для святого причастия с крестом на конце черенка называли «лжицей», простую широкую ложку средней величины называли «межеумок», бурлацкая ложка «бутырка» считалась самой крупной. Ложка «баская» (красивая) была долговатой и тупоносой. «Носатой» называли всякую остроносую ложку.

11 слайд: До того, как попасть в руки художника (красильщика, деревянная посуда проходила сложный путь подготовки. Сначала резное «бельё» натирали жидким раствором глины, после сушки смазывали льняным маслом, затем покрывали олифой, сушили, расписывали, покрывали лаком и сажали на противнях в жарочные шкафы с температурой 250 градусов.

12 слайд: Для хохломы характерны своеобразные сочетания красок – ярко-алой «киновари», чёрной «сажи», золотой и зеленой. Именно эти цвета выдерживают закалку при высокой температуре.

13 слайд: Семеновские чудо-ложки, золотое узорочье, которое так греет душу – лучший сувенир из России и, как встарь, они могут многое рассказать о русских умельцах, сохранивших секреты Древней Руси.

Воспитатель: Мы с вами выучили пословицы и поговорки о ложке. Наши гости хотели бы узнать, какой смысл скрыт в них.

Дети говорят выученные заранее пословицы и поговорки и объясняют их смысл

-Запасливый гость без ложки не ходит;

-Ложка дегтя испортит бочку меда;

-Наш Мирошка ест и без ложки;

-Один с сошкой, а семеро с ложкой;

-Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись;

-Был бы обед, а ложка сыщется;

Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь;

Воспитатель: Ребята, а как еще использовались деревянные ложки? (Ответы)

Правильно, как музыкальный инструмент. (Звучит песня «А я чайничала, самоварничала»

Дети берут ложки и идут по кругу, постукивая ложками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада "Покорители космоса"

Задачи: - Расширить и закрепить знания детей о космическом пространстве, планетах. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек.- Содействовать акти...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада Тема: «Путешествие в стране Светофории»

Программное содержание: Уточнить понятие «знак», умение различать дорожные знаки и знаки поведения в лесу. Упражнять в умении  выделять дорожные знаки(сервиса, запрещающие ,предупреждающие),объед...

"Осенние листья по ветру летят..." Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада

Конспект занятия в старшей группе по закреплению и обобщению темы "Осень"...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: «Зима на Дону.»

Наш датский сад активно работает в направлении "Патриотического воспитания"Вот и я решила сделать интегрированное занятие на эту тему....

Конспект интегрированного занятия для старшей группы детского сада "Моя Москва".

Интегрированное занятие проводится в рамках проекта "Я- москвич"....