Что мы знаем об электричестве. Познавательно-исследовательская деятельность. 6-7 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Громина Надежда Николаевна

Что мы знаем об электричестве.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность.

Цель: Познакомить детей со статическим электричеством, причинами его возникновения.

Задачи: Расширить представление об электричестве, истории его возникновения, 

Обобщить знания о пользе и опасности электричества.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе.

Ожидаемый результат: повышение интереса к окружающим предметам, использование полученных знаний в повседневной жизни.

 Материал: воздушные шары по количеству детей, шерстяные тряпочки, счётные палочки, пенопласт, картинки на тему «Электричество опасно», ноутбук, телевизор.

Ссылка на презентацию:: http://zvezdochka-usinsk.narod.ru/raboty/vospitatel_goda/Gromina/elektrichestvo/prezentacija_microsoft_office_powerpoint.swf

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_ob_elektrichestve.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с электричеством.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность.

Цель: Познакомить детей со статическим электричеством, причинами его возникновения.

Задачи: Расширить представление об электричестве, истории его возникновения,  

Обобщить знания о пользе и опасности электричества.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе.

Ожидаемый результат: повышение интереса к окружающим предметам, использование полученных знаний в повседневной жизни.

 Материал: воздушные шары по количеству детей, шерстяные тряпочки, счётные палочки, пенопласт, картинки на тему «Электричество опасно», ноутбук, телевизор.

Восп. Ребята, какое у вас настроение сегодня?

(Хорошее)

Восп..

Становитесь дети в круг.

Ты моя друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся.

Давайте улыбнёмся и нашим гостям и подарим им частичку нашего настроения.

А теперь присядьте на стульчики (садятся перед экраном)

Сегодня со мной случилось одно неожиданное событие. Я пришла в детский сад и включила настольную лампу. Но свет почему-то не зажёгся. Как вы думаете, почему так могло случиться?

(ответы детей)

Восп. А давайте вместе разберёмся в этой проблеме. Что такое вообще электричество, как вы думаете?

(это ток, идет по проводам)

Правильно. И наша лампа тоже работает от электричества.

А вы хотите узнать, как он рождается, как попадает в наши дома и как работает?

Тогда я приглашаю вас в небольшое путешествие, и сначала мы отправляемся в прошлое.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

(Сл.1)

(Сл.2 лучина)

 Оказывается, электричество было не всегда.  В те далекие времена люди освещали свои жилища лучинками - тонкими деревянными щепками, которые вставлялись в специальные подставки – светцы,  которые можно было переносить в нужное место. Людям нужно было выполнять много работы: прясть пряжу, ткать, вязать, плести лапти и т.д. С наступлением темноты они садились поближе к лучине и работали. Как вы думаете, удобное было такое освещение? Почему?

(ответы детей)

Верно. Лучины быстро сгорали, и их приходилось часто менять. Кроме того это было небезопасно. Чтобы пол под лучиной не загорелся, туда ставили ёмкость с водой.

(Сл.3 факел)

А большие дворцы и замки с огромными залами освещались обычными факелами. В таких дворцах служили специальные люди, следившие за огнём в факелах, гасившие и зажигавшие их.

(Сл.4 масляный)

Позже люди заметили, что если кусочек верёвки обмакнуть в масло, то она горит долго. Так появились масляные светильники. Но жидкое масло разливалось,  и мог начаться пожар.

(Сл.5свеча)

Тогда люди придумали свечку. Пожаров стало меньше. Но свечка давала мало света и, вдобавок, тоже была небезопасна. Как вы думаете, почему?

(ответы детей)

(Сл.6керосинка)

Потом появились керосиновые лампы. В неё заливался керосин, который, сгорая, давал свет. Но и эти лампы давали немного света. К тому же от них шёл неприятный запах, и нужно было покупать и постоянно доливать в них керосин.

(Сл.7 тесла)

Тогда люди придумали электричество. Оно побежало по проводам, и в каждом доме загорелись лампочки. И теперь лампочки освещают наши квартиры, дома, больницы, школы, детские сады и т. д. Лампочка оказалась самой удобной, надёжной и безопасной.

Ребята, а только ли лампочка работает от электричества?

(ответы детей)

Какие еще приборы и техника работают от электричества?

