Путешествие на остров геометрических фигур
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Ранговская Елена Сергеевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_mmr.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе

на тему:

«Путешествие на остров геометрических фигур»

Провела: Ранговская Е.С.

воспитатель

Москва, 2010


Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  2. Формировать навыки порядкового счета в пределах 7;
  3. Закрепить умение выделять часть из целого;
  4. Развивать интерес к занятиям, к решению логических задач;
  5. Развивать логическое мышление и воображение;
  6.  Развивать фонематический слух и слуховое восприятие;
  7. Воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу.

Оборудование:

  1. игрушка Незнайка;
  2. гимнастические коврики,
  3. грибы, поделенные на части, с изображением цифр на обеих частях;
  4. цветы из геометрических фигур;
  5. аудио-запись «Шум моря».

Демонстрационный материал:

 Набор геометрических фигур.

Раздаточный материал:

  1. блоки Дьеныша;
  2. квадраты с зашифрованным изображением лодки;
  3. математические пеналы;
  4. математические полоски;
  5. цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей встать на ковре полукругом  и обращает их внимание на то, что в гости к ним пришел Незнайка. Незнайка очень хотел бы отправить в путешествие на остров геометрических фигур, но только не знает, как это сделать.

Воспитатель  говорит, что Незнайка хочет загадать детям загадку. (загадывает).

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

Как зовут его?

Дети: квадрат

Воспитатель: «Да, ребята, правильно, это квадрат. Вот и Незнайка принес  вам по необычному квадрату».

Воспитатель раздает детям квадраты и предлагает занять свои рабочие места. Затем воспитатель поясняет детям, что это непростые квадраты, а зашифрованные: в них спрятан вид транспорта, на котором Незнайка с ребятами хочет отправится в путешествие. Воспитатель просит детей закрасить на квадрате все треугольники и тогда получится это транспортное средство.

Вопросы к детям:

  1. «Какое транспортное средство у вас получилось?»
  2. «У всех получилась лодка?»
  3. «Почему получилась лодка?»

Воспитатель: «Вот на этой лодке мы и отправимся на остров геометрических фигур».

1 часть (работа с демонстрационным материалом).

Воспитатель предлагает детям посмотреть на геометрические фигуры, изображенные на доске и назвать их (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, трапеция, ромб, овал).

По-очереди воспитатель вызывает несколько детей и просит их сосчитать все геометрические фигуры.

Вопросы к детям:

  1. «Сколько всего геометрических фигур?»
  2. «А как мы узнали, что их 7?»
  3. «Все согласны, а ты как считаешь?» (воспитатель спрашивает у конкретных детей) и т.п.

Воспитатель: «Да, правильно, Всего 7 геометрических фигур. Ребята, когда хотят узнать сколько предметов их считают так: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Считая так, находят ответ на вопрос: сколько всего  геометрических фигур? Всего 7 геометрических фигур. Когда мы хотим узнать место предмета среди других, тоже считаем, но по-другому. Послушайте и посмотрите, как считают, когда узнают на каком месте предмет, который он по счету. (воспитатель считает слева-направо) Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой».

Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает им пересчитать фигуры по порядку.

Вопросы к детям:

  1. «Какая фигура третья по порядку?»
  2. «Какая фигура пятая по порядку?»
  3. « Какая фигура седьмая по порядку?»
  4. «Который по порядку круг?»
  5. «А квадрат?» и т.п.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «День-ночь». Пока дети закрывают глаза (ночь),  воспитатель меняет геометрические фигуры местами. Дети открывают глаза (день), воспитатель задает аналогичные вопросы.

2 часть  (работа с раздаточным материалом)

Воспитатель предлагает детям на верхнюю полоску выложить семь квадратов, а на нижнюю полоску семь треугольников. Затем, воспитатель предлагает детям убрать второй по счету квадрат и положить на его место круг, убрать четвертый по счету квадрат и положить на его место треугольник, тоже самое проделывается с треугольниками, только меняется задание: убрать третий по счету треугольник и положить на его место овал, убрать седьмой по счету треугольник и положить на его место квадрат.

