«Путешествие в страну музыкальных инструментов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пыркова Людмила Юрьевна

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Цели и задачи: Расширять представление детей о многообразии музыкальных инструментов. Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами: скрипка, гармонь, балалайка. Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко выражать свои мысли. Обогащать словарный запас, знания детей о разных странах.
Предварительная работа: разучивание песен, танца с ложками, знакомство с некоторыми музыкальными инструментами, разучивание загадок, пословиц.
Демонстрационный материал: видеопроектор со слайдами, музыкальные инструменты

Дети стоят полукругом.
Музыкальное приветствие (Здравствуйте, ребята!).

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по разным странам. Но прежде, я хочу обратить внимание на наших гостей, которые отправятся в путешествие вместе с нами. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: Ребята, все люди очень любят путешествовать. Как вы думаете, почему им нравиться ездить по разным странам?

-чтобы открыть для себя что-то новое, интересное…

-чтобы больше узнать о мире…

-чтобы познакомиться с культурой других народов…

-чтобы посмотреть, как живут другие люди…

-чтобы посетить музеи, театры, цирки…

-чтобы учиться, набраться знаний «Лучше один раз услышать, чем сто раз услышать»

кто-то путешествует для занятия спортом: лыжный спорт, сноуборд, серфинг…

-чтобы получить новые впечатления…
Воспитатель: Ребята, а на каком виде транспорта можно отправиться в путешествие?

- самолете, поезде, корабле, машине…

Воспитатель: Итак, мы с вами превращаемся в юных путешественников и летим навстречу новым открытиям на воздушном шаре. Путешествие будет необычным- мы отправляемся вслед за музыкой. Давайте  с вами возьмемся за руки и полетим на воздушном шаре. Занимайте места.

Звучит испанская народная мелодия.

 Воспитатель: Ребята, слышите музыку, она такая веселая, солнечная, энергичная, ритмичная.

И мы в Испании.

Испания –  страна яркого летнего солнца, музыки и неповторимой кухни

Невозможно описать красоту природы Испании.  Также в этой стране родилось множество талантливых художников (Сальвадор Дали, Пикассо), музыкантов (Энрике Иглесиас,  Марк Антони ), актёров и писателей(Мигель де Сервантес). Испании посвящены тысячи книг(«Дон Кихот»), сотни фильмов и популярных песен и мелодий, которые исполняют на музыкальном инструменте. А может

 кому-то уже знаком этот инструмент? Отгадайте загадку:

Скрипки старшая сестра.

С ней не скучно у костра.

Подберет любой мотив.

У нее есть струны, гриф,

Шесть колков, изящный стан.

Корпус – словно барабан.

Но не выдержит удара.

Инструмент зовут Гитара.

Воспитатель: Гитара - испанский народный инструмент

 Муз руководитель:  Раньше  гитара была трех- и четырехструнной. Играли на ней пальцами. Позже  в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила в Испании, где она стала подлинно народным инструментом.  В настоящее время у гитары 6 струн. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится  одна из самых любимых инструментов. Используется гитара во многих музыкальных жанрах, как сольный инструмент, так и как аккомпаниатор. Испанцы прославились не только  своим инструментом и своими зажигательными танцами. Посмотрите, на главной площади города собираются юные испанки.

Танец девочек.

Воспитатель: Спасибо большое девочки.

Ребята,  мы отправляемся  с вами дальше…

звучит итальянская народная мелодия (по выбору муз.рук.)

Воспитатель: Вы слышите, это звучит итальянская музыка, а значит нам пора приземлятся.  Мы в Италии, а что вы знаете об Италии?

Дети: это страна макарон,  В Италии готовят вкусную пиццу, здесь родились сказочные герои Чиполлино, Пиноккио

Воспитатель: Ребята, мы в чудесном итальянском городе Венеция. Здесь совсем нет улиц. Она построена на островах со всех сторон окруженных водой. Поэтому жители передвигаются по городу с помощью длинных лодок, которые называются гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по воде, рождались песни лодочников. Эти песни плавны и певучи, их поют под  итальянский музыкальный инструмент, с которым я хочу вас познакомить .

(рассказ сопровождается слайдами заранее подготовленной презентации).

Воспитатель:  Может кому-то уже знаком этот инструмент?

Мальчик играет на скрипке.

Дети: Это скрипка.                                                                                 Воспитатель:  Да, верно, это королева оркестра – скрипка. А что вы знаете о скрипке?

Дети: У скрипки четыре струны, держат её на плече и зажимают подбородком, на ней играют смычком.

Муз. Руководитель:  Скрипка  относится к группе струнно-смычковых инструментов.         Изготавливают скрипку в разных странах, но лучшие мастера жили в Италии. Чтобы изготовить скрипку они отправлялись в лес и искали подходящее дерево. То дерево, на которое чаще всего садились птицы, и было подходящим. Спиливали его обычно зимой, когда дерево спит. Опускали его потихоньку, чтобы не повредить. Технологию изготовления скрипки держали в строгом секрете и передавали из поколения в поколение, от отца к сыну.

Воспитатель:   Я предлагаю вам прослушать стихи про скрипку:

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет с
крипка

В симфоническом оркестре

Её голос самый главный,

Самый нежный и певучий

Коль смычок проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий

Узнаем мы без ошибки

Инструмент волшебный- скрипку.

Воспитатель:  Ребята, а где  происходит волшебство? вы любите сказки?  а кто из героев итальянской сказки « Приключения Пиноккио» играл на скрипке? (Пьеро).А давайте, заглянем в театр Марионеток, посмотрим, что происходит за кулисами.

                                                    

Появляются Пьеро и Арлекин.