(Ответы детей)

(Сл.8 быт. техника)

(Сл.9 фонари)

Кроме того, электричество служит для освещения всех больших и малых городов и сёл, и

 (Сл. 10)

 на нём работают все заводы и фабрики всего мира, двигаются поезда.

Верно. И в нашей группе без электричества нам не обойтись.

 А давайте разберёмся, откуда же оно к нам приходит?

(Сл.11 видео электричество)

Электрический ток похож на реку, по которой текут маленькие заряженные частицы. И река эта заключена в электрический провод.

Электричество вырабатывают на электростанциях.

От них по всем уголкам земного шара расходятся миллионы проводов.

Такой проводок проводят в наши дома, где он заканчивается  розеткой или выключателем. А в них мы уже включаем наши бытовые приборы или зажигаем свет лампочки.

(сл.12 электрик)

Люди, которые занимаются работой с электричеством, исправляют неисправности в проводах, розетках, выключателях, называются электриками. Если в вашем доме случилась неприятность с электричеством, то нужно обязательно вызвать электрика, ни в коем случае не пытаться самим исправить поломку в проводах, розетках или электроприборах.

(сл.13 молния)

А ещё, ребята, у электричества, которое живёт в проводах, есть очень грозная сестрица. Кто догадался, как её зовут?

(Молния)

 Верно. Молния-это очень мощный и опасный электрический разряд, который создала сама природа.

Восп. Ребята, а вы хотите сами увидеть электричество и научиться его делать?

Я предлагаю вам посетить нашу научную лабораторию. Ой, ребята посмотрите на шарик.  Он висит на стене.  Интересно, как он держится на стене? А давайте мы возьмём по шарику и тоже попробуем повесить их на стену. Не получилось. А сейчас потрите шарик шерстяной тряпочкой  и попробуйте ещё раз. Что произошло? Почему он повис?

Вывод.  Некоторые предметы имеют электрический заряд. И могут передавать его другим предметам, наэлектризовывать.

  1. А теперь возьмём со стола пластмассовые палочки и поднесём их к шарикам пенопласта. Что произошло? (ничего) А теперь попробуем потереть палочки о свои волосы и попробуем снова. Что произошло? ( шарики поднялись вверх и прилипли к палочкам)

Вывод: Электрическим зарядом может обладать и человек. И может предавать его другим предметам.

  1. Поместим рядом два наэлектризованных воздушных шарика. Они отталкиваются, ссорятся. Потому что оба обладают электрическим зарядом. Как  их помирить - снять с одного шарика электричество. Как вы думаете, как снять электричество с одного шарика?

(Ответы детей)

Предлагаю намочить один из них водой.

Вывод: когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой. Вода снимает с предметов электрический заряд.

Восп. Молодцы, ребята. Сейчас мы с вами познакомились со статическим электричеством, младшим братом того электричества, что живёт в наших розетках. Его вы можете почувствовать, когда долго гладите животное, и проскакивают искры. Когда вы оделись и коснулись друг друга, пролетает искра.

Это все статическое электричество. Что помогает избавиться от него? (Вода)

 Вот видите, оказывается, электричество может жить не только в проводах, но и среди нас с вами. И может делать простые вещи волшебными.

(Сл. 14 Знак опасности) Ребята, вам знаком этот знак?

Что он обозначает?

Верно. Электричество может быть как нашим другом, так и врагом. Как вы думаете, когда это может случиться?

(ответы)

Давайте мы с вами вместе подумаем и объясним, какие правила нам нужно соблюдать, чтобы электричество не превратилось в нашего врага.

Разбиваемся на пары и выбираем себе картинку . Объясняем её и прикрепляем на доску.

1. Не подходить  и не трогать оголённые провода

2. Не трогать электроприборы мокрыми руками

3. не засовывать никакие, особенно металлические предметы в розетку

4. не пытаться починить неисправную розетку или выключатель, вызвать электрика

5. Не тянуть за провода, включенные в розетку.

6. Нельзя разбирать электроприборы.

7. Нельзя играть вблизи проводов ЛЭП.

8. Не пользоваться неисправными эл. приборами.

Наша памятка готова. Молодцы, ребята. Так что же мне делать с моей проблемой? Может попытаться как-то починить мою лампу?

(Ответы)

Нам пора заканчивать наше занятие. Что сегодня вас удивило? Что огорчило? Что порадовало? Что было интерсно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...