Как мы знакомим детей с историей и культурой России
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чубарова Ирина Вадимовна

В материале представлен опыт работы по патротическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_zasedaniii.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании  «Школы пед. мастерства» :

    Как мы знакомим детей с историей и культурой России

                                                                          Чубарова И.. В.

Мы все россияне, мы любим и гордимся своей Родиной, но любить и беречь можно только то,  что чувствуешь , знаешь и понимаешь.  Наши ребятишки  знают порой больше о Бетменах, человеках-пауках, Винксах,  , чем о народной игрушке или традициях.

Воспитывать патриота - россиянина надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традиция. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми прослеживать связь между стариной и днем настоящим.

Лучшим способом знакомства детей с культурой и историей Отечества является интегрированный подход, т.е. включение сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Основные задачи разделов обучения в подготовительной  группе

  1. Путешествие в историю- поддерживать интерес к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями  об исторических событиях, конкретных личностях.
  2. Быт и традиции – Знакомство детей с жилищем русских людей, его устройством. Знакомство с предметами быта, русским национальным костюмом. Продолжать развивать интерес к русским традициям, праздникам.

                         Знакомить с развитием  и усовершенствованием средств передвижения,  

                    изменении условий быта человека, грамоты,   о развитии труда человека,  

                   профессиях, ремеслах.

  1. В мире русского языка – приобщать детей к богатствам русской литературы, знакомить детей с русскими сказками, пословицами и поговорками, былинами, загадками.
  2. Творение рук человеческих – Расширять знания детей о русской народной игрушке¸ народных промыслах ( жестово, хохлома, Городец, гжель…) Воспитывать  бережное отношение к произведениям прикладного искусства русских мастеров, желание самим создавать поделки по мотивам  народного искусства.  Воспитывать интерес к произведениям русских художников
  3. Чудное раздолье – расширять представления о богатстве  русской земли, родного края, о бережном обращении к природным богатствам, воспитывать чувство ответственности за природу родного края.

   Занятия и праздники в детском саду постоянно подталкивают нас на необходимость возврата к историческим корням, к истокам русской культуры. Так, готовясь к осеннему утреннику «Кузьминки», мы разучивали с детьми танец «Богатырская сила»  На вопрос: «Кто такие богатыри?», дети не смогли дать связного ответа, поэтому пришлось в свободное от занятий время почитать детям былины о богатырях, рассмотреть иллюстрации русского вооружения,  рассмотреть картину Васнецова «Богатыри» Все это было сделано с целью,  вызвать интерес, чувство гордости за богатырскую силу Руси, желание подражать богатырям. Зато и танец получился на славу!

 Готовясь к народным и государственным праздникам, мы рассказываем детям, как эти праздники возникли, как их праздновали раньше, какие традиции соблюдали раньше и теперь. Так в ноябре в преддверии Дня народного единства мы рассказывали детям  о Минине и Пожарском, о Иване Сусанине. Зимой знакомили детей  с историей и традициями празднования Нового года .  Продолжаем знакомить с русскими традициями,

с русской традиционной пищей (Блины, печенье –жаворонки…) при подготовке к Масленице, Пасхе

Работая с детьми над проектом «Чем опасен мусор», который был посвящен борьбе с загрязнением окружающей среды и разумным способам утилизации бытовых отходов, мы не смогли обойти и проблему обращения с мусором и бытовыми отходами в старину, и сами и дети узнали много интересного и поучительного

Еще ранее, работая над проектом «Тайна имени»,  помимо правовых знаний, что каждый человек имеет право на имя, дети узнали об истории возникновения имен, фамилий, узнали ,что фамилия передается из поколения в поколение. Ребята вместе с родителями попробовали нарисовать свое семейное фамильное родословное дерево.  Это тоже было интересно для всех участников проекта.

С ребятами нашей группы мы любим порассуждать над пословицами и поговорками. Каждый понимает их по своему, порой разгораются споры,  мы вместе разбираемся, дети высказывают свои суждения, делают выводы. В группе есть книга «Толкование русских народных пословиц и поговорок» мы часто к ней прибегаем в работе с детьми. Так же в книжном уголке оформлена страничка «Пословица не даром молвится», где периодически вывешиваем пословицы в соответствии с изучаемым событием.

Изучая на математике цифры второго десятка, детям очень понравилось, как в старину считали и образовывали числа. Десять - это дцать.  Каждое число верх двадцати ложится на дцать: один на дцать – одиннадцать, два на дцать – двенадцать… С интересом слушали и пытались измерить расстояние на практике с помощью старинных русских народных

мер: локоть, пядь.

 В группе есть уголок изобразительного творчества, где представлены народные промыслы и  игрушки, которые помогают детям отражать и закреплять  в своих работах,  знания о народном искусстве.

Мы надеемся, что проводимая нами работа помогает приобщить детей к основным компонентам человеческой культуры и воспитать в детях чувство гордости за свою Родину, посеять зачатки патриотизма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как начинать знакомить детей с историей Царского Села»

Знакомство с городом необходимо начинать с детьми еще до школы, когда дети очень любознательны и впечатлительны, обладают хорошей памятью. Это позволяет формировать у них интерес к городу, истории его...

Приобщение к истории и культуре России

Консультация для родителей...

Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...

Выступление на педагогическом совете «Знакомство детей с историей и культурой народов населяющих Россию»

систематизация работы педагогичекского коллектива по «История и культура чувашского народа»...