Арлекин:         Я - Арлекин, веселый и задорный

 И почти совсем беззлобный,

Я спешил к вам, торопился,

Чуть в канаву не свалился,

На березу налетел,

Носом два куста задел,

Но все равно, я к вам успел.

Пьеро:         А я – Пьеро, и я грущу,

                И сказать я вам хочу,

                Играть на скрипке  я люблю

                Грустную  мелодию свою

Коломбина: Как  много дней меж ними  спор ведется.

                     Они совсем два разных персонажа.

Один - весь яркий смех, все живо в нем, остро.

Другой - всегда уныл и все его печалит.

О как же быть мне?

Арлекин:         Весел я и ради вас

Вновь готов пуститься в пляс.

Пьеро:         И я готов писать стихи, играть на скрипке

О, Коломбина, помоги…

Коломбина: 

                  Друзья мои! Не стоит вам ругаться.

Попробуем мы с вами разобраться.

                     Я предлагаю состязанье

Для вас придумала задание

Вы, друзей скорей зовите

 И команды соберите.

Воспитатель:  Ребята, поможем подружиться Пьеро и Арлекино. разделимся на две команды. Под звуки скрипки ,надо собрать правильно музыкальные инструменты. Вы готовы? 

Проводится игра «Собери музыкальный инструмент»

 (принцип игры в пазлы)

Пьеро и Арлекин: Спасибо, ребята. Вот мы и помирились. Нам понравилось играть с вами. До свидания!

Воспитатель: Молодцы!  Ребята мы отправляемся с вами дальше.

.

Воспитатель:   Вы слышите перезвон колоколов? Мы в Москве – столице России.

Воспитатель:  Ребята, а что вы знаете о России? 

Россия - наша Родина, страна, в которой мы живём                                Россия- самая большая страна в мире.   Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день                                        Россия – самая богатая лесами страна в мире.                                                 -В России много всего самого прекрасного: красивая природа, города, замечательные люди.

Нашей страной руководит Президент В.В,Путин                                Главный город России - Москва.

что еще является неофициальным символом России?

Ребенок: Многие люди символом России считают белоствольную березоньку, потому что таких берез, как у нас, нет больше нигде в мире.

Воспитатель: Правильно, а теперь я хочу загадать вам загадку:

Что  мы сначала ломаем,

а потом играем?     (Матрешка)

(Если дети затрудняются отгадать, воспитатель загадывает другую загадку).

Они и летом и зимой

Любят жить одна в одной.

Принесите им сапожки –

И пойдут плясать …(матрешки).

(Демонстрация матрешки).

Инопланетянин: А из чего делают матрешки? (Ответы детей).

Воспитатель: Делают матрешек обычно из липы и других пород дерева. Для каждой из них мастер выбирает дерево. Выбирает его с толком и разумом. А дерево – оно же живое. Оно впитало в себя солнышко да силу земную. Вот и светится матрешка солнечным светом, и греет и силу придает.

Воспитатель: Мы находимся в столице нашей Родины- Москве . Москва –красивейший город. Какие достопримечательности Москвы вы знаете?

 ( Красная площадь, Кремль, собор Василия Блаженного, вечный огонь).

-А  знаете,   что знакомство с Москвой  начинается с Красной.площади. Вся площадь выложена брусчаткой. На этой площади есть великолепные соборы и красивые храмы. Еще одним знаменитым сооружением является Кремль с курантами. Каждый год здесь проходят демонстрации и парады. У вечного огня в любую погоду стоят часовые. Главным сувениром России является матрешка. (показывает матрешку).  В России так же как и в других странах есть народные музыкальные инструменты. Какие русские народные инструменты вы знаете?

Дети: Балалайка, гармонь, ложки, трещотки, гусли.

Муз. руководитель:   Самыми известными русскими народными музыкальными инструментами являются гармонь и балалайка, ложки. Звуки этих инструментов поднимают настроение, веселят народ. Играть на гармони не просто. Нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки – клавиши. Трудность еще в том, что гармонист не видит клавиши, а играет на ощупь. Давайте послушаем, как звучит гармонь (звучит гармонь). 

 Ребята, отгадайте что это за музыкальный инструмент:
Звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая отгадай-ка
Это наша … (балалайка)


Правильно. У балалайки три струны. Но, не смотря на это, на ней можно сыграть много красивых мелодий. (прослушивают звуки балалайки) На этих инструментах звучат разные песни, печальные, протяжные, веселые, плясовые и частушки.

А самыми первыми музыкальными инструментами в России были ложки

Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родители расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры. Мальчики сейчас сыграют на ложках.

                                          Дети исполняют танец  с  ложками

А теперь, чтобы нам вернуться в наш детский сад, нам нужно опять полететь на воздушном шаре (звучит спокойная музыка)

Вот и закончилось наше путешествие, вам оно понравилось? Что вам понравилось?

1 ребенок: За время нашего путешествия, я узнал  много нового и интересного.

2 ребенок: А я теперь могу сказать : «Все земли хороши, а своя так лучше всех!»

Воспитатель:   Здесь мы дома. Здесь нам знакома каждая травинка, каждая тропинка. Путешественники всегда возвращаются домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по музыке "путешествие в страну музыкальных инструментов"

Проект по музыке, охватывающий все области...

Презентация "Путешествие в страну музыкальных инструментов"

Презентация "Путешествие в страну музыкальных инструментов"...

Конспект музыкального занятия в старшей - подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Цель:формировать основы музыкальной культуры дошкольников;развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....

Презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет на тему: «Путешествие в страну музыкальных инструментов». Игра «Найди лишний инструмент»

Презентация к музыкальному занятию  для детей  6-7 лет на тему: «Путешествие в страну  музыкальных инструментов»....

Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""

Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""...