Вопросы к детям:

  1. «Сколько всего геометрических фигур на верхней полоске?» (семь).
  2. «Сколько всего геометрических фигур на верхней полоске?» (семь).
  3. «Что мы можем сказать о них?» (их поровну, одинаковое количество, на верхней полоске, столько же геометрических фигур, сколько на нижней).
  4. «Сколько всего квадратов на верхней полоске?»
  5. «А треугольников на нижней?»
  6. «Какой по счету стоит круг на верхней полоске, а на нижней?»
  7. «Какой по счету стоит квадрат на нижней полоске, а овал?» И т.п.

Проводится физкультминутка

Воспитатель приглашает детей на ковер.

Воспитатель: «Ребята, а  сейчас вы будете лодками, на которых вместе с Незнайкой, поплывете в путешествие.

 Воспитатель предлагает детям занять место на гимнастических ковриках: лечь на живот и выполнить упражнение «Лодочка», затем встать и выполнить упражнение «Волна».

3 часть

Воспитатель: «Ребята, а вот и первая остановка. Остров цветов».

 Воспитатель обращает внимание на поляну цветов: ромашки непростые.

Вопрос к детям:

«Кто заметил, чем отличаются эти ромашки?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Правильно, они сделаны из геометрических фигур. Все лепестки разные. Каждый лепесток – загадка. Отгадайте загадки и мы сможем отправиться путешествовать дальше».

 Воспитатель загадывает детям загадки (по выбору воспитателя о геометрических фигурах, цифрах).

4 часть

Воспитатель: «А вот и остров животных. Но на этом острове живут непростые животные. Они оставили для нас письмо. Давайте скорее посмотрим, что в нем. Ребята, в этом письме животные просят нас о помощи. Конечно же, мы поможем им ведь мы не можем оставить их в беде». Воспитатель предлагает собрать из геометрических фигур «Гуся и лису» (работа с блоками Дьеныша).

5 часть

Воспитатель: «Молодцы, все помогли животным. Продолжаем наше путешествие. А вот и Остров грибов. Ребята, мы приплыли с вами на остров грибов, только вот беда, кто-то поснимал все шляпки с грибов и перепутал их метами. Так нельзя мы должны помочь грибам и вернуть все на свои места». Детям предлагается найти шляпки и ножки от грибов (с одинаковым изображением цифр) и выложить их по порядку.

Вопросы к детям:

  1. «Правильно ли вы выложили грибы?»
  2. «Давайте их посчитаем»
  3. «Какой по счету стоит красный гриб?»
  4. «А желтый?»
  5. «Какой по счету стоит  оранжевый гриб?»
  6. «Сколько всего грибов?»

6 часть

Вопросы к детям:

  1. «Понравилось ли вам занятие?»
  2. «Что нового вы сегодня узнали?»
  3. «Что для вас было трудным, а что легким?»

Незнайка благодарит детей за увлекательное путешествие и дарит им угощение. Незнайка прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на остров "Геометрических фигур"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на остров "Геометрических фигур"...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие на остров геометрических фигур»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие на остров геометрических фигур»...

Конспект НОД "Путешествие на остров геометрических фигур и чисел"

Интегрированная непосредно образовательная деятельность на тему: "Путешествие на остров геометрических фигур и чисел"....

Формирование элементарных математических представлений "Путешествие на остров геометрических фигур"

Формирование элементарных математических представлений "Путешествие на остров геометрических фигур"ЦЕЛИ:- Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;ЗАДАЧИ:Выявить полученные з...

Занятие: Познание. Формирование элементарных математических представлений. "Путешествие на остров геометрических фигур".

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах....

Итоговая игра «Путешествие на остров геометрических фигур» По математике во второй младшей группе

Цели:-  Закрепить знания, полученные ранее детьми, порядковый счет, знание геометрических фигур;- Находить пару, ориентируясь на форму предмета;- Вызвать у детей радостное настроение. Задачи...