Конструкт "Путешествие на остров"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конструкт для детей старшего возраста про путешествие на остров, занятие комбинированное, познавательное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

Тема (проект, событие) «Путешествие на остров»

Цель: научить детей определять различные свойства предметов в процессе экспериментирования с водой 

Возрастная группа: 5-6 лет.

Форма НОД: интегрированное занятие.

Форма организации: (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная).

Учебно-методический комплект: Примерная ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Москва 2012г.

Материалы к занятию Бутылка с запиской алгоритмом; поднос, тазик с водой, различные материалы: дерево, металл, бумага, пластмасса, поролон);  сундучок с различными материалами: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса, записка со схемой алгоритмом, ноутбук.

На каждого ребёнка: поднос, пипетка, магнит, ложечка, ножницы, фломастер, камень, емкость с водой, образцы различных материалов: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса, карта – схема.

Музыкальные: запись «шум моря», музыка папуасов

Мультимедийные: презентация «Море, бутылка в волнах, карта, остров»

ЗАДАЧИ

Обучающие:

  • Учить детей экспериментировать с разным материалом, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса, поролон
  • Учить исследовать  предметы, выделяя выраженные  свойства и качества (дерево, металл, бумага, пластмасса, ткань, резина)
  • Учить самостоятельно принимать решение в ходе  экспериментальной деятельности, проверять  это решение.
  • Пополнить понятийный словарь детей за счет слов: материал, свойства, исследование, карточки схемы, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Развивающие: 

  • Продолжать учить детей использовать в своей работе схемы, алгоритмы.
  • Развивать логическое и ассоциативное мышление, умение наблюдать за свойствами предметов, делать выводы.
  • Развивать умения выдвигать гипотезы о свойствах предметов и  их применении
  • Определить условия для выявления и проверки своих гипотез.
  • Развивать умение  задавать и отвечать на вопросы.
  • Формировать у детей коммуникативные навыки и навыки сотрудничества.

Воспитательные: 

  • Воспитывать умение следовать социальным нормам поведения и правилам.
  • Приобщать к культурным ценностям (чувство гражданской солидарности).
  • Воспитывать способность, оказывать помощь, учитывать чувства других людей.

Этапы

деятельности

(алгоритм)

Действия,

 деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 (продукт деятельности, компетентности, качества)

1. Введение в тему эмоциональное погружение. Эмоциональный настрой.

Воспитатель приветствует детей, знакомится с ними. Стимулирует любознательность детей, интерес.

Воспитатель: (включается фонограмма «шум моря», на экране появляется изображение моря)

 Ребята, мы с вами оказались у моря, каким вы его видите?

А, что это там такое показалось в волнах?

(слайд: бутылка вынесенная волной)

Дети здороваются.

Слушают, сосредотачивают внимание

Ответы детей 

Ответы детей

Формируется эмоционально-ценностное отношение к совместной деятельности с педагогом.(личностный компонент)

Формирование умения видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта

(ответы детей)

Охотно вступают в контакт

с воспитателем и сверстниками.

2. Основной этап познания через исследование

Педагог эмоционально включает детей в деятельность.

Воспитатель: Ребята, что нам хотели этим сказать?

 Вы правильно догадалась, нас просят о помощи, жители одного далёкого острова. Хотите помочь? Но, как, же мы туда доберёмся?

 Если среди ответов детей появляется высказывание о том, что можно изготовить лодку, то воспитатель развивает эту идею. Дети, подскажите, пожалуйста, как и из чего можно сделать лодку.

Какими свойствами должна обладать лодка?

(Держаться на воде и не тонуть)

• Какие материалы отвечают этим требованиям, из чего мы можем построить лодку?

(Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее    бумаги; можно попробовать поролон.)                                                      

• Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства лодки?

Дети высказывают предположения о бутылке с посланием.

Дети высказывают предположения о том как добраться до острова.

Дети высказывают мнение о свойствах лодки.

Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.

Ответы детей 

Формирование умения видеть существенные признаки в образе объекта. (наблюдательность) (Называют прилагательные.)

Высказывают личное мнение

Педагог вводит элемент новизны.

Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется? »

В ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить? » (Я взял железо, дерево и т. д., чтобы проверить, тонет оно или нет.)

Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов:

• Что получилось?

• Какие выводы ты сделал?

• А как это получилось?

• Из чего бы ты посоветовала сделать лодку?

• А это значит.

Педагог активизирует деятельность детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь деревянных предметов (большие кубики), они нам должны пригодится для постройки лодки.  Лодка готова, а вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

(звучит шум моря, крик чаек) (слайд: море)

Воспитатель: Вот оно какое море! Разноцветное и голубое

Волнами шумящее, чайками кричащее,

чистое, солёное, тёплое, рифлёное

С небом обнимается, Солнцу улыбается.

(слайд: остров)

Педагог предоставляет возможность найти свой вариант ответа каждому ребенку.

Что это на горизонте? Мы совсем близко.

(Звучит музыка папуасов)

Воспитатель: Ну, вот мы и на острове. Ребята, а вот и сундук, который был нарисован на схеме. (Воспитатель берёт сундук и открывает его). Посмотрите, в этом сундуке находятся различные материалы. Как вы думаете, какую помощь хотели попросить туземцы?

Я тоже думаю, что они просто не знают, что это такое, и просят нас объяснить. А для того чтобы жителей острова познакомить с этими материалами, нам необходимо определить их свойства. Как это можно сделать? (Провести опыты с ними).

Воспитатель: В сундуке находятся различные материалы, каждый пусть выберет себе по одному.

Дети подходят к столу, на котором находятся предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона и тазик с водой, проводят эксперимент.

Примерные выводы детей:

• Я бы сделал лодку из дерева — у меня деревяшка не утонула.

• А у меня пластмассовый кубик не утонул: наверное, можно и из нее построить.

• Железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит.

• А поролон сильно намокает — это плохо.

Нам лучше строить лодку из дерева или пластмассы.

Дети строят лодку из стульев и большого деревянного строительного материала.

Дети выражают собственные суждения.

Ответы детей  (земля, остров)

Рассматривают  слайды моря и острова, слушают музыку.

Рассматривают  содержание сундука

Предположения детей

Развитие умения использовать полученную информацию при выполнении опытных действий.

Выполняют действия для развития мелкой моторики.

Выполняют действия для получения результата.

Эмоционально реагируют.

Развитие умения анализировать  объекты и обнаруживать у них существенные признаки. (мыслительные способности)

Выражают собственные мысли, сравнивают, анализируют

 Находят сходства и отличия между  предметами

Проводят эксперимент

Чтобы стать исследователями, пройдём, в нашу передвижную лабораторию. Ребята, обратите внимание, что на разных столах находится разный материал для исследования. Вам нужно найти своё место в соответствии с тем материалом, который вы выбрали.

Дети расходятся по своим рабочим местам

Надевают фартучки

 Педагог активизирует обсуждение и согласовывает  последовательность действий детей.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы провести опыты, у каждого на столе есть карточки-схемы. Напомните, пожалуйста, что они обозначают.

Воспитатель: Для того чтобы вы всё запомнили и могли рассказать о своём материале, я предлагаю вам зарисовать результаты ваших открытий в этих карточках. Приступайте, пожалуйста, к опытам.

(звучит спокойная, тихая музыка и шум моря)

Дети делают самостоятельный выбор цвета ленты и осваивают последовательность действий при завязывании ленты.

Проведение самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности воспитанниками 

Дети совместно с воспитателем комментируют каждый символ на карте схеме

Зарисовывают результаты в карточках

Формирование мотивационной готовности к действиям. (личностный компонент)

Активно участвуют в исследовании, делают собственные выводы.

3. Самоконтроль. Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне и присаживайтесь по кругу на тёпленький песочек. Давайте расскажем о проделанной вами работе. Воспитатель обращается к ребенку с вопросом: Какой материал ты исследовал? Расскажи, какие данные ты получил, опираясь на свои схемы

каждый ребёнок рассказывает о свойствах материала, который исследовал

Проводят сравнительный анализ своей деятельности и сверстников.

4.Самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.

Педагог способствует конструктивному  решению проблемы.

- Ребята, у нас получились вот такие зарисовки о свойствах природных материалов. Для чего мы это делали?

Скажите, а что можно придумать, чтобы наши листочки не разлетелись по одному, ведь они важны для туземцев.

Воспитатель: Давайте ребята, сделаем книгу, чтобы её было удобно хранить.

Воспитатель: А теперь мы подарим эту книгу жителям острова, что бы они научились использовать эти материалы в своей жизни.

Ой, ребята, посмотрите, корзина, в ней бананы и какая- то записка.    (Слайд со схемой)

Это вас благодарят жители этого острова, за помощь.

Дети  вовлечены в обсуждение, выражают собственные мысли, коллективно ищут и находят решение проблемы.

Ответы детей

Высказывают свои мнения, желания.

дети скрепляют листы, изготавливая книгу

дети кладут книгу в сундук, и закрывают его

дети стараются расшифровать послание

Усвоение  элементарных навыков использования полученных результатов (личностный компонент)

Ведут диалог.

Принимают решение

Педагог прощается с ребятами и выражает им признательность.

Воспитатель: А нам пора назад в детский сад. До свидания остров. Садитесь в лодку, нам пора отправляться в обратную дорогу.

(звучит шум моря, слайд: море)

Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте. Скажите, для чего мы делали книгу? Как вы считаете, справились ли мы с заданием? Какую информацию мы приготовили для жителей острова? Испытывали ли вы трудности в работе? Как вы с ними справились? Понравилось ли вам путешествие? Желаю вам ребята, продолжать исследовать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Ответы детей

Высказывают свои мнения, желания.

Прощаются.

Вежливо  прощаются, благодарят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физвоспитанию "Путешествие на остров "Спортус""

Представлен конспект сюжетного физкультурного занятия с использованием круговой тренировки....

Весёлое путешествие на остров.

Игры в средней группе с логическими блоками Дьенеша....

"Остров дружбы"

Занятие по нравственному воспитанию для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках образовательной области «Музыка» Тема: « Путешествие на чудо остров»

Развитие координации речи с движениями.Развитие силы голоса, певчего голоса, физиологического дыхания. Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.Развитие мелкой моторики, двигател...

"Остров Котлин, остров Котлин! Чудо из чудес!"

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